Таганрогский маяк

Пт, 05/09/2014 - 20:50

Таганрогский залив


Таганрогский маяк. Почтовая открытка


Таганрогский маяк в грузовом порту

Быстротекущая жизнь оставляет нам лишь воспоминания. Сегодня, оказавшись на родине Антона Павловича Чехова, не пытайтесь найти популярную достопримечательность тогдашнего города — белую 22-метровую каменную башню Таганрогского маяка со стеклянным цилиндром фонарного сооружения и серым куполом, увенчанным металлическим шаром с золоченым трехметровым крестом.
Маяк, построенный за год до отъезда восемнадцатилетнего Антона Чехова на постоянное место жительства к родителям в Москву, отслужив почти век, начал «падать», подобно итальянской Пизанской башне. Происходило это, как установили гидрологи, из-за одностороннего подмыва почвы под его фундаментом. Башню неоднократно пытались «выправить», но безуспешно. К началу 70-х годов прошлого века отклонение продольной оси башни от вертикали места составило более полуметра, и маяк признали аварийным. В 1971 году его разобрали. Собирались было восстановить, но дальше разговоров дело не пошло. И теперь узнать, как он выглядел, можно лишь из пожелтевших от времени фотографий на стендах краеведческого музея, да старых почтовых открыток местных картофилов. А маяк заслуживает памяти. Он был одним из первых маяков с электрическим освещением не только в России, но и в мире.

Путь к причалу

К середине XIX века Таганрог, основанный Петром I как крепость и гавань для военных судов, стал крупным международным торговым портом на юге империи. Высокая интенсивность движения и постоянно растущий тоннаж судов начали создавать проблемы безопасного плавания на подходах к Таганрогскому порту. В 1868 году Главный попечитель купеческого судоходства на Азове обратился в Дирекцию маяков Черного и Азовского морей с просьбой: «ввиду быстрого развития пароходного движения на водах Таганрогского залива и по Дону... поставить маяки пред входом в устья Дона... или на Таганрогском мысу...». Просьбу поддержал новороссийский и бессарабский генерал-губернатор Н.М. Коцебу. В декабре того же года Таганрог посетили главный командир Николаевского порта вице-адмирал Б.А. Глазенап и директор маяков Черного и Азовского морей капитан 1 ранга В.И. Зарудный. Они тщательно осмотрели залив, выбрали место для башни на возвышенном Таганрогском мысе в юго-восточной части города, примерно в трехстах саженях от причальной стенки, и свои предложения направили в Морское министерство. Однако военный министр отказался финансировать строительство, мотивируя тем, что Таганрог давно (с 1783) утратил свое значение как военный порт и этим вопросом должно заниматься «торговое мореплавание, находящееся в ведении министра финансов». Тогда Н.М. Коцебу обратился к руководству Волго-Донской железной дороги и заинтересованным пароходным компаниям с предложением построить маяк на паях. Железнодорожники и судовладельцы предложение поддержали, собрав на благое дело 120 тысяч рублей. По тем временам этих денег с лихвой хватало на строительство двух средних маяков, но Таганрогские купцы и промышленники, привыкшие к размаху и роскоши, решили не мелочиться и в пику одесситам построить электрический маяк с секторными огнями.

Изготовить проект подрядилась Дирекция маяков Черного и Азовского морей. Она же произвела тщательные гидрографические исследования Таганрогского залива с целью выбора наиболее эффективных углов освещения и сделала заграничный заказ на осветительное оборудование (фонарное сооружение, осветительный аппарат и др.), которое благополучно доставил заказчику 25 мая 1877 года специально отряженный для этого пароход. Около 700 пудов ценного груза сложили на складах Николаевского адмиралтейства.

