Русские европейцы или русские туземцы?

Пт, 11/27/2015 - 22:20

«ДЕЛАЛИ» НОВЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ НЕ ТОЛЬКО БЫСТРО, НО И ВЕСЬМА КАЧЕСТВЕННО

Можно ведь сослаться не только на советскую литературу. Есть воспоминания немцев, общавшихся с угнанными в Германию советскими девушками и подростками. Непредвзятых немцев поражал высокий уровень их интеллекта и культуры. Русская сельская молодежь была гораздо более «европейской», чем германские крестьяне.

За неполных два мирных десятилетия в СССР было «сделано» больше русских европейцев, чем цари сумели создать за двести с лишним лет. И очень существенно — эти русские европейцы не были поражены чванством, характерным для многих представителей дореволюционной интеллигенции. Осознавали себя частью народа, не отрекаясь от своих корней.
Культурный уровень старших поколений тоже повысился. Вспомните художественные произведения о Великой Отечественной войне (современная конъюнктурщина — не в счет) и скажите: кого из персонажей можно назвать «русским туземцем»? Лично я вспомнить не могу. Возникал удивительный синтез «европейского» и «туземного» начал.

«Европеизация» среди молодых мужчин была более глубокой, чем тот же процесс среди женщин. Только не надо упрекать меня в «мужском шовинизме». Этому были объективные причины.
Если деревенская девушка после школы не уезжала в город продолжать образование или работать на современном производстве — ее могла «засосать» обратно туземная среда. Парень же в подобной ситуации попадал в армию, где процесс европеизации продолжался. Образцами «европейцев» служили при этом не только младшие командиры из «латышей», но и командиры-«военспецы», комиссары из просвещенных городских рабочих.

Несмотря на неравномерность процесса европеизации, он в Советской России продвинулся так, как не продвигался за целые столетия. Никогда Россия не была так близка к воплощению мечты Петра Великого — превращению в самую передовую из европейских держав. Никогда массовая культура народов Советской России не была такой высокой, а высокая культура — такой массовой, как во второй половине 30-х годов.

Даже устранение «латышей» в ходе репрессий 37-го не смогло замедлить этот процесс. Место репрессированных латышей занимали новые поколения «русских европейцев» — сельские учителя и врачи, агрономы и механизаторы. И уже они становились для следующего поколения образцом культурного человека.

ВТОРИЧНОЕ «ОДИЧАНИЕ»

Почему же мы сейчас имеем то… что имеем?
В 37-м году в массовом порядке был изъят главный образец «европейца» — латыши. Были ли они в чем-то виновны — не мне судить. Важно то, что вместо них в качестве образца «просвещенного европейца» стала выступать «старая интеллигенция».
Этот слой был весьма неоднородным. В него, конечно же, входили люди, впитавшие в себя «народнические» тенденции. И если бы они выступали в качестве образца — потеря «латышей» не имела бы столь негативных последствий.

Но определяющими в составе «старой интеллигенции» стали не народники, а «русские европейцы» царского образца, а особенно — «горьковские варвары». Эти слои объединяло презрение к простому «непросвещенному» народу. И этим презрением они стали заражать русских европейцев, созданных по «латышскому образцу».
Новая интеллигенция была слишком молода, чтобы противостоять натиску интеллигенции старой. Тем более что старая интеллигенция приняла меры к тому, чтобы ограничить для выходцев из простого народа доступ к полноценному образованию.

До циркуляра «о кухаркиных детях» дело, по счастью, не дошло. Но старая интеллигенция нашла способ.
В разгар «перестройки и гласности» мне довелось прочесть одну заметку. В ней утверждалось, что лично Сталин приказал не пускать «колхозников» в высшие учебные заведения.
Это очень хорошо стыковалось с воспоминаниями отца о его попытке поступить в Московский автодорожный институт. С человека, закончившего украинскую школу, требовали доскональных знаний русского языка. «Срезали» ему оценки даже по тем предметам, которые он «знал, как бог». Этот рассказ не был следствием личной обиды отца. Точно так же на его глазах поступали со всеми выходцами из деревни или рабочих поселков — сыновьями «туземцев».

Вот только было ли это сделано по распоряжению Сталина или еще кого-то из высшего руководства страны? Сейчас думается, что инициатива исходила от самих вузовских преподавателей.
Впервые в русской истории сельская средняя школа (не стоит забывать, что в царской России средней сельской школы вообще не существовало) подготовила так много выпускников, что они могли бы занять все места в многочисленных ВУЗах страны. А куда пошли бы «профессорские» детишки? Уж не на заводы ли? Социальный инстинкт самосохранения «старой интеллигенции» подтолкнул вузовских преподавателей к фальсификации экзаменов.

Путь выходцев из деревни к высшему образованию существенно осложнился. Надо было либо идти на завод в крупном городе и пробиваться через «рабфак», либо поступать в те учебные заведения, куда еще пускали «колхозников» — областные учительские и медицинские ВУЗы и военные училища.

