Таганрогский маяк

Пт, 05/09/2014 - 20:50

Электричеством Таганрогский маяк освещался в период наиболее интенсивной навигации, обычно с 20 марта по 1 декабря. Остальное же время для нужд рыболовства зажигали «петролеумную лампу в две светильни», а с 1909 года — керосинокалильную установку.

Сложная техника требовала высококлассных специалистов, поэтому подбор людей на должности смотрителя и обслуживающего персонала был очень строг. К сожалению, наше традиционное беспамятство не оставило следов тех, кто поднимал маяк, осваивал мудреную и капризную технику, обустраивал и обихаживал городок, сад и, главное, дарил морякам свет, указующий безопасный путь к причалу.

Известно, что в штормовую ночь с 16 на 17 декабря 1887 года башня и маячные сооружения, в том числе и жилой дом, сильно пострадали от бури, бушевавшей над Черным и Азовским морями, но маяк продолжал светить…

Капитальный ремонт всех сооружений после буйства стихии произвели только в 1903 году. Заодно поставили новый осветительный Френелевский аппарат и изменили характер свечения секторных огней. В «Описании маяков, башен и знаков русских и иностранных берегов Черного и Азовского морей» издания 1923 года приводится следующая характеристика Таганрогского маяка: «Белая круглая каменная (кирпичная) башня, высотой от основания 22 м. В фонарном сооружении установлен френелевский (диоптрический) светооптический аппарат 3-го разряда (фокусное расстояние — 500 мм). Огонь маяка секторный: белый, зеленый и красный. Характер огня — постоянный. Сила света: белого огня — 60.000 свечей, зеленого огня — 7.500 свечей, красного огня — 12.000 свечей. Дальность видимости белого огня — девятнадцать миль, зеленого — около трех миль и красного — четыре мили. Высота огня от уровня моря — 161 фут. От основания — 65 фут. Высота маяка от уровня моря — 169 фут».

В примечании указывалось, что шесть секторов освещают пространство в сторону Донских гирл, острова Черепаха, самого Таганрога, Греческой банки, а также безопасный проход между Беглицкою косою и Греческою банкою. При маяке имеется спасательная станция, а на специальной мачте поднимаются сигналы штормовых предупреждений.

В годы Первой мировой и Гражданской войн из-за перебоев с доставкой топлива и нехваткой квалифицированных специалистов маяк работал нерегулярно. Все эти трудные годы (с 1898 по 1926), как мог, старался поддерживать технику в рабочем состоянии смотритель маяка Василий Лубенцов, отдавший ему двадцать восемь лет жизни. Регулярное же освещение удалось наладить лишь в 1923 году, после образования «Управления безопасностью кораблевождения на Черном и Азовском морях». Сначала огонь создавала керосино-калильная установка, а с 1929 года маяк вновь перевели на электрическое освещение.

Во время Великой Отечественной войны Таганрог (с 17 октября 1941 года по 30 августа 1943 года) находился в руках немцев. Маяк в это время не светил. Всю аппаратуру загодя до прихода немцев по приказу командования сняли и увезли в надежное место. В ходе боевых действий городок и службы подверглись разрушению, пострадала, но осталась целой маячная башня. После войны ее капитально отремонтировали, скрепив в нескольких местах стальными специальными хомутами-обручами, фонарное сооружение надстроили и установили одну над другой две поясные линзы диаметром 500 миллиметров. Свет давали электрические лампы накаливания по 1000 ватт каждая.

Но годы брали свое. Кирпич, из которого построена башня, сырел и выветривался, по корпусу ствола пошли трещины, башня опасно кренилась, и ее, в 1971 году, пришлось разобрать. Конструкция была бы более долговечная, если бы использовался лак для камня, который предохраняет материал от разрушения.

Взамен установили передвижной световой маяк (ПСМ) на базе армейского ЗИЛ-157 с телескопически выдвигающейся мачтой. В том же году горисполком Таганрога предложил Военно-морскому флоту совместными усилиями восстановить утраченный маяк. Даже был разработан проект 48-ми метровой железобетонной башни с мощным светооптическим аппаратом, но… дальше дело застопорилось. Передвижной маяк, и так-то не удовлетворявший мореплавателей, к 1987 году совсем обветшал, и его заменили двенадцатиметровым алюминиевым щитом черного цвета со светооптическим аппаратом наверху. Перед самым развалом Советского Союза успели поставить круглую металлическую маячную башню, окрашенную чередующимися красными и белыми полосами. Она и поныне служит мореплавателям белым затмевающим огнем, видимым за 19 миль до подхода к Таганрогскому порту…

