Русские европейцы или русские туземцы?

Пт, 11/27/2015 - 22:20

Внизу справа — Исаак Презент, рядом с ним — Трофим Лысенко

Трофим Лысенко — письмо Сталину, 1948 г. Разгром советской генетической школы

ВЕРШИНА ЕВРОПЕИЗАЦИИ

В общем и целом красные оказались ближе «туземцам», чем белые. В этом заключена одна из причин их победы в Гражданской войне.
Сейчас всей России вбивается в голову мысль о том, что после революции в стране возникло «царство хамов». Посмотрите любой исторический фильм, вышедший на экран в последние годы.

Мысль эта не нова. Еще эмигрировавшие в рядах «первой волны» русские европейцы были убеждены — без них Россию ждет полное и безнадежное одичание. Но этого не произошло. Наоборот — страна необычайно продвинулась по пути европейской культуры.

В чем причина этого парадокса? Коммунисты совершенно правильно указывают на то, что в первые годы Советской власти открылось огромное количество школ и библиотек. Что властью предпринимались энергичные усилия по ликвидации неграмотности. Что выходцам из простого народа был открыт путь к высшему образованию.
Это правда, но это не ВСЯ правда. Само по себе европейское образование могло дать только новое поколение горьковских «варваров». Или, как их сейчас называют, — «образованцев».
Простое натаскивание «туземцев» на просвещение еще в 20-е годы стало объектом насмешек со стороны советской сатиры. Вспомните рассказ Зощенко. Неграмотных красноармейцев строем водят в музеи и театр оперы и балета. А солдатам, умеющим читать, дают билеты в кино и цирк.

Чтобы просвещение в очередной раз не превратилось в пародию на себя — нужно было дать простым людям образец «просвещенного европейца». И такой образец явился.
Революционная буря, вышвырнувшая из России многие тысячи «старых» русских европейцев, принесла в нее «интернационалистов». В народе их именовали «латышами» — в честь самого значительного этнического компонента «интернационалистов».

Социальный состав «латышей» изначально был весьма пестрым. Среди них попадались и патриархальные «туземные» элементы. Но после Гражданской войны в Советской России остались лишь представители революционной интеллигенции и классово сознательные рабочие — люди, представлявшие собой наиболее «европеизированную» часть своего народа. Они-то и стали образцом «европейца» для массы русских, украинцев, белорусов и других народов СССР.

Можно спросить: но ведь цари тоже завозили в страну «образцовых европейцев»? При Екатерине II одних немцев было завезено в Поволжье до ста тысяч. Почему они не стали образцом для русских мужиков? А все дело в том, что само слово «немец» относило человека в глазах русских крестьян к категории «господ». И пропасть между «европейцем» и «туземцем» усиливалась еще и национальным фактором.

Совсем иная картина наблюдалась с «латышами». Во-первых — у всех на слуху был один из лозунгов революции: «Нет наций, а есть только классы!» Лозунг спорный — но именно он снял национальный рубеж между «латышами» и коренным населением Советской России.
Во-вторых, «латыш», оказавшийся в российской (украинской, белорусской) глубинке, получил свою должность в качестве «образцового пролетария». И все знали, что он точно такой же крестьянский сын, как и все вокруг. Для деревенских парней и девчат было стыдно оказаться менее культурными людьми, чем «латыш» или его родные и близкие. Для моего отца таким образцом «европейца» стала семья его одноклассника Борьки Яниса.

Когда в 44-ом году отец стоял в Таллинне на квартире в семье «эстонских русских» (эти люди жили в Ревеле до революции и остались там после провозглашения независимой Эстонии) — хозяева не могли поверить, что он получил типичное образование советского офицера. Девять классов (в те времена — полное среднее образование), неполный курс учительского института и совсем уж сокращенный — Артиллерийской академии. А рассказы отца о том, что всю «культуру» он подсмотрел в семье своего одноклассника-латыша — вызывали смех хозяев: «Сразу видно, что Вы не ездили на лето в Латвию. Латыши на дальних хуторах совершенно дикие. Словно вчера вышли из каменного века!»
И действительно, в глубинах Прибалтики отцу довелось встретить таких «туземцев», о существовании которых в Советской России уже забыли. Но в том-то и дело, что образцовыми европейцами Советского Союза были не эти «люди из каменного века», а латышские, эстонские и литовские «европейцы».

