Советские лодочные моторы 60-х - 70-х гг.

Пнд, 08/03/2015 - 23:45

Скрытая реклама по-советски. На переднем плане — серийный «Привет-22»

«Старт-50» так и не пошел в серию

ЛУЧШИЙ ИЗ СОВЕТСКИХ

В 1967 году на Первенстве Союза по водно-моторному спорту был продемонстрирован подвесной мотор «Татарстан» МЛ-350, где цифры — это рабочий объем в см3. Новый двигатель произвел сильное впечатление на спортсменов-водомоторников. А после опубликования небольшой заметки в «Катерах и Яхтах» №13 (1968 год) он вызвал настоящий ажиотаж в среде простых владельцев моторных лодок. Интерес к новому двигателю, переименованному в «Привет», умело подогревался все новыми и новыми статьями в тех же «Катерах и Яхтах», пока в 1973 году, к великой радости всех жаждущих и страждущих, невероятное творение специалистов Казанского моторостроительного завода не поступило в продажу. Поначалу небольшой партией в 650 штук, которая разошлась чуть ли не за пару часов! И это при том, что в тех же «Культтоварах» рядышком стояли вполне доступные «Вихрь-М» (25 л.с.), «Нептун-М», «Москва-25»!

В этом нет ничего удивительного, ибо группа инженеров под руководством Сергея Островского, воспользовавшись негативным опытом «конкурентов» («Вихрь», «Нептун»), сумела создать супермотор, который по некоторым параметрам превосходил лучшие мировые образцы! Судите сами. При весе не намного большем, чем у «Москвы», — в 36 кг (серийная модель 1973 года весила 38 кг), «Привет» развивал мощность 22 л.с. Учитывая частые случаи воровства моторов прямо с транца лодки, это сильно облегчало жизнь во всех смыслах этого словосочетания тогдашних любителей активного отдыха. Снять и повесить такой двигатель было куда легче, чем, скажем, тот же «Вихрь-М» (44 кг). При этом расход топлива был значительно меньше, чем у других моторов, близких по мощности. Но это было лишь началом раздачи слонов. Тщательно спроектированный редуктор отличался низким гидродинамическим сопротивлением, из-за чего мотолодка под «Приветом» двигалась как минимум не медленнее аналогичной лодки под «Вихрем-М» или «Нептуном-23».

Кроме того, конструкторы, наконец, решили жуткую проблему всех остальных советских моторов — ликвидировали как класс резиновую крыльчатку системы охлаждения. Напомню, что оная крыльчатка имеет неприятную особенность быстро терять упругость (обычно через два сезона), моментально пригорать при запуске без воды, быстро изнашиваться, «запиливая» при этом корпус помпы и т.д. А еще резиновая помпа отбирает от мощности не менее (а то и более) 0,5 л.с. Казанские моторостроители убили одним выстрелом стаю зайцев, поставив вихревой бесконтактный водяной насос с долгоиграющим пластиковым ротором.
Конструкция так же, как и у «Нептуна», рассчитывалась на большой ресурс. Золотники не пластиковые, а стальные. Поршневые кольца — стальные хромированные (увеличение износостойкости). Редуктор был собран только на подшипниках качения, кроме того, верхние головки шатунов были снабжены игольчатыми подшипниками. Остальные советские моторы довольствовались подшипниками скольжения, что снижало ресурс поршневых пальцев и шатунов. Кроме того, подобная конструкция позволяла эксплуатировать «Привет» на импортном масле, размешанном с бензином в соотношении 1 к 50. Для других моторов родом из СССР пропорция составляла обычно 1:33 (для «Москвы» 1:16).
Подумали конструкторы и о будущем ремонте, который обычно производился самостоятельно. Ибо различные сервисы в СССР норовили заменить рабочие запчасти на моторе на нерабочие и, подкрасив двигатель, вернуть его обратно клиенту как капитально отремонтированный. «Привет» в разборке-сборке был прост — почти как автомат Калашникова. Разрезная тяга позволяла легко отсоединить редуктор, раздельные цилиндры без проблем снимались. А для того, чтобы у владельцев не было проблем с запчастями, для «Привета» были использованы карбюратор и бензонасос от «Вихрь-М», а магнето от «Нептун-М» (позже от «Нептун-23»). На ранних и опытных моделях (отличались колпаком обтекаемой формы) пользовали карбюратор К-36 и бензонасос от «Москвы-25».

Недостатков у серийной версии было немного. Многочисленные «детские болезни» опытных партий не в счет. Как ни странно, многих раздражало название. Например, читатель «Катеров и Яхт» из Братска жаловался, что «на нашей стоянке я известен как тот, у кого «Днепр» с «Приветом»! Не сильно радовал и стартер, очень похожий на тот, что ставился на мотор «Ветерок» (о нем дальше). Установленная прямо внизу поддона ручка запуска была очень неудобной для лодок с отдельным отсеком под бензобаки. При старте можно было легко содрать кожу о металл с костяшек руки. При этом, как у «Ветерка», часто не удавалось совершить резкий рывок — и мотор не заводился.
Еще одной особенностью стало применение левого, а не общепринятого правого вращения винта, что исключало использование винтов от других советских моторов после подгонки. Сменить винт было трудно, ибо попасть шплинтом гайки винта в отверстие на гребном валу получалось далеко не с первого раза. Некоторые проблемы доставил и редуктор. На первых моделях он был несколько не доработан, из-за чего имел небольшой ресурс. Позже случались неприятности из-за неправильной сборки и неудачно установленного уплотнения тяги реверса (в корпус редуктора попадала вода). Из-за чего редуктор «Привета» считался проблемным.
Несмотря на повышенный спрос, заводчане выпускали «Привет» не спеша. К 1978 году собрали всего 40 тыс. экземпляров на весь Союз. Параллельно готовились к выпуску «Привет-25» и «Старт-50». Первый представлял собой развитие модели «Привет-22». Но, в отличие от него, он был тяжелее, снабжался нормальным стартером с верхним расположением рукоятки (были собраны и версии с электростартером). Первая опытная партия была выпущена в 1979 году. 50-сильный трехцилиндровый «Старт» рабочим объемом 700, позже 702 см3 впервые был показан на соревнованиях в Каунасе в 1973 году. Претерпев множество изменений, он был практически готов к производству к 1981 году.
Для советского мотора он был самое совершенство. Во-первых, он отличался традиционным для КМЗ небольшим весом, во-вторых, современным выхлопом через ступицу винта (последняя версия). Попутно на базе 25-сильной модели был разработан “Привет-40» рабочим объемом 500 см3, весом как 25-сильный «Вихрь» — 44 кг. Увы, после печальных событий 1981 года Казанские моторостроители навсегда прекратили выпуск лучших в СССР подвесных моторов, оставив советских лодочников перед нелегким выбором между «Вихрем» и «Ветерком».