Тонущая звезда

Закончить рассказ о Таганрогском маяке хочется небольшим комментарием к маленькой истории, приключившейся с Константином Паустовским. О ней писатель с присущей ему эмоциональностью рассказал в «Повести о жизни». Дороги Первой мировой войны летом 1916 года привели двадцатичетырехлетнего романтика Константина Паустовского в Таганрог. Там он устроился разнорабочим на котельный завод бельгийской акционерной компании Нев-Вильдэ. По словам писателя, «на заводе по существу шла непрерывная итальянская забастовка. Работали уныло, вяло и медленно». Вечно полуголодный («питались в основном сельтерской водой с галетами») писатель все свободное время проводил либо в порту, либо уходил на шлюпке рыбачить на пустынный островок Черепаха, лежавший в море примерно в миле от южной оконечности северного мола Таганрогского порта. Однажды, увлекшись рыбалкой, он не заметил, как подступили сумерки. За спиной послышался неясный шум, а затем налетел шквал. Срочно отчалив, Константин погреб к порту, но ветер, как это часто бывает, поменял направление. Теперь он стал встречным, разведя на мелководье злые короткие волны. Мимо незадачливого рыбака серыми змеями проносились маленькие смерчи. Лодку, несмотря на отчаянные усилия гребца, все дальше сносило в море. Схватка с морем в конец измотала: «Когда я поднял голову, — вспоминает писатель, — огонь маяка висел на самом горизонте. Он был похож на тонущую звезду. Меня удивляло, что я еще не утонул. Волна замотала меня, и вряд ли в это время я соображал хоть что-нибудь».

Другие материалы рубрики


  • Основанная в 1985 году компания Pruszynski (Польша) начала с изготовления аксессуаров, выполненных из металла. Тогда же, переживая динамический рост, был избран план развития компания, основное направление — это выпуск материалов для кровли и фасада.
    Все годы существования компании Pruszynski основной упор всегда делался на модернизацию производства и повышение уровня квалификации работников. Эти моменты также дополнялись продуманным выбором поставщиков стального сырья от крупнейших металлургических гигантов, известных во всем мире выпуском высококачественного кровельного металла. С таким подходом можно давать гарантии на долговечность своей продукции, так как она подкреплена высоким  качеством. Благодаря этому изделия Pruszynski успешно конкурируют на рынке фасадных и кровельных материалов


  • Многие знают, как нелегко бывает подобрать плитку для ванной, особенно учитывая не только собственные желания, но имеющиеся возможности. Обращаясь к каталогам предлагаемой продукции или подбирая нужные комбинации в магазинах, многие тратят большое количество времени и средств.
    Развитие интернет маркетинга значительно упростило данную ситуацию, позволяя не только подбирать в ванную комнату плитку нужного дизайна и расцветки, но и оставлять собственные заказы. Для жителей крупных городов такой сервис очень удобен в плане экономии времени и удобства обслуживания. А практически безграничный выбор самых различных решений в подборе позволяет находить самые неожиданные решения.



  • Следует отметить, что гигантомания захватила умы архитекторов всех ведущих держав тех времен. Естественно, Гитлер ревностно относился к своему лидерству в этом вопросе.
    Но, как ни странно, в долгожданном Купольном дворце своеобразно проявилась тенденция Гитлера осуществлять намеченные ранее планы без корректировки на текущий момент — если в годы его молодости это было бы самым высоким сооружением в мире, то к моменту начала осуществления своих планов Гитлер уже был далеко не лидер. Построенный еще в 1931 г. Уильямом Лэмлом небоскреб Эмпайр-Стейт-Билдинг в Нью-Йорке уже насчитывал 102 этажа и имел высоту 380 метров.
    И вот что удивительно — Гитлер на этот небоскреб вообще не ориентировался как на достойную цель, которую надо было во что бы то ни стало превзойти. Его удручало совсем иное и совсем не там! Советский Союз — вот был достойный ему конкурент для завоевания места под ярким блеском архитектуры.
    Значительно больше, чем проблемы реконструкции Берлина, Гитлера до июня 1941 г. тревожил тот факт, что И.В. Сталин собирался воздвигнуть в Москве в честь вождя революции Дворец Советов высотой более 300 метров с монументом В.И. Ленину...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Стихийное бедствие, обрушившееся на Японию 11 марта 2011 года, называют землетрясением Тохоку — на этот северо-восточный регион Японии пришелся самый мощный удар. Чтобы защитить Тохоку от будущих цунами, токийский архитектор Киитиро Сако разработал проект «небесной деревни», который имеет шансы на реализацию.