Иногда в качестве образца европейцев выступали и русские городские рабочие с крупных заводов — «путиловцы». Но они были слишком «своими», чтобы стать образцом.
Может возникнуть впечатление о том, что я хвастаю своим отцом. (Хотя еще в былине «Садко» сказано: «Умный хвастает старым батюшкой — глупый хвастает молодой женой».) Я не стал бы поминать отца, если бы он не был типичной фигурой. Достаточно обратиться к советской литературе.

Роман Эммануила Казакевича «Дом на площади», посвященный советским оккупационным войскам в Германии. Советский комендант принимает дела у своего английского предшественника — баронета Фрейзера. Английский аристократ очарован безукоризненными «европейскими» манерами советского офицера. Спрашивает у него о том, знатного ли тот происхождения. И получает ответ, что самого знатного, какое только возможно в Советском Союзе: отец у него лесоруб, а мать — крестьянка.
«Вот вы — мальчик из интеллигентной семьи…», — обращается один из персонажей к главному герою романа Александра Крона «Дом и корабль». И страшно удивляется, когда узнает, что имеет дело с «мальчиком из фабричного поселка». Человек, считающий себя знатоком людских характеров, смог произнести после этого лишь одно: «Быстро же вас делают!»

Другие материалы рубрики


  • В годы Великой Отечественной войны в связи с мобилизацией всех сил и средств на нужды фронта количество выходящих в СССР периодических изданий повсеместно резко сократилось. Однако продолжали выходить все центральные, областные, районные газеты и малоформатные многотиражки на некоторых предприятиях, так что печатного слова в стране, в общем-то, меньше не стало. Не стало оно также ни более умным, ни более правдивым, зато его откровенно лживый характер стал виден буквально за версту…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • При написании этой статьи автор испытывал определенные трудности. «Жизнь каждого человека достойна романа», но вместить несколько биографий в одну статью очень сложно. С одной стороны, хотелось отразить некоторые факты из жизни наших героинь, с другой стороны — автор стремился изложить в понятной форме математические заслуги, которые дают нам право называть описанных здесь женщин «великими математиками», а с третьей — хотелось осветить тот тернистый путь, который пришлось преодолеть женщинам за равные возможности в науке.
    Одним из критериев цивилизованности общества является отношение к женщине. В какой степени женщина наделена или обделена правами — в такой стадии находится и процесс цивилизации данного общества. Говоря об античности, стоит иметь в виду, что речь идет о временном промежутке большем, чем уже длится наша эра, и о совокупности совсем разных культур, в каждой из которой было свое отношение к женщине и ее месту.



