Русские европейцы или русские туземцы?

Пт, 11/27/2015 - 22:20

Внизу справа — Исаак Презент, рядом с ним — Трофим Лысенко

Трофим Лысенко — письмо Сталину, 1948 г. Разгром советской генетической школы

ВЕРШИНА ЕВРОПЕИЗАЦИИ

В общем и целом красные оказались ближе «туземцам», чем белые. В этом заключена одна из причин их победы в Гражданской войне.
Сейчас всей России вбивается в голову мысль о том, что после революции в стране возникло «царство хамов». Посмотрите любой исторический фильм, вышедший на экран в последние годы.

Мысль эта не нова. Еще эмигрировавшие в рядах «первой волны» русские европейцы были убеждены — без них Россию ждет полное и безнадежное одичание. Но этого не произошло. Наоборот — страна необычайно продвинулась по пути европейской культуры.

В чем причина этого парадокса? Коммунисты совершенно правильно указывают на то, что в первые годы Советской власти открылось огромное количество школ и библиотек. Что властью предпринимались энергичные усилия по ликвидации неграмотности. Что выходцам из простого народа был открыт путь к высшему образованию.
Это правда, но это не ВСЯ правда. Само по себе европейское образование могло дать только новое поколение горьковских «варваров». Или, как их сейчас называют, — «образованцев».
Простое натаскивание «туземцев» на просвещение еще в 20-е годы стало объектом насмешек со стороны советской сатиры. Вспомните рассказ Зощенко. Неграмотных красноармейцев строем водят в музеи и театр оперы и балета. А солдатам, умеющим читать, дают билеты в кино и цирк.

Чтобы просвещение в очередной раз не превратилось в пародию на себя — нужно было дать простым людям образец «просвещенного европейца». И такой образец явился.
Революционная буря, вышвырнувшая из России многие тысячи «старых» русских европейцев, принесла в нее «интернационалистов». В народе их именовали «латышами» — в честь самого значительного этнического компонента «интернационалистов».

Социальный состав «латышей» изначально был весьма пестрым. Среди них попадались и патриархальные «туземные» элементы. Но после Гражданской войны в Советской России остались лишь представители революционной интеллигенции и классово сознательные рабочие — люди, представлявшие собой наиболее «европеизированную» часть своего народа. Они-то и стали образцом «европейца» для массы русских, украинцев, белорусов и других народов СССР.

Можно спросить: но ведь цари тоже завозили в страну «образцовых европейцев»? При Екатерине II одних немцев было завезено в Поволжье до ста тысяч. Почему они не стали образцом для русских мужиков? А все дело в том, что само слово «немец» относило человека в глазах русских крестьян к категории «господ». И пропасть между «европейцем» и «туземцем» усиливалась еще и национальным фактором.

Совсем иная картина наблюдалась с «латышами». Во-первых — у всех на слуху был один из лозунгов революции: «Нет наций, а есть только классы!» Лозунг спорный — но именно он снял национальный рубеж между «латышами» и коренным населением Советской России.
Во-вторых, «латыш», оказавшийся в российской (украинской, белорусской) глубинке, получил свою должность в качестве «образцового пролетария». И все знали, что он точно такой же крестьянский сын, как и все вокруг. Для деревенских парней и девчат было стыдно оказаться менее культурными людьми, чем «латыш» или его родные и близкие. Для моего отца таким образцом «европейца» стала семья его одноклассника Борьки Яниса.

Когда в 44-ом году отец стоял в Таллинне на квартире в семье «эстонских русских» (эти люди жили в Ревеле до революции и остались там после провозглашения независимой Эстонии) — хозяева не могли поверить, что он получил типичное образование советского офицера. Девять классов (в те времена — полное среднее образование), неполный курс учительского института и совсем уж сокращенный — Артиллерийской академии. А рассказы отца о том, что всю «культуру» он подсмотрел в семье своего одноклассника-латыша — вызывали смех хозяев: «Сразу видно, что Вы не ездили на лето в Латвию. Латыши на дальних хуторах совершенно дикие. Словно вчера вышли из каменного века!»
И действительно, в глубинах Прибалтики отцу довелось встретить таких «туземцев», о существовании которых в Советской России уже забыли. Но в том-то и дело, что образцовыми европейцами Советского Союза были не эти «люди из каменного века», а латышские, эстонские и литовские «европейцы».