Кстати, приобрести гипсокартон, гипсоволокнистый лист (гвл) и другие материалы вы можете в гипермаркете стройматериалов "ПостройНовое"

Несмотря на отказ Морского ведомства финансировать постройку маяка, городские власти удовлетворили ходатайство главного командира Черноморского флота и портов о выделении земли. Постановлениями от 5 июля и 24 октября 1877 года городское управление уступало «безвозмездно на все время действия маяка в Таганроге» 625 кв. сажен земли под устройство маяка, жилого дома для смотрителя и служителей, здания метеорологической станции и технических сооружений. Еще 750 кв. сажен выделялось «для посадки при нем сада с условием, чтобы вход в сад был открыт для публики». На выделенных землях развернулось масштабное строительство. Мемориальная доска, торжественно укрепленная на цоколе башни и освященная настоятелем храма, сообщала: «Построен в 1878 году при главном командире Черноморского флота и портов генерал-адъютанте адмирале Николае Андреевиче Аркас». Николая Андреевича с Таганрогскими судовладельцами связывала тесная дружба еще с (1856) его бытности директором «Русского общества пароходства и торговли».

Другие материалы рубрики

  • Многие знают, как нелегко бывает подобрать плитку для ванной, особенно учитывая не только собственные желания, но имеющиеся возможности. Обращаясь к каталогам предлагаемой продукции или подбирая нужные комбинации в магазинах, многие тратят большое количество времени и средств.
    Развитие интернет маркетинга значительно упростило данную ситуацию, позволяя не только подбирать в ванную комнату плитку нужного дизайна и расцветки, но и оставлять собственные заказы. Для жителей крупных городов такой сервис очень удобен в плане экономии времени и удобства обслуживания. А практически безграничный выбор самых различных решений в подборе позволяет находить самые неожиданные решения.



  • Легенды и мифы традиционно занимают не последнее место в умах людей. Своей красотой, героизмом и романтикой они выгодно отличаются от обыденной реальности и составляют неотъемлемую часть гражданской и исторической самоидентификации как целых народов, так и жителей городов и сел едва ли не каждой страны мира.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Начнем с того, что раньше, площадка, на которой располагается Москва-Сити находилась вне пределов города. И судя по названию соседнего района "Камушки", на этом месте добывали камень для различных нужд, в основном для строительства. До середины 50-х годов этот на этот район особо никто не обращал внимания, пока там не появилась площадка для проведения международных выставок.



  • Каждому времени  — свои песни, свои монументальные сооружения… Древнему Египту  — его пирамиды, на постройке которых трудились до сих пор в точности неизвестно кто; Древнему Китаю  — его Великая стена, с замурованными в нее телами ослушников, и так далее и тому подобное… Средневековые соборы, построенные на деньги сгоревших тамплиеров, рыцарские замки  — хранители злодеяний и кладов, разрушенные столь таинственным образом башни-близнецы Нью-Йорка — все это памятники своему времени. Причем они были и есть, и мы знаем, что когда-то люди имели и силы, и средства, и деньги для того, чтобы это построить.
    Но есть сооружения едва ли не столь же громадные, о которых мы знаем либо очень мало, либо… знаем практически все, но тем не менее в сталь и бетон они воплощены не были. Нам же сегодня остается лишь только гадать — а что бы это было? Одним из таких грандиозных, поражающих всякое воображение сооружений должен был стать и знаменитый Дворец Советов в Москве, который, впрочем, строить даже уже начали, но так и не сумели завершить до конца. Это было бы поистине впечатляющее сооружение, которое по своей высоте и сегодня вошло бы в шестерку самых высоких зданий мира.



