Таганрогский маяк

Пт, 05/09/2014 - 20:50

Очередная Русско-турецкая война (1877-1878) и порожденная ею инфляция сорвали намеченные планы. В строительстве наступила почти десятилетняя пауза. Все эти годы маяк оставался слепым, используясь для навигационных целей как дневной ориентир. Лишь в 1884 году нашлись деньги для заказа Парижской фирме «Соттер-Лемонье и К0» электрических и паровых машин системы de Meritens, отлично зарекомендовавших себя на французских и английских электрических маяках.
И вот, наконец, французские специалисты под наблюдением инженер-механика поручика Овода, закончили монтаж оборудования. После устранения недоделок, обнаруженных в ходе пуско-наладочных работ, приемная комиссия под председательством командира лоцмейстерского парохода «Прут» капитана 2 ранга Подушкина, 28 августа 1885 года подписала Акт о принятии в эксплуатацию Таганрогского электрического маяка. А с 16 сентября 1885 года он открыл постоянное освещение, став третьим (в 1868 году вступил в строй Одесский, а в 1883 — Бердянский маяки) электрическим маяком в России и четырнадцатым в мире.

Гидрографический департамент, в Лоцманских заметках за 1885 год уведомлял мореплавателей: «Огонь маяка постоянный, освещающий дугу в 174° (от 62 до 236°) пятью угловыми огнями: тремя белыми и двумя зелеными, из них первый (западный) огонь, белый в 15° ...ограждает безопасный проход между Беглицкой косой и Греческой банкой; второй огонь, зеленый в 20° ...направляется на Греческую 10-футовую банку; третий огонь, белый в 36° ведет к городу Таганрог; четвертый огонь, зеленый в 9° ...включает остров Черепаху, находящийся на рейде... и пятый огонь, белый в 94° освещает пространство в сторону Донских гирл. Высота огней от основания 65 футов, а над уровнем моря 161 фут, математический горизонт — 14,5 мили. Башня маяка каменная, круглая, белого цвета, около нее расположены двухэтажный каменный дом, механический флигель и прочие маячные службы».

Свет, который не радует

…Впервые море осветилось электрическим огнем 8 декабря 1858 года. В этот день по распоряжению «Trinity House» начались двухгодичные сравнительные испытания нового способа освещения на Форландских (восточное побережье Англии) маяках. Верхний — светил огнем, получаемым от вольтовой дуги, а нижний, расположенный двенадцатью милями юго-западнее, освещался по старинке сурепным маслом. Электрический огонь был ярче сурепного и даже в ненастную погоду отчетливо наблюдался во французском порту Кале на удалении 28 миль от маячной башни. Однако инженеров смущало сильное, по сравнению с керосиновым, ослабление огня в тумане (электрический разряд угольной дуги содержал много фиолетовых лучей, легко поглощаемых атмосферной влагой). А смотрители маяков, с опаской глядя на сложные осветительные устройства и пышущие жаром паровые монстры, открещивались, как могли, ссылаясь на большую мороку с новым, ненадежным в работе оборудованием. Не в восторге от новшества были и моряки. Капитаны жаловались, что слепнут от электрического света на близком расстоянии и это создает предпосылки к аварии при захождении судна в порт. Они даже настояли на отключении электрического освещения венца головы статуи Свободы в Нью-Йоркской гавани.
Шли годы, успехи в области электрических машин привели к повсеместному использованию электрического освещения в крупных европейских городах, только в маячном деле никаких признаков прогресса не наблюдалось. Чтобы окончательно определиться, Английский Департамент Торговли поручил «Trinity House» в 1884-1885 годах вновь провести сравнительные испытания электрического, газового и керосинового освещения на трех специально построенных башнях. Выводы комиссии оказались не в пользу электричества.

Не в восторге от новшества остались и французские эксперты: «…полученные сравнительные результаты, — утверждали они, — не доказывают пока того, чтобы электрическое освещение маяков могло сделаться общеупотребительным». Эти выводы имели далеко идущие последствия: повсеместно маяки перевели на электрическое освещение лишь во второй половине 50-х годов XX века…

Вопреки и во благо

Были проблемы и на Таганрогском маяке. Для питания котлов паровых машин, приводящих в действие электроагрегаты, требовалось много воды. На первых порах ее подвозили на лошадях, но вскоре стало ясно — нужен специальный резервуар с достаточным запасом воды. Для этого в ста саженях от берега вырыли колодец глубиной десять аршин (7,1 м), от него к маяку проложили чугунный трубопровод. Воду качали два паровых насоса производительностью 700 ведер в час каждый. Давлением пара вода поднималась в резервуар. Летом запаса ее хватало на 5-6 дней.