Иногда в качестве образца европейцев выступали и русские городские рабочие с крупных заводов — «путиловцы». Но они были слишком «своими», чтобы стать образцом.
Может возникнуть впечатление о том, что я хвастаю своим отцом. (Хотя еще в былине «Садко» сказано: «Умный хвастает старым батюшкой — глупый хвастает молодой женой».) Я не стал бы поминать отца, если бы он не был типичной фигурой. Достаточно обратиться к советской литературе.

Роман Эммануила Казакевича «Дом на площади», посвященный советским оккупационным войскам в Германии. Советский комендант принимает дела у своего английского предшественника — баронета Фрейзера. Английский аристократ очарован безукоризненными «европейскими» манерами советского офицера. Спрашивает у него о том, знатного ли тот происхождения. И получает ответ, что самого знатного, какое только возможно в Советском Союзе: отец у него лесоруб, а мать — крестьянка.
«Вот вы — мальчик из интеллигентной семьи…», — обращается один из персонажей к главному герою романа Александра Крона «Дом и корабль». И страшно удивляется, когда узнает, что имеет дело с «мальчиком из фабричного поселка». Человек, считающий себя знатоком людских характеров, смог произнести после этого лишь одно: «Быстро же вас делают!»

Другие материалы рубрики


  • Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.
    С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Нежелание людей добровольно надевать ремни безопасности может быть вызвано осознанием предельно маленькой вероятности попадания в аварию с летальным исходом во время единственной поездки. Поскольку такие аварии случаются только один раз на несколько миллионов личных поездок, а приводящее к нетрудоспособности повреждение только один раз на сотню личных поездок, отказ надеть ремень безопасности может казаться вполне обоснованным. Однако такое решение выглядит менее здравым, если принять во внимание перспективу множественных поездок и рассмотреть существенную вероятность аварии в какой-либо из поездок. Так, в экспериментальном исследовании респондентам сообщалось, что за 50 лет вождения (около 40000 поездок) вероятность смерти увеличивается до 0,01, а вероятность получить, по крайне мере, одно приводящее к нетрудоспособности повреждение до 0,33. Участники эксперимента, рассмотрев эту перспективу длиною в жизнь, относились к ремням безопасности (и воздушным подушкам) более благосклонно, чем это делали люди, которых просили рассмотреть перспективу единичных поездок...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Западный фронт. Германские подразделения ночью скрытно проникли в обширную рощу с прилегающей к ней разрушенной деревней и готовились к атаке. Французские и бельгийские командиры не знали о численности вражеских войск и артиллерии. И тогда в воздух поднялся аэроплан для разведки. Вместе с пилотом в нем находился бельгийский король Альберт I. Немцы открыли по машине сильный огонь. Шрапнель рвалась совсем рядом. Но самолет не ретировался. Избегая попаданий, он маневрировал, то спускаясь по крутой спирали вниз, то стремительно поднимаясь зигзагами вверх.
    С аэроплана были выброшены сигналы, и тяжелая артиллерия союзников обрушила град снарядов по обнаруженному скоплению противника. Только после этого самолет приземлился. Германская пехота понесла большие потери...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная и не проверенная информация. Если она достоверна, то ее и определяют словом «информация». Если она недостоверна, то… говорят что это вранье, а если не столь грубо, то, что это слухи или сплетни. С течением времени слухи могут подтверждаться теми или иными фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в достоверную информацию. Причем слух — понятие относительное: то, что было слухом в одну эпоху, может стать достоверным сообщением в другую.
    Что же касается причины их столь стремительного распространения, то вот эта тайна занимает умы очень многих людей до сих пор…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Еще раз напомню, что календарной проблемы не существовало бы, если бы Земля, совершив полный оборот вокруг Солнца, одновременно целое число раз повернулась вокруг своей оси. Фактически же наша планета за это время делает 365 полных оборотов и еще примерно четверть. Именно это учитывается юлианским календарем, который складывает эти четвертинки в дополнительные сутки (29 февраля) в високосном году. Однако следующая проблема состоит в приблизительности этой самой "четвертинки" оборота (выше уже упоминались соответствующие расчеты Гиппарха), из-за которой в юлианском календаре за 128 лет появляется погрешность в целые сутки. В результате в XVI веке было замечено, что весеннее равноденствие вместо 21 марта наступало уже 11-го. Впрочем, ошибка отмечалась и раньше, несколько пап собирались ей заняться, приглашали к решению проблемы Коперника, но тот отказался, ибо не располагал всеми необходимыми научными данными. И вот наконец для устранения замеченного календарного дефекта папа Григорий XIII собрал комиссию из знаменитых астрономов, математиков и священнослужителей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Думается, что угроза, хотя и реальная, но весьма отдаленного будущего. Дело в том, что интеллект как таковой может зародиться в мозге, имеющем определенную критическую массу. Природа смогла дать всего один-единственный пример — мозг человека, который остается самым загадочным и сложным объектом в доступном нам мире. Вес этого живого «нейрокомпьютера» никак не бывает меньше килограмма. К живым существам на Земле с таким и даже более крупным мозгом относится не так уж и много организмов — на суше, к примеру, это слоны, в водах Мирового океана — киты и дельфины. И если мозг их по весу и объему сравним или даже превосходит мозг человека, то остаются еще и такие показатели, как структура, архитектоника, принцип функционирования.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Мы все знаем, что слово может созидать — и слово может разрушать! Но, пожалуй, нет и не будет лучшего примера, как словами была разрушена великая держава, чем пример с советской печатью в СССР…
    А начиналось все со свободы печати!
    Еще в своей работе «Что делать?» В.И. Ленин назвал газету не только коллективным агитатором, но и организатором — мол, людей информированных проще поднять на соответствующие политике партии свершения. Поэтому-то почти сразу после Великого Октября все оппозиционные газеты и журналы в стране и были закрыты, чтобы некому было сеять сомнения в умах людей. Теперь «правду» о жизни в стране и за рубежом советским гражданам сообщали только лишь советские издания, и, надо сказать, на первых порах они действительно ее сообщали!



