Тамплиеры. Часть 2

Пнд, 07/29/2013 - 19:51

Обвинения

Процесс над Орденом был для Филиппа IV очень выгоден, в первую очередь — материально. Конечно, никакой «борьбой за чистоту веры» этот процесс объяснить было нельзя, — причины его были явно экономического и политического характера. Годфруа Парижский выражал общественное мнение относительно процесса и поведение Филиппа IV и Климента V, говоря: «Легко можно обмануть церковь, но ни в коем случае нельзя обмануть Бога».
С помощью этого процесса без всякой борьбы была уничтожена конгрегация, которую считали самой гордой, самой счастливой и самой сильной в Европе. Никто не осмелился бы напасть на нее, если бы инквизиционное судопроизводство не дало ее в руки людей ловких и мало стеснительных, чтобы облечь в законную форму простой грабеж.

Гибель Ордена вызвала радость у великого множества самых разных людей. Подоплекой этой радости было прежде всего чувство зависти к духовным и материальным богатствам тамплиеров. Но не только это. Магистр Ордена мог позволить себе говорить королям (как это произошло в 1252 году перед Генрихом III): «Ты будешь царствовать, пока справедлив». При подписании Великой Хартии Вольностей рядом с английским королем стоял Великий магистр Ордена Храма. А если вспомнить, что Орден дважды отказывал Филиппу Красивому в приеме его самого и его родственников в свои ряды, то ситуация становится еще более неприглядной для организаторов судебного процесса.

После судилища. В Америку — под флагом Ордена

Казалось бы, после приговора Парижского трибунала судьба тамплиеров была решена повсеместно. Однако на деле даже изъять имущество удалось не везде. После смерти Климента V и Филиппа IV и Риму, и французским королям было не до тамплиеров, а на Пиренейском полуострове они были нужны для войны с маврами. Поэтому там преследование рыцарей Храма быстро сошло на нет. В Кастилии и Арагоне рыцари Ордена Храма вошли в полном составе и со всем имуществом в Орден Калатравы.

Во время гонений на Орден его штаб-квартирой оставался Кипр. Здесь были сосредоточены наиболее испытанные и боеспособные части. Возможно, именно поэтому на Кипре свидетельские показания лиц, даже не принадлежавших к Ордену, особенно благоприятны по отношению к тамплиерам.
Исключением стала Португалия, где тамплиеры занимали самые прочные позиции после Франции. Дело в том, что еще в начале реконкисты Орден выделил часть своих войск и участвовал во всех сражениях при освобождении Португалии от мавров. В знак благодарности король Португалии подарил Ордену земли и средства. К тому же, португальцем был и один из основателей Ордена. В итоге, тогдашний король Португалии Диниш не только не предпринял никаких карательных акций против тамплиеров, но предоставил убежище братьям, избежавшим арестов в своих странах. Многие корабли тамплиеров также нашли убежище в Португалии. Диниш, да и то лишь несколько лет спустя, практически просто переименовал орден тамплиеров в орден Христа. Причем почти ничего не изменилось: тот же устав, то же организационное строение, те же люди, те же богатства. Лишь его Великий магистр уже не выбирался рыцарями, а назначался королем. Центром этого ордена остался город Томар, где существовала большая крепость тамплиеров, строившаяся с 1160 года «для солдат Храма» португальским Великим магистром Гвахдином Паишем, сподвижником первого короля независимой Португалии Афонсу Энрикиша. В 1357 году Томар был официально провозглашен центром ордена Христа.

В начале XV века Великим магистром ордена Христа в Португалии стал принц Энрики, один из восьмерых детей короля Жуана I. Он не был наследным принцем, а всего лишь инфантом. Принц Энрики, хотя никуда и не плавал, кроме военной экспедиции в 1415 году в Марокко против мавров, когда был захвачен город Сеута, вошел в историю как Генрих Мореплаватель.

Энрики получил титул правителя королевства Алгарве, самой южной части Португалии, и обосновался в местечке Сагреш, где создал в 1418 году навигационную школу. Туда он призвал лучших знатоков морского дела со всей Европы, арабских и иудейских ученых, которые разбирались в древних таинственных книгах и картах, собирал все сообщения купцов, отчеты моряков, карты, астрономические таблицы — в общем, всячески способствовал развитию мореходства. Для этого он, кроме прочего, использовал как финансовые возможности ордена Христа, так и накопленные тамплиерами знания о мореходстве и сведения о странах Востока, куда он так стремился проложить дорогу. На верфях строились новые современные корабли, моделью которым послужили усовершенствованные нефы тамплиеров.