  • Любая история того или иного развития события несет в себе печать своего времени, на протяжении которого оно развивалось, и это время больше никогда не повторится именно так, как это уже было раз. Вот и начало 30-х годов прошлого века ознаменовало собой целый ряд таких широко известных исторических моментов в развитии человечества. Но, заглядывая на обложку книги истории и перелистывая ее страницы, часто можно упустить из виду ее отдельные абзацы — и именно те абзацы, которые иногда раскрывают тонкости как основного, так и даже второстепенного события, существование которых теряется под толщей истории.
    Пожалуй, осталось не до конца осознанным одно такое событие, сыгравшее свою едва заметную, но вполне увесистую роль в истории всей Второй мировой войны — безумное расточительство одного технократа, сорившего как государственным бюджетом, так и миллионами человеческих жизней, тем более, что и первое, и второе для него вполне разрешала наука, а современная ему техника уже позволяла все это претворять в жизнь.
    А еще он желал, чтобы камни говорили о нем тысячелетия спустя после него. Этого не свершилось…

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Практически все батареи тяжелых 105- и 128-мм зениток были сосредоточены в ПВО Рейха, защищая от налетов авиации важнейшие промышленные предприятия и крупные города, и практически не использовались в полевых войсках ПВО.
    Вообще же система организации и подчиненности зенитных подразделений Третьего Рейха была довольно сложной. Объясняется это тем, что еще в середине 30-х годов, в самом начале зарождения Люфтваффе, его шеф — Герман Геринг — подгреб под себя все, что летает, а также почти все, что было так или иначе связано с воздухом. Именно поэтому Германия так и не обзавелась флотской авиацией, имевшейся во всех странах мира, по той же причине почти все зенитки также находились в составе Люфтваффе. До войны на территории Третьего Рейха были образованы так называемые Авиационные Округа (Luftgau-Kommando), которым принадлежала вся зенитная артиллерия.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Каждому времени  — свои песни, свои монументальные сооружения… Древнему Египту  — его пирамиды, на постройке которых трудились до сих пор в точности неизвестно кто; Древнему Китаю  — его Великая стена, с замурованными в нее телами ослушников, и так далее и тому подобное… Средневековые соборы, построенные на деньги сгоревших тамплиеров, рыцарские замки  — хранители злодеяний и кладов, разрушенные столь таинственным образом башни-близнецы Нью-Йорка — все это памятники своему времени. Причем они были и есть, и мы знаем, что когда-то люди имели и силы, и средства, и деньги для того, чтобы это построить.
    Но есть сооружения едва ли не столь же громадные, о которых мы знаем либо очень мало, либо… знаем практически все, но тем не менее в сталь и бетон они воплощены не были. Нам же сегодня остается лишь только гадать — а что бы это было? Одним из таких грандиозных, поражающих всякое воображение сооружений должен был стать и знаменитый Дворец Советов в Москве, который, впрочем, строить даже уже начали, но так и не сумели завершить до конца. Это было бы поистине впечатляющее сооружение, которое по своей высоте и сегодня вошло бы в шестерку самых высоких зданий мира.



  • Итак, попытаемся мысленно побывать в будущем городе Гитлера, и уж конечно, не как илоты, которых решили «задавить» увиденной мощью рейха, на что планировал Гитлер. Кстати, говорят, американские небоскребы также почему-то имеют свойство «давить» на впервые попавшего в Америку…

    …Центральный ж/д вокзал должен был начинаться с юга Парадной улицы Гитлера: уже издалека был бы виден его стальной каркас, обшитый медными пластинами и выложенный стеклянными листами. Благодаря этому он мог выгодно отличаться от прочих каменных громад Берлина. Вокзал предполагал один над другим четыре уровня, соединенных эскалаторами и лифтами, и должен был превзойти нью-йоркский Гранд-Централ-Терминал.
    Выйдя с вокзала, гости государственного уровня спускались бы по широкой наружной лестнице. Подразумевалось, что они, как и выходящие из вокзала простые пассажиры, будут потрясены грандиозным зрелищем раскрывающейся перед ними панорамы Берлина и тем самым раздавлены, вернее сказать, морально убиты мощью рейха. Вокзальная площадь в 1000 метров длины и 330 метров ширины была бы, наподобие египетской дороги от Карнака до Луксора, обрамлена трофейным оружием.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Прежде всего вы должны понимать, что этапы строительства кровли - от каркаса крыши до установки антенн и солнечных батарей - связаны между собой. Например, от типа кровельного материала зависит конструкция стропильной системы и кровельного пирога. Гидроизоляционным слоем некоторые пренебрегают, а ведь он обеспечивает микроклимат в вашем доме и влияет на здоровье живущих в нем людей. Стоит утеплять чердак или нет? Паши предки не считали нужным тратиться на нежилые помещения, однако современные технологии рекомендуют их утепление. Почему?
    Давайте коснемся всех этапов работ, остановимся на самых типичных огрехах, которые допускаются при строительстве.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3

  • Что главное при выборе мебели? Как минимум раз в жизни каждый сталкивается с подобным вопросом! Ведь новая мебель, как правило, это удовольствие не из дешёвых. Оно требует ответственного и внимательного подхода к деталям и не прощает посредственности.
    Когда вы готовы к приобретению мебели, перед вами встает два принципиальных в этом деле вопроса – это цена и качество предлагаемой вам продукции.