Эта искусственная плотина сдерживала процесс «европеизации» народа, но не могла полностью остановить его. Кроме того, руководство страны могло узнать о творившихся безобразиях и устроить «чистку» профессорско-преподавательского состава. Этих препон было слишком мало, чтобы вернуть народ на путь «туземцев».
Но тут подоспела война. Еще до нее — во время финской кампании — начался массовый призыв в армию сельских учителей. Именно в этих обстоятельствах мой отец стал директором средней школы 21 года от роду. Он просто остался единственным учителем-мужчиной на всю округу. И соответственно — главным образцом «культурного человека».
Во время войны процесс просвещения был прерван не только в оккупированных районах страны, но и во многих прифронтовых. Именно тогда в Советском Союзе снова появилась молодежь, имеющая «неполное начальное» образование.

Юноши самого «европеизированного» поколения 22, 23 и 24 годов рождения не вернулись с войны. Молодой образованный мужчина стал на селе почти такой же редкостью, как и в царское время. А если вдруг оказывался — его стремились выдвинуть «в начальство». Снова возникал рубеж, мешающий «русскому европейцу» стать культурным образцом для следующих поколений.
Жестоко пострадала и женская половина этих поколений. Тут были и прямые военные потери, и психологическая травма тех девчат, которые были угнаны в Германию. В то время, когда одни немцы восхищались уровнем их культуры, другие стремились самоутвердиться, низведя их до состояния скотины. И иногда это удавалось…
Тем не менее потери женской части поколения 20-30-х были менее значительными. В глубинке остался довольно широкий слой образованных женщин — учителя, врачи, сельские библиотекари, специалисты сельского хозяйства, не выдвинувшиеся в начальники. Деревенские девчонки имели живой образец «русской европейки», а парням этого образца не досталось.
Рубежным следует признать момент ликвидации Машинно-тракторных станций (МТС). Наиболее развитые и культурные из сельских механизаторов после этого подались в город. А на селе остались… не самые культурные.

Стоит ли удивляться тому, что процесс «вторичного одичания» начался именно с мужчин? Достаточно прочитать советские литературные произведения, посвященные деревне 50-70-х годов. Молодые женщины в них — все еще «русские европейки», а парни в своей массе уже «туземцы». Интеллигентный тракторист из фильма «Дело было в Пенькове» — скорее исключение, чем правило.

Одни писали об этом с болью, как Василий Шукшин и «деревенщики». Другие смаковали процесс одичания, подлаживаясь к вкусам «старой интеллигенции».
Перманентная школьная реформа ведет к тому, что большая часть народа будет воспроизводиться в качестве малограмотных «туземцев». А для подготовки слоя «русских европейцев» достаточно немногочисленных частных школ.

Призыв сельских учителей и врачей на срочную службу приведет к окончательному исчезновению из глубинки «образцового европейца». Ликвидация сельских школ и библиотек сократит и число «европеек» — учительниц и библиотекарш. Значит — процесс одичания захватит и массу женщин…

Другие материалы рубрики


  • При написании этой статьи автор испытывал определенные трудности. «Жизнь каждого человека достойна романа», но вместить несколько биографий в одну статью очень сложно. С одной стороны, хотелось отразить некоторые факты из жизни наших героинь, с другой стороны — автор стремился изложить в понятной форме математические заслуги, которые дают нам право называть описанных здесь женщин «великими математиками», а с третьей — хотелось осветить тот тернистый путь, который пришлось преодолеть женщинам за равные возможности в науке.
    Одним из критериев цивилизованности общества является отношение к женщине. В какой степени женщина наделена или обделена правами — в такой стадии находится и процесс цивилизации данного общества. Говоря об античности, стоит иметь в виду, что речь идет о временном промежутке большем, чем уже длится наша эра, и о совокупности совсем разных культур, в каждой из которой было свое отношение к женщине и ее месту.



  • От чего зависит наше душевное спокойствие? В юности мы беззаботны и радостны, полны сил и энергии. Прожитые годы, перенесенные личные неудачи меняют наш характер: кто-то становится беспокойнее, кто-то уходит в себя, а кто-то бросается в «публичную жизнь». Но одновременно всех нас накрывает волна — перелом в общественной жизни, в случае с Россией — это смена общественной формации. Что же происходит с нашей психикой во время катаклизмов? Психическим здоровьем занимается психиатрия — отрасль медицины, которая тесно связана с философией, психологией, этикой, социологией, лингвистикой, биологией, генетикой и другими отраслями знаний.



  • ...По некоторым данным, в этой организации состоит более 55 тысяч членов из 84 стран. Согласно декларациям ее духовных лидеров, человечество должно прийти к бессмертию, используя метод клонирования.