Головной болью смотрителей всех первых электрических маяков долгое время оставались дуговые (угольные) лампы. Дело в том, что электрическая дуга имеет наибольшую силу света только при строго определенном расстоянии между угольными электродами. А они быстро и неравномерно обгорают, поэтому для сохранения постоянного зазора электроды необходимо плавно и с большой точностью непрерывно перемещать навстречу друг другу. Сначала это делали вручную, но потом изобрели специальные устройства с часовым механизмом передвижения углей. Кроме того, качественные угли для ламп стоили дорого и закупались за границей, а требовалось их много. Проблему удалось решить, после того как в 1877 году начальник Николаевской маячной мастерской капитан Селезнев изготовил оригинальные угольные стержни по качеству и долговечности намного превосходившие зарубежные. С 1881 года их стали массово изготавливать на Петербургском заводе Сименса и Гальске. Теперь лампы стали более надежными. В отчете Гидрографического департамента за 1884 год сообщалось, что «электрическое освещение Одесского маяка продолжается с успехом… Кратковременные прекращения огня в осветительном аппарате сделались весьма редки».

Другие материалы рубрики


  • Следует отметить, что гигантомания захватила умы архитекторов всех ведущих держав тех времен. Естественно, Гитлер ревностно относился к своему лидерству в этом вопросе.
    Но, как ни странно, в долгожданном Купольном дворце своеобразно проявилась тенденция Гитлера осуществлять намеченные ранее планы без корректировки на текущий момент — если в годы его молодости это было бы самым высоким сооружением в мире, то к моменту начала осуществления своих планов Гитлер уже был далеко не лидер. Построенный еще в 1931 г. Уильямом Лэмлом небоскреб Эмпайр-Стейт-Билдинг в Нью-Йорке уже насчитывал 102 этажа и имел высоту 380 метров.
    И вот что удивительно — Гитлер на этот небоскреб вообще не ориентировался как на достойную цель, которую надо было во что бы то ни стало превзойти. Его удручало совсем иное и совсем не там! Советский Союз — вот был достойный ему конкурент для завоевания места под ярким блеском архитектуры.
    Значительно больше, чем проблемы реконструкции Берлина, Гитлера до июня 1941 г. тревожил тот факт, что И.В. Сталин собирался воздвигнуть в Москве в честь вождя революции Дворец Советов высотой более 300 метров с монументом В.И. Ленину...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Итак, попытаемся мысленно побывать в будущем городе Гитлера, и уж конечно, не как илоты, которых решили «задавить» увиденной мощью рейха, на что планировал Гитлер. Кстати, говорят, американские небоскребы также почему-то имеют свойство «давить» на впервые попавшего в Америку…

    …Центральный ж/д вокзал должен был начинаться с юга Парадной улицы Гитлера: уже издалека был бы виден его стальной каркас, обшитый медными пластинами и выложенный стеклянными листами. Благодаря этому он мог выгодно отличаться от прочих каменных громад Берлина. Вокзал предполагал один над другим четыре уровня, соединенных эскалаторами и лифтами, и должен был превзойти нью-йоркский Гранд-Централ-Терминал.
    Выйдя с вокзала, гости государственного уровня спускались бы по широкой наружной лестнице. Подразумевалось, что они, как и выходящие из вокзала простые пассажиры, будут потрясены грандиозным зрелищем раскрывающейся перед ними панорамы Берлина и тем самым раздавлены, вернее сказать, морально убиты мощью рейха. Вокзальная площадь в 1000 метров длины и 330 метров ширины была бы, наподобие египетской дороги от Карнака до Луксора, обрамлена трофейным оружием.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Начнем с того, что раньше, площадка, на которой располагается Москва-Сити находилась вне пределов города. И судя по названию соседнего района "Камушки", на этом месте добывали камень для различных нужд, в основном для строительства. До середины 50-х годов этот на этот район особо никто не обращал внимания, пока там не появилась площадка для проведения международных выставок.



