Русские европейцы или русские туземцы?

Пт, 11/27/2015 - 22:20

«ДЕЛАЛИ» НОВЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ НЕ ТОЛЬКО БЫСТРО, НО И ВЕСЬМА КАЧЕСТВЕННО

Можно ведь сослаться не только на советскую литературу. Есть воспоминания немцев, общавшихся с угнанными в Германию советскими девушками и подростками. Непредвзятых немцев поражал высокий уровень их интеллекта и культуры. Русская сельская молодежь была гораздо более «европейской», чем германские крестьяне.

За неполных два мирных десятилетия в СССР было «сделано» больше русских европейцев, чем цари сумели создать за двести с лишним лет. И очень существенно — эти русские европейцы не были поражены чванством, характерным для многих представителей дореволюционной интеллигенции. Осознавали себя частью народа, не отрекаясь от своих корней.
Культурный уровень старших поколений тоже повысился. Вспомните художественные произведения о Великой Отечественной войне (современная конъюнктурщина — не в счет) и скажите: кого из персонажей можно назвать «русским туземцем»? Лично я вспомнить не могу. Возникал удивительный синтез «европейского» и «туземного» начал.

«Европеизация» среди молодых мужчин была более глубокой, чем тот же процесс среди женщин. Только не надо упрекать меня в «мужском шовинизме». Этому были объективные причины.
Если деревенская девушка после школы не уезжала в город продолжать образование или работать на современном производстве — ее могла «засосать» обратно туземная среда. Парень же в подобной ситуации попадал в армию, где процесс европеизации продолжался. Образцами «европейцев» служили при этом не только младшие командиры из «латышей», но и командиры-«военспецы», комиссары из просвещенных городских рабочих.

Несмотря на неравномерность процесса европеизации, он в Советской России продвинулся так, как не продвигался за целые столетия. Никогда Россия не была так близка к воплощению мечты Петра Великого — превращению в самую передовую из европейских держав. Никогда массовая культура народов Советской России не была такой высокой, а высокая культура — такой массовой, как во второй половине 30-х годов.

Даже устранение «латышей» в ходе репрессий 37-го не смогло замедлить этот процесс. Место репрессированных латышей занимали новые поколения «русских европейцев» — сельские учителя и врачи, агрономы и механизаторы. И уже они становились для следующего поколения образцом культурного человека.

ВТОРИЧНОЕ «ОДИЧАНИЕ»

Почему же мы сейчас имеем то… что имеем?
В 37-м году в массовом порядке был изъят главный образец «европейца» — латыши. Были ли они в чем-то виновны — не мне судить. Важно то, что вместо них в качестве образца «просвещенного европейца» стала выступать «старая интеллигенция».
Этот слой был весьма неоднородным. В него, конечно же, входили люди, впитавшие в себя «народнические» тенденции. И если бы они выступали в качестве образца — потеря «латышей» не имела бы столь негативных последствий.

Но определяющими в составе «старой интеллигенции» стали не народники, а «русские европейцы» царского образца, а особенно — «горьковские варвары». Эти слои объединяло презрение к простому «непросвещенному» народу. И этим презрением они стали заражать русских европейцев, созданных по «латышскому образцу».
Новая интеллигенция была слишком молода, чтобы противостоять натиску интеллигенции старой. Тем более что старая интеллигенция приняла меры к тому, чтобы ограничить для выходцев из простого народа доступ к полноценному образованию.

До циркуляра «о кухаркиных детях» дело, по счастью, не дошло. Но старая интеллигенция нашла способ.
В разгар «перестройки и гласности» мне довелось прочесть одну заметку. В ней утверждалось, что лично Сталин приказал не пускать «колхозников» в высшие учебные заведения.
Это очень хорошо стыковалось с воспоминаниями отца о его попытке поступить в Московский автодорожный институт. С человека, закончившего украинскую школу, требовали доскональных знаний русского языка. «Срезали» ему оценки даже по тем предметам, которые он «знал, как бог». Этот рассказ не был следствием личной обиды отца. Точно так же на его глазах поступали со всеми выходцами из деревни или рабочих поселков — сыновьями «туземцев».