    В 2002 году Бриджит Буаселье, являющаяся руководителем компании Clonaid, близкой к секте, сообщила о том, что на свет появился первый клон – девочка по имени Ева (Eve).
    Однако убедительных доказательств существования клонированного ребенка научной общественности представлено не было. Вместе с тем, это заявление весьма широко обсуждалось в прессе.
    Добавлю к этому, что в ряде стран, среди которых была и Россия, наложен запрет на клонирование человека. В обществе развернулась широкая дискуссия о перспективах развития этого научного направления. Ее участниками стали не только видные ученые, но и авторитетные деятели, представляющие наиболее многочисленные религиозные конфессии мира.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Немало сделал в борьбе со старением организма отечественный физиолог Александр Александрович Богомолец. Он подтвердил справедливость тезиса о том, что близкий телесный контакт с молодыми женщинами, в определенной степени является методой омоложения. К такой методе три тысячи лет назад прибегал царь Соломон. С научной точки зрения, при этом половые железы выбрасывают в организм добавочное количество гормонов, прежде всего, тестостерона, который имеет множество эффектов, начиная от наращивания мышечной массы и заканчивая интенсивностью либидо и способностью его реализовать на физическом уровне. Он был солидарен с тысячелетними учениями Востока и Запада, объявлявшими залогом здорового долголетия самоограничение и воздержание от излишеств. По мнению ученого, единственный реальный способ отдалить старость и продлить свои годы — это «разумное управление своей жизнью».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная и не проверенная информация. Если она достоверна, то ее и определяют словом «информация». Если она недостоверна, то… говорят что это вранье, а если не столь грубо, то, что это слухи или сплетни. С течением времени слухи могут подтверждаться теми или иными фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в достоверную информацию. Причем слух — понятие относительное: то, что было слухом в одну эпоху, может стать достоверным сообщением в другую.
    Что же касается причины их столь стремительного распространения, то вот эта тайна занимает умы очень многих людей до сих пор…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца, средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.
    Египтяне считали, что «Душа» Ба — сокол с человеческой головой — «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Именно поэтому и бальзамировали умерших, чтобы сохранить тело нетленным для «души» Ба.
    Самой древней человеческой мумии 7039 лет. Она найдена не в Египте, а в Чили и находится в настоящее время в Сантьяго, в Национальном музее истории природы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Еще раз напомню, что календарной проблемы не существовало бы, если бы Земля, совершив полный оборот вокруг Солнца, одновременно целое число раз повернулась вокруг своей оси. Фактически же наша планета за это время делает 365 полных оборотов и еще примерно четверть. Именно это учитывается юлианским календарем, который складывает эти четвертинки в дополнительные сутки (29 февраля) в високосном году. Однако следующая проблема состоит в приблизительности этой самой "четвертинки" оборота (выше уже упоминались соответствующие расчеты Гиппарха), из-за которой в юлианском календаре за 128 лет появляется погрешность в целые сутки. В результате в XVI веке было замечено, что весеннее равноденствие вместо 21 марта наступало уже 11-го. Впрочем, ошибка отмечалась и раньше, несколько пап собирались ей заняться, приглашали к решению проблемы Коперника, но тот отказался, ибо не располагал всеми необходимыми научными данными. И вот наконец для устранения замеченного календарного дефекта папа Григорий XIII собрал комиссию из знаменитых астрономов, математиков и священнослужителей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Надо быть крайне осторожным и взвешенным в оценках, когда сталкиваешься с такой огромной и неоднозначной страной, как Америка (хотя это и очень непросто). Чтобы представить себе жизнь в новоанглийской деревне, нужно раз и навсегда отрешиться от предрассудков. В сороковые годы прошлого века историк Льюис Мэмфорд высмеял излишне идеализированное представление об американцах как об отважных «пионерах», будто бы сбросивших ветхие одежды Европы и создающих новые формы социально-экономической жизни. В действительности, писал он, в поселениях Нового Света «вспыхнули в последний раз потухающие отблески средневекового строя». Впрочем, в Новой Англии условия были все же иными, чем в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Нежелание людей добровольно надевать ремни безопасности может быть вызвано осознанием предельно маленькой вероятности попадания в аварию с летальным исходом во время единственной поездки. Поскольку такие аварии случаются только один раз на несколько миллионов личных поездок, а приводящее к нетрудоспособности повреждение только один раз на сотню личных поездок, отказ надеть ремень безопасности может казаться вполне обоснованным. Однако такое решение выглядит менее здравым, если принять во внимание перспективу множественных поездок и рассмотреть существенную вероятность аварии в какой-либо из поездок. Так, в экспериментальном исследовании респондентам сообщалось, что за 50 лет вождения (около 40000 поездок) вероятность смерти увеличивается до 0,01, а вероятность получить, по крайне мере, одно приводящее к нетрудоспособности повреждение до 0,33. Участники эксперимента, рассмотрев эту перспективу длиною в жизнь, относились к ремням безопасности (и воздушным подушкам) более благосклонно, чем это делали люди, которых просили рассмотреть перспективу единичных поездок...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5