  • Основанная в 1985 году компания Pruszynski (Польша) начала с изготовления аксессуаров, выполненных из металла. Тогда же, переживая динамический рост, был избран план развития компания, основное направление — это выпуск материалов для кровли и фасада.
    Все годы существования компании Pruszynski основной упор всегда делался на модернизацию производства и повышение уровня квалификации работников. Эти моменты также дополнялись продуманным выбором поставщиков стального сырья от крупнейших металлургических гигантов, известных во всем мире выпуском высококачественного кровельного металла. С таким подходом можно давать гарантии на долговечность своей продукции, так как она подкреплена высоким  качеством. Благодаря этому изделия Pruszynski успешно конкурируют на рынке фасадных и кровельных материалов



  • Любая история того или иного развития события несет в себе печать своего времени, на протяжении которого оно развивалось, и это время больше никогда не повторится именно так, как это уже было раз. Вот и начало 30-х годов прошлого века ознаменовало собой целый ряд таких широко известных исторических моментов в развитии человечества. Но, заглядывая на обложку книги истории и перелистывая ее страницы, часто можно упустить из виду ее отдельные абзацы — и именно те абзацы, которые иногда раскрывают тонкости как основного, так и даже второстепенного события, существование которых теряется под толщей истории.
    Пожалуй, осталось не до конца осознанным одно такое событие, сыгравшее свою едва заметную, но вполне увесистую роль в истории всей Второй мировой войны — безумное расточительство одного технократа, сорившего как государственным бюджетом, так и миллионами человеческих жизней, тем более, что и первое, и второе для него вполне разрешала наука, а современная ему техника уже позволяла все это претворять в жизнь.
    А еще он желал, чтобы камни говорили о нем тысячелетия спустя после него. Этого не свершилось…

    • Страницы
    • 1
    • 2

  • Что главное при выборе мебели? Как минимум раз в жизни каждый сталкивается с подобным вопросом! Ведь новая мебель, как правило, это удовольствие не из дешёвых. Оно требует ответственного и внимательного подхода к деталям и не прощает посредственности.
    Когда вы готовы к приобретению мебели, перед вами встает два принципиальных в этом деле вопроса – это цена и качество предлагаемой вам продукции.



  • Стихийное бедствие, обрушившееся на Японию 11 марта 2011 года, называют землетрясением Тохоку — на этот северо-восточный регион Японии пришелся самый мощный удар. Чтобы защитить Тохоку от будущих цунами, токийский архитектор Киитиро Сако разработал проект «небесной деревни», который имеет шансы на реализацию.


  • Прежде всего вы должны понимать, что этапы строительства кровли - от каркаса крыши до установки антенн и солнечных батарей - связаны между собой. Например, от типа кровельного материала зависит конструкция стропильной системы и кровельного пирога. Гидроизоляционным слоем некоторые пренебрегают, а ведь он обеспечивает микроклимат в вашем доме и влияет на здоровье живущих в нем людей. Стоит утеплять чердак или нет? Паши предки не считали нужным тратиться на нежилые помещения, однако современные технологии рекомендуют их утепление. Почему?
    Давайте коснемся всех этапов работ, остановимся на самых типичных огрехах, которые допускаются при строительстве.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3

  • Многие знают, как нелегко бывает подобрать плитку для ванной, особенно учитывая не только собственные желания, но имеющиеся возможности. Обращаясь к каталогам предлагаемой продукции или подбирая нужные комбинации в магазинах, многие тратят большое количество времени и средств.
    Развитие интернет маркетинга значительно упростило данную ситуацию, позволяя не только подбирать в ванную комнату плитку нужного дизайна и расцветки, но и оставлять собственные заказы. Для жителей крупных городов такой сервис очень удобен в плане экономии времени и удобства обслуживания. А практически безграничный выбор самых различных решений в подборе позволяет находить самые неожиданные решения.



  • Каждому времени  — свои песни, свои монументальные сооружения… Древнему Египту  — его пирамиды, на постройке которых трудились до сих пор в точности неизвестно кто; Древнему Китаю  — его Великая стена, с замурованными в нее телами ослушников, и так далее и тому подобное… Средневековые соборы, построенные на деньги сгоревших тамплиеров, рыцарские замки  — хранители злодеяний и кладов, разрушенные столь таинственным образом башни-близнецы Нью-Йорка — все это памятники своему времени. Причем они были и есть, и мы знаем, что когда-то люди имели и силы, и средства, и деньги для того, чтобы это построить.
    Но есть сооружения едва ли не столь же громадные, о которых мы знаем либо очень мало, либо… знаем практически все, но тем не менее в сталь и бетон они воплощены не были. Нам же сегодня остается лишь только гадать — а что бы это было? Одним из таких грандиозных, поражающих всякое воображение сооружений должен был стать и знаменитый Дворец Советов в Москве, который, впрочем, строить даже уже начали, но так и не сумели завершить до конца. Это было бы поистине впечатляющее сооружение, которое по своей высоте и сегодня вошло бы в шестерку самых высоких зданий мира.