Советские лодочные моторы 60-х - 70-х гг.

Пнд, 08/03/2015 - 23:45

«Ветерок-8» крупным планом. Хорошо виден рычаг включения хода. Задняя передача отсутствует, система запуска нижней ручкой демонтирована за ненадобностью

«Нептун-23» в ожидании капремонта

Первый вариант «Ветерка-8» имел «человеческий стартер» с ручкой вверху и карбюратор ЛМЗ-100 от «Москвы-10»

«САЛЮТ» И «ПРИБОЙ»

После перехода Ульяновского моторного завода на выпуск «Ветерков» советские водомоторники временно остались без подвесников малой мощности. Правда, в 1964 году была предпринята попытка начать выпуск двухсильного «Туриста». Вроде бы даже дело дошло до опытной партии. Увы, как часто бывало в СССР, завод внезапно переориентировали на выпуск другой продукции — и интересный проект завис до 1967 года.
Первый «Турист», переименованный в Салют, уже сильно отличался от прототипа. Он был создан на базе велосипедного мотора Д6 (а не Д4, как предшественник), имел рабочий объем 45 см3 и развивал мощность 2 л.с. Бензин поступал из встроенного бензобака. Хватало его в среднем на 1,5 часа работы. Как и положено, мотор отличался солидной ценой в 110 рублей и кучей дефектов. Ярчайшей особенностью стал очень трудный запуск (проблемы с зажиганием и карбюратором), нестабильная работа с постоянной попыткой заглохнуть и шум на полном ходу громче, чем у «Вихря»! Кроме того, система охлаждения норовила забиться песком, бесконтактная вихревая помпа (подробнее о ней дальше) при этом могла выйти из строя. В придачу, винт специальной формы для резки водорослей не очень-то их и резал.
Проблемы попытались решить в 1972 году, выпустив модернизированный «Салют-М». В 1973 году появился удобный «Спутник» со складной ногой. В небольших количествах собрали улучшенный вариант «Салют-4» мощностью 2,5 л.с. с отдельным бензобаком (в серию не пошел). Увы, несмотря на все модернизации, «Салют» остался в памяти лодочников как один из самых проблемных в эксплуатации моторов. Один из владельцев «Салюта» в 1969 году написал в «Катера и Яхты»: «Над нами смеются даже владельцы «Камы» и «Стрелы» — моторов с не очень хорошей репутацией, но на которых можно ходить!» Добавлю, что «Салют» ушел из жизни чуть раньше «Ветерка», выбитый с рынка японскими моторами.

Полной противоположностью «Салюту» стал весьма и весьма удачный двухцилиндровый мотор «Прибой», о котором до сих пор вспоминают с некоторой тоской в стиле «сейчас таких не делают». Годы выпуска 1969-1975. По конструкции он очень напоминал типичный американский мотор малой мощности середины 60-х. Ничего особенного — клапанное газораспределение, максимум бронзовых подшипников скольжения в редукторе и моторной голове, сцепление в ноге, как у «Ветерка». Потреблял бензин с маслом в пропорции 1 к 25. При рабочем объеме в 124 см3 имел мощность 5 л.с., весил 19 кг. Двигатель отличался какой-то особенной тщательностью изготовления, изящным дизайном, очень тихой работой и полным отсутствием каких-либо проблем. «Прибой» легко выхаживал положенные 500 часов ресурса (что вполне нормально при работе на обычных, не специальных маслах). Единственным недостатком можно было посчитать высокую цену, почти на уровне «Ветерка» — 145 рублей.