  • Испокон веков люди прятали ценности, даже когда их сокровищам не угрожала никакая опасность. Причиной тому зачастую была вера в загробную жизнь, и у многих древних народов принято было готовиться загодя к потустороннему существованию. И хотя народная мудрость гласит: “В гроб с собой золото не возьмешь”, — древние предпочитали свои сокровища прихватывать на тот свет.
    В исландских сагах рассказывается, как некто Скаллагрим, заботясь о своем загробном будущем, еще при жизни утопил в болоте сундук с серебром. Его сын Эгиль, известный скальд (поэт-певец у древних скандинавов), получил в награду от английского короля два сундука с серебром и незадолго до своей смерти с помощью рабов зарыл сокровища в укромном месте, а рабов перебил. А предводитель викингов города Йомсборга, Буи Толстый, когда его смертельно ранили в морском бою, поспешил выпрыгнуть с двумя сундуками золота за борт корабля — таким образом он материально обеспечил свое прибытие в мир праотцов.
    В течение тысячелетий копилось на земле богатство, чтобы затем уйти вместе с владыками в землю или исчезнуть в пламени погребального костра. Особой пышностью сопровождались похороны любимца Александра Македонского Гефистиона: в погребальный костер были брошены оружие, золото, серебро и драгоценная одежда умершего. В 410 году в Италии умер король готов — Аларих. Чтобы оградить место захоронения своего короля, его подданные перегородили реку плотиной, а когда русло обнажилось, вырыли на дне реки огромную усыпальницу.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Сегодня наука столкнулась с ограничениями этического характера практически во всех областях знания. Мы еще не решили для себя, насколько правомерно клонирование человека и искусственное изменение его генотипа, допустимо ли стимулировать возникновение разума у животных. Физика элементарных частиц может открыть способ получения невиданных ранее количеств энергии — а заодно и оружия, по мощности которому не будет аналогов, психология и психиатрия обнаружили методы контроля сознания и корректировки поведения — вербальные и физиологические. Характерна крайняя «аккуратность» в космических исследованиях: все посылаемые на Марс аппараты тщательно стерилизуются, чтобы не занести на Красную планету земные микроорганизмы; космическая станция Галилео с той же целью была уничтожена в атмосфере Юпитера — иначе сохранялся шанс, что в результате столкновения с Европой туда может быть занесена земная жизнь; в ходе эксперимента НАСА «Deep Impact» — бомбардировки кометы Tempel-1 для изучения химического состава кометного вещества — в астрономических кругах разгорелась жаркая дискуссия по поводу допустимости таких «варварских» способов изучения.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца, средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.
    Египтяне считали, что «Душа» Ба — сокол с человеческой головой — «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Именно поэтому и бальзамировали умерших, чтобы сохранить тело нетленным для «души» Ба.
    Самой древней человеческой мумии 7039 лет. Она найдена не в Египте, а в Чили и находится в настоящее время в Сантьяго, в Национальном музее истории природы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Любой из нас с детства часто слышит, что высшее образование важно. Из-за чего складывается такое мнение? Все дело в том, что получение качественного образования дает высокий статус социальный, нормальную зарплату при трудоустройстве и интерес будущих работодателей. Помимо этого, обучение гарантирует развитие не просто профессиональных, но и личностных качеств.

    Каждый выпускник школы желает поступить в престижный ВУЗ, надеясь на будущие всевозможные привилегии. Это оправданно, так как образованные граждане мыслят гораздо глубже, чем те, кто решил ограничиться начальным или средним образованием.



  • «В антропологическом облике восточных славян отразилась вся сложность и многогранность этнической истории славян и их этногенеза».
    Этими словами Татьяна Алексеева заканчивает свое талантливое исследование «Этногенез восточных славян», вышедшее в свет более четверти века назад.
    Что, кратко говоря, имела в виду Алексеева в своем заключении? Очень просто: восточные славяне прошли сложный путь этнической истории, и его можно «прочитать» по их физическому облику. Перефразируя известные слова Льва Толстого, можно сказать, что в этнической истории восточных славян мы наблюдаем сходство несходного с историей ряда других этнических образований и несходство сходного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Еще раз напомню, что календарной проблемы не существовало бы, если бы Земля, совершив полный оборот вокруг Солнца, одновременно целое число раз повернулась вокруг своей оси. Фактически же наша планета за это время делает 365 полных оборотов и еще примерно четверть. Именно это учитывается юлианским календарем, который складывает эти четвертинки в дополнительные сутки (29 февраля) в високосном году. Однако следующая проблема состоит в приблизительности этой самой "четвертинки" оборота (выше уже упоминались соответствующие расчеты Гиппарха), из-за которой в юлианском календаре за 128 лет появляется погрешность в целые сутки. В результате в XVI веке было замечено, что весеннее равноденствие вместо 21 марта наступало уже 11-го. Впрочем, ошибка отмечалась и раньше, несколько пап собирались ей заняться, приглашали к решению проблемы Коперника, но тот отказался, ибо не располагал всеми необходимыми научными данными. И вот наконец для устранения замеченного календарного дефекта папа Григорий XIII собрал комиссию из знаменитых астрономов, математиков и священнослужителей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5