Начинания Энрики быстро стали приносить свои плоды. В 1420 году португальцы открыли остров Мадейру, а спустя еще семь лет — Азорские острова, лежащие в Атлантическом океане вдали от африканских и европейских берегов. К 1450 году португальцы начали вывозить рабов и слоновую кость из Сенегала, а еще спустя полвека был проложен путь в Индию. Причем в эти открытия был немалый вклад и непосредственно «столицы» Христовых рыцарей — Томара.

Через сто лет после начала плаваний под эгидой принца Энрики Португалия превратилась в крупнейшую морскую державу. Португальцы открыли Бразилию на западе, добрались до Китая и Островов Пряностей на востоке, создав первую в мире глобальную империю на штатском пространстве от Марокко до Макао.
Какая часть успехов крошечной страны с населением всего в полтора миллиона человек в этих невероятных открытиях принадлежит тамплиерам, мы не знаем. Не сокровища ли тамплиеров лежали за организацией всех этих морских экспедиций? Или их «know–how»? Ведь говорят, в португальские архивы от ордена Храма попали поистине удивительные карты, на которые, в том числе, была нанесена и Америка — еще до ее открытия Колумбом! И доподлинно известно, что корабли, вышедшие в плавание в океан, несли на своих парусах красный крест ордена Храма.
Орден Христа просуществовал до 1834 года, когда указом министра Жаокина Антониу ди Агиара деятельность ордена была прекращена.

Другие материалы рубрики


  • В одной рукописи конца IX в., повествующей о жизни и деяниях Карла Великого, приводится такая история: «Однажды случилось так, что Карл, объезжая свои земли, прибыл в некий город Нарбоннской Галлии. Когда он сидел за столом, в гавани появились норманнские лазутчики, высматривая добычу. Но никто не догадался об их истиной принадлежности. Все смотрели на корабли, и одни приняли их за иудейских, другие за африканских, а третьи — за британских купцов. Но премудрый Карл немедленно узнал по их вооружению и ловкости маневрирования, что это не купцы, а враги, и сказал своим людям: «Эти корабли набиты не товарами, они полны наших злейших неприятелей!». При этих словах все поспешили к кораблям, обгоняя друг друга, но напрасно. Едва норманны узнали, что тут находится Он, Карл-Молот, как они его называли, то немедленно обратились в бегство, избегая не только оружия, но и взгляда преследовавших.
    Они боялись, что от взгляда императора их мечи потеряют силу и разлетятся на куски. Но благочестивый Карл, муж праведный и богобоязненный, встал из-за стола и подошел к окну, которое выходило на восток. Тут он плакал долгое время, и так как никто не дерзал заговорить с ним, сам обратился к своим воинственным соратникам и сказал им, желая объяснить свое поведение и слезы: «Знаете ли, о мои возлюбленные, о чем я плакал? Не о том, что я боюсь, будто эти глупцы, эти ничтожные людишки могут быть мне опасны, но меня огорчает, что при моей жизни они осмелились коснуться этих берегов, и горюю я потому, что предвижу, сколько бедствий они причинят моим преемникам и их подданным.»
    Скорбь императора была пророческой. Последующие три столетия норманны наводили ужас на всю Европу.



  • В течение почти 200 лет эта своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов наводили страх и ужас на просторах мусульманского мира и Европы. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей и владык. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане в 1272 году их добил египетский султан Бейбарс I, но тем не менее они существуют и поныне…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Вот уже восемьсот лет история о короле Артуре, мудром волшебнике Мерлине и доблестных рыцарях Круглого Стола числится среди самых востребованных сюжетов художественной культуры. То есть — за восемьсот лет можно поручиться, а дальше ее истоки теряются во мраке веков. Дальше мы просто не имеем достоверных письменных источников, а проследить судьбу устного предания очень трудно.
    Цикл артуровских романов Томаса Мэлори, напечатанных в 1485 г. под общим заглавием «Смерть Артура», был одним из первых в мире светских художественных произведений, изданных массовым, по меркам того времени, тиражом.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ... Тем временем, очень далеко от Франции и Англии произошло событие, которое взбудоражило всю Европу. В 1187 г. султан Египта и Дамаска Саладин отбил у христиан Иерусалим — бывший с 1099 г. столицей государства крестоносцев (Иерусалимского королевства). Как только эта ужасная новость достигла дворов европейских государей, было принято решение о новом крестовом походе, и Ричард поклялся принять в нем участие. Но весь следующий год ему было не до того. Он даже потратил значительную часть собранного для крестового похода чрезвычайного налога (так называемой Саладиновой десятины) на политическую и военную кампанию против Генриха II. В мятеж удалось вовлечь и принца Джона. Говорили, что известие об измене младшего сына стало роковым для английского короля. Потрясенный, он умер в 1189 г. в луарском замке Шинон, бывшем частью его континентальных владений (впоследствии этот замок прославился тем, что именно здесь Жанна