Советские лодочные моторы 60-х - 70-х гг.

Пнд, 08/03/2015 - 23:45


«Привет-22» из первой опытной партии

Реклама предсерийного «Привет-22» в журнале «Катера и Яхты»

ВМЕСТО «МОСКВЫ»

Как мы уже писали, в 1963 году завод «Красный Октябрь» решил расстаться с великой и ужасной «Москвой» модели 10 и передал ее производство в Ржев. Однако расставаться с лодочной темой он не спешил. И в 1967 году вниманию водомоторников был предложен новый мотор «Нептун», который по всем заявленным параметрам был лучше уже освоенного промышленностью «Вихря». При рабочем объеме 346 см3 он развивал мощность в 18 л.с. Вес 43 кг. Для сравнения: первые «Вихри», пошедшие в серию в 1965 году, имели мощность 17 л.с. при заметно большем рабочем объеме в 420 см3 и весе 48 кг.
Если «Вихрь» представлял собой продукт цельнотянутый с последующим ухудшением с творения сумрачного германского гения, то «Нептун» был солянкой сборной. Дизайн — частично шведский («Кресчент»), частично американский. Конструкция — с явным креном в сторону Европы. Карбюратор — универсальный мотоциклетный К-36, который позже ставился на «Москву» 70-х годов выпуска.
Интересно, что конструктивно «солянка» получилась весьма удачной. Во-первых, внешне «Нептун» смотрелся лучше и современнее «Вихря». Во-вторых, разрезная тяга реверса здорово облегчала замену крыльчатки помпы. В-третьих, удобный поддон из двух частей давал возможность снять головку блока цилиндров и почистить нагар без разборки мотора. В-четвертых, мотокарбюратор позволял легко регулировать состав смеси, просто переставляя замок заслонки. В-пятых, мотор имел человеческую систему изменения угла наклона мотора.

Но главное, «Нептун» сразу же был рассчитан на больший ресурс работы, чем «Вихрь». Золотники системы газораспределения были сделаны не из текстолита, а из капрона — потому не требовали относительно частой замены. Редуктор был сразу же собран только на игольчатых и шариковых подшипниках, из-за чего работал дольше, чем «вихревский» с подшипниками скольжения. Вертикальный вал был сплошной и не скручивался, в отличие от «вихревского». Колпак — пластиковый, а не дребезжащий стальной. И, наконец, на ходу «Нептун» отличался комфортным для ушей звуком работы, а усилие на румпеле, как для такой мощности, оказалось совсем невелико.
Правда, все эти приятные особенности, как положено в СССР, компенсировались неприятными «детскими болезнями». Во-первых, на полном ходу откручивалась гайка маховика. Вторая болячка тоже радовала — после выработки определенного количества моточасов заедал румпель, что не давало возможности сбросить газ. В-третьих, через кольцевое отверстие в поддоне заливались водой свечи. В-четвертых, постоянно засасывалась вода в картер нижнего цилиндра, из-за неудачных уплотнений. Это приводило к коррозии двигателя, а также доставляло немало приятных минут при запуске мотора. В-пятых, крыльчатка помпы сделана так, что через некоторое время бронзовая втулка начинала проворачиваться в резиновом теле крыльчатки. Охлаждение, естественно, пропадало, со всеми вытекающими.

В-шестых, достаточно часто ломалась верхняя коренная шейка коленчатого вала и быстро изнашивалась средняя. И, наконец, последнее — из-за неудачной геометрии впускных каналов при резком открытии заслонки карбюратора двигатель плохо набирал обороты, да еще частенько «плевался» смесью через карбюратор. Но благодаря кольцевому проему в поддоне бензин просто стекал в воду.
В 1971 году появился улучшенный вариант «Нептун-М» мощностью уже 20 л.с. Некоторые дефекты исправили, в частности усилили коленвал и его уплотнения. Чуть позже появилась 23-сильная модель с новой системой продувки цилиндров, за счет чего, кроме всего прочего, улучшилась смазка бронзовой втулки верхней головки шатуна. Здесь, наконец-то, закрыли резиной дырку в поддоне. Готовилась к производству версия с электростартером и человеческим поддоном без отверстия для залива водой свечей, а также новый трехцилиндровый «Нептун» мощностью 33 л.с. Как опытные образцы, они впервые засветились на VIII Всесоюзных соревнованиях на приз «Катеров и Яхт» в Новгороде. Рабочий объем «Нептун-33» составлял 520 см3, вес 49 кг.

Но, увы, начавшаяся в 1981 году необъяснимая с точки зрения здравого смысла борьба с лодочниками привела к резкому падению спроса на все подвесные моторы. Новые мощные моторы в серию не пошли, а обычные «Нептуны» в 1984 году были сняты с производства.
В 1994 году «Красный Октябрь» (к тому моменту переименованный в «АО им. Чернышева») возобновил выпуск «двадцать третьей» модели. Мотор был немного улучшен, в частности на нем появился более удачный карбюратор К-65, что положительно повлияло на экономичность. Кроме того, новый «Нептун-23» обзавелся нормальным электронным зажиганием МБ-22, встроенной в колпак ручкой для откидывания мотора и т.д. Появились и версии с заводским электростартером (до того их ставили многочисленные самоделкины). Далее, уже на переломе 90-х и 2000-х, увидел свет новый двигатель «Нептун-25». Но, увы, это была лебединая песня. И в 2007 году (по другим данным, в 2008 году), не выдержав конкуренции с более надежными японскими моторами, а также дешевыми китайскими поделками, «Нептун» был снят с производства.