  • Чем нас влечет будущее? Нашим разумом владеет неуемное желание узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество и определит облик следующей эпохи. Эта жажда познания подталкивает ученых исследовать будущее, создавая его теоретические модели. В общей массе футурологических прогнозов встречаются такие, в которых ведется речь о системном масштабном кризисе и ставится вопрос о завершении планетарного цикла истории. В других же, наоборот, говорится о вариантности будущего — веере различных сценариев грядущего. Что же ожидает нас в дальнейшем: финал или новый виток развития? И какие моменты необходимо учитывать при создании объективной картины будущего?

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Сегодня наука столкнулась с ограничениями этического характера практически во всех областях знания. Мы еще не решили для себя, насколько правомерно клонирование человека и искусственное изменение его генотипа, допустимо ли стимулировать возникновение разума у животных. Физика элементарных частиц может открыть способ получения невиданных ранее количеств энергии — а заодно и оружия, по мощности которому не будет аналогов, психология и психиатрия обнаружили методы контроля сознания и корректировки поведения — вербальные и физиологические. Характерна крайняя «аккуратность» в космических исследованиях: все посылаемые на Марс аппараты тщательно стерилизуются, чтобы не занести на Красную планету земные микроорганизмы; космическая станция Галилео с той же целью была уничтожена в атмосфере Юпитера — иначе сохранялся шанс, что в результате столкновения с Европой туда может быть занесена земная жизнь; в ходе эксперимента НАСА «Deep Impact» — бомбардировки кометы Tempel-1 для изучения химического состава кометного вещества — в астрономических кругах разгорелась жаркая дискуссия по поводу допустимости таких «варварских» способов изучения.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • От чего зависит наше душевное спокойствие? В юности мы беззаботны и радостны, полны сил и энергии. Прожитые годы, перенесенные личные неудачи меняют наш характер: кто-то становится беспокойнее, кто-то уходит в себя, а кто-то бросается в «публичную жизнь». Но одновременно всех нас накрывает волна — перелом в общественной жизни, в случае с Россией — это смена общественной формации. Что же происходит с нашей психикой во время катаклизмов? Психическим здоровьем занимается психиатрия — отрасль медицины, которая тесно связана с философией, психологией, этикой, социологией, лингвистикой, биологией, генетикой и другими отраслями знаний.