Вот только было ли это сделано по распоряжению Сталина или еще кого-то из высшего руководства страны? Сейчас думается, что инициатива исходила от самих вузовских преподавателей.
Впервые в русской истории сельская средняя школа (не стоит забывать, что в царской России средней сельской школы вообще не существовало) подготовила так много выпускников, что они могли бы занять все места в многочисленных ВУЗах страны. А куда пошли бы «профессорские» детишки? Уж не на заводы ли? Социальный инстинкт самосохранения «старой интеллигенции» подтолкнул вузовских преподавателей к фальсификации экзаменов.

Путь выходцев из деревни к высшему образованию существенно осложнился. Надо было либо идти на завод в крупном городе и пробиваться через «рабфак», либо поступать в те учебные заведения, куда еще пускали «колхозников» — областные учительские и медицинские ВУЗы и военные училища.

Эта искусственная плотина сдерживала процесс «европеизации» народа, но не могла полностью остановить его. Кроме того, руководство страны могло узнать о творившихся безобразиях и устроить «чистку» профессорско-преподавательского состава. Этих препон было слишком мало, чтобы вернуть народ на путь «туземцев».
Но тут подоспела война. Еще до нее — во время финской кампании — начался массовый призыв в армию сельских учителей. Именно в этих обстоятельствах мой отец стал директором средней школы 21 года от роду. Он просто остался единственным учителем-мужчиной на всю округу. И соответственно — главным образцом «культурного человека».
Во время войны процесс просвещения был прерван не только в оккупированных районах страны, но и во многих прифронтовых. Именно тогда в Советском Союзе снова появилась молодежь, имеющая «неполное начальное» образование.

Юноши самого «европеизированного» поколения 22, 23 и 24 годов рождения не вернулись с войны. Молодой образованный мужчина стал на селе почти такой же редкостью, как и в царское время. А если вдруг оказывался — его стремились выдвинуть «в начальство». Снова возникал рубеж, мешающий «русскому европейцу» стать культурным образцом для следующих поколений.
Жестоко пострадала и женская половина этих поколений. Тут были и прямые военные потери, и психологическая травма тех девчат, которые были угнаны в Германию. В то время, когда одни немцы восхищались уровнем их культуры, другие стремились самоутвердиться, низведя их до состояния скотины. И иногда это удавалось…
Тем не менее потери женской части поколения 20-30-х были менее значительными. В глубинке остался довольно широкий слой образованных женщин — учителя, врачи, сельские библиотекари, специалисты сельского хозяйства, не выдвинувшиеся в начальники. Деревенские девчонки имели живой образец «русской европейки», а парням этого образца не досталось.
Рубежным следует признать момент ликвидации Машинно-тракторных станций (МТС). Наиболее развитые и культурные из сельских механизаторов после этого подались в город. А на селе остались… не самые культурные.

Стоит ли удивляться тому, что процесс «вторичного одичания» начался именно с мужчин? Достаточно прочитать советские литературные произведения, посвященные деревне 50-70-х годов. Молодые женщины в них — все еще «русские европейки», а парни в своей массе уже «туземцы». Интеллигентный тракторист из фильма «Дело было в Пенькове» — скорее исключение, чем правило.

Одни писали об этом с болью, как Василий Шукшин и «деревенщики». Другие смаковали процесс одичания, подлаживаясь к вкусам «старой интеллигенции».
Перманентная школьная реформа ведет к тому, что большая часть народа будет воспроизводиться в качестве малограмотных «туземцев». А для подготовки слоя «русских европейцев» достаточно немногочисленных частных школ.

Призыв сельских учителей и врачей на срочную службу приведет к окончательному исчезновению из глубинки «образцового европейца». Ликвидация сельских школ и библиотек сократит и число «европеек» — учительниц и библиотекарш. Значит — процесс одичания захватит и массу женщин…

Другие материалы рубрики


  • Зададим себе обескураживающий вопрос: сколько стоит управление? Предприятием, районом, страной? Можно, конечно, сосчитать с точностью до копейки формальные расходы на содержание управленческого аппарата. Но и сосчитав эту сумму, вы не получите удовлетворения от ответа. Потому что, кроме этих расходов, есть еще прямой и косвенный ущерб и недополученная — из-за неэффективности управления — прибыль. По этому критерию наша страна за весь период своего существования имела и имеет фантастически дорогое управление. Его удешевить — и кризис отступит.