  • Практически все батареи тяжелых 105- и 128-мм зениток были сосредоточены в ПВО Рейха, защищая от налетов авиации важнейшие промышленные предприятия и крупные города, и практически не использовались в полевых войсках ПВО.
    Вообще же система организации и подчиненности зенитных подразделений Третьего Рейха была довольно сложной. Объясняется это тем, что еще в середине 30-х годов, в самом начале зарождения Люфтваффе, его шеф — Герман Геринг — подгреб под себя все, что летает, а также почти все, что было так или иначе связано с воздухом. Именно поэтому Германия так и не обзавелась флотской авиацией, имевшейся во всех странах мира, по той же причине почти все зенитки также находились в составе Люфтваффе. До войны на территории Третьего Рейха были образованы так называемые Авиационные Округа (Luftgau-Kommando), которым принадлежала вся зенитная артиллерия.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Стихийное бедствие, обрушившееся на Японию 11 марта 2011 года, называют землетрясением Тохоку — на этот северо-восточный регион Японии пришелся самый мощный удар. Чтобы защитить Тохоку от будущих цунами, токийский архитектор Киитиро Сако разработал проект «небесной деревни», который имеет шансы на реализацию.


  • Любая история того или иного развития события несет в себе печать своего времени, на протяжении которого оно развивалось, и это время больше никогда не повторится именно так, как это уже было раз. Вот и начало 30-х годов прошлого века ознаменовало собой целый ряд таких широко известных исторических моментов в развитии человечества. Но, заглядывая на обложку книги истории и перелистывая ее страницы, часто можно упустить из виду ее отдельные абзацы — и именно те абзацы, которые иногда раскрывают тонкости как основного, так и даже второстепенного события, существование которых теряется под толщей истории.
    Пожалуй, осталось не до конца осознанным одно такое событие, сыгравшее свою едва заметную, но вполне увесистую роль в истории всей Второй мировой войны — безумное расточительство одного технократа, сорившего как государственным бюджетом, так и миллионами человеческих жизней, тем более, что и первое, и второе для него вполне разрешала наука, а современная ему техника уже позволяла все это претворять в жизнь.
    А еще он желал, чтобы камни говорили о нем тысячелетия спустя после него. Этого не свершилось…

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Прежде всего вы должны понимать, что этапы строительства кровли - от каркаса крыши до установки антенн и солнечных батарей - связаны между собой. Например, от типа кровельного материала зависит конструкция стропильной системы и кровельного пирога. Гидроизоляционным слоем некоторые пренебрегают, а ведь он обеспечивает микроклимат в вашем доме и влияет на здоровье живущих в нем людей. Стоит утеплять чердак или нет? Паши предки не считали нужным тратиться на нежилые помещения, однако современные технологии рекомендуют их утепление. Почему?
    Давайте коснемся всех этапов работ, остановимся на самых типичных огрехах, которые допускаются при строительстве.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3

  • Что главное при выборе мебели? Как минимум раз в жизни каждый сталкивается с подобным вопросом! Ведь новая мебель, как правило, это удовольствие не из дешёвых. Оно требует ответственного и внимательного подхода к деталям и не прощает посредственности.
    Когда вы готовы к приобретению мебели, перед вами встает два принципиальных в этом деле вопроса – это цена и качество предлагаемой вам продукции.



  • Итак, попытаемся мысленно побывать в будущем городе Гитлера, и уж конечно, не как илоты, которых решили «задавить» увиденной мощью рейха, на что планировал Гитлер. Кстати, говорят, американские небоскребы также почему-то имеют свойство «давить» на впервые попавшего в Америку…

    …Центральный ж/д вокзал должен был начинаться с юга Парадной улицы Гитлера: уже издалека был бы виден его стальной каркас, обшитый медными пластинами и выложенный стеклянными листами. Благодаря этому он мог выгодно отличаться от прочих каменных громад Берлина. Вокзал предполагал один над другим четыре уровня, соединенных эскалаторами и лифтами, и должен был превзойти нью-йоркский Гранд-Централ-Терминал.
    Выйдя с вокзала, гости государственного уровня спускались бы по широкой наружной лестнице. Подразумевалось, что они, как и выходящие из вокзала простые пассажиры, будут потрясены грандиозным зрелищем раскрывающейся перед ними панорамы Берлина и тем самым раздавлены, вернее сказать, морально убиты мощью рейха. Вокзальная площадь в 1000 метров длины и 330 метров ширины была бы, наподобие египетской дороги от Карнака до Луксора, обрамлена трофейным оружием.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5