    В далекие годы студенчества мой друг за 30 рублей написал для автотранспортного предприятия, развозившего хлеб по магазинам, программу оптимизации графика движения «хлебовозов». А через месяц узнал, что его программа лежит в сейфе у директора АТП и не используется. Ею отчитались, как о мероприятии по научной организации труда и… все. Почему? Программа точно «знала», сколько на всю развозку потребуется бензина. А этого лучше не знать, тогда его украсть легче. Стоимость разворованного бензина надо записать в издержки управления, а вот ту — спрятанную в сейф — программу следует отнести к числу технологий управления. Сколько она стоила? 30 рублей. А разворованный бензин? То-то же.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.
    С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Мы все знаем, что слово может созидать — и слово может разрушать! Но, пожалуй, нет и не будет лучшего примера, как словами была разрушена великая держава, чем пример с советской печатью в СССР…
    А начиналось все со свободы печати!
    Еще в своей работе «Что делать?» В.И. Ленин назвал газету не только коллективным агитатором, но и организатором — мол, людей информированных проще поднять на соответствующие политике партии свершения. Поэтому-то почти сразу после Великого Октября все оппозиционные газеты и журналы в стране и были закрыты, чтобы некому было сеять сомнения в умах людей. Теперь «правду» о жизни в стране и за рубежом советским гражданам сообщали только лишь советские издания, и, надо сказать, на первых порах они действительно ее сообщали!



  • ...Западный фронт. Германские подразделения ночью скрытно проникли в обширную рощу с прилегающей к ней разрушенной деревней и готовились к атаке. Французские и бельгийские командиры не знали о численности вражеских войск и артиллерии. И тогда в воздух поднялся аэроплан для разведки. Вместе с пилотом в нем находился бельгийский король Альберт I. Немцы открыли по машине сильный огонь. Шрапнель рвалась совсем рядом. Но самолет не ретировался. Избегая попаданий, он маневрировал, то спускаясь по крутой спирали вниз, то стремительно поднимаясь зигзагами вверх.
    С аэроплана были выброшены сигналы, и тяжелая артиллерия союзников обрушила град снарядов по обнаруженному скоплению противника. Только после этого самолет приземлился. Германская пехота понесла большие потери...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Специалисты из Массачусетского технологического института разработали уникальную программу искусственного интеллекта, способную воспринимать и анализировать большую массу данных науки и опережающую человека в уровне интуитивного развития.
    Учёные заявляют, что созданный аппарат анализа данных призван быть помощником для интеллекта человека, а не его заместителем. В данный момент специалисты обладают огромным массивом научной информации, которую нужно исследовать. Разработчики надеются, что интеллектуальную машину для переработки данных можно будет использовать по назначению уже совсем скоро.



  • ...Нежелание людей добровольно надевать ремни безопасности может быть вызвано осознанием предельно маленькой вероятности попадания в аварию с летальным исходом во время единственной поездки. Поскольку такие аварии случаются только один раз на несколько миллионов личных поездок, а приводящее к нетрудоспособности повреждение только один раз на сотню личных поездок, отказ надеть ремень безопасности может казаться вполне обоснованным. Однако такое решение выглядит менее здравым, если принять во внимание перспективу множественных поездок и рассмотреть существенную вероятность аварии в какой-либо из поездок. Так, в экспериментальном исследовании респондентам сообщалось, что за 50 лет вождения (около 40000 поездок) вероятность смерти увеличивается до 0,01, а вероятность получить, по крайне мере, одно приводящее к нетрудоспособности повреждение до 0,33. Участники эксперимента, рассмотрев эту перспективу длиною в жизнь, относились к ремням безопасности (и воздушным подушкам) более благосклонно, чем это делали люди, которых просили рассмотреть перспективу единичных поездок...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...В рок-музыке готика проявилась намного позже — в конце 70-х годов в Англии. Нынешняя гот-субкультура выросла из панка — это факт. Следовательно, и готик-рок возник из панка. Именно в 70-х годах произошел некий застой в панк-движении. Некоторые группы сменяют звучание на более депрессивное, что отображало общий настрой населения в это время, а имидж сменили на более эстетичный. Чуть позже начинающие группы сразу начинают играть «темную музыку», что по сути и явилось началом готического стиля, тогда же пошла и мода на черный цвет. Точкой отсчета готик-рока считается 1982 год, когда британская группа Bauhas спела свою бессмертную “Bella Lugosi is dead”. От панков готам достался и девиз “Goth’s Undead”. Плавно перешел к готам от панков и ирокез, но только готы красят его в черный и зачесывают на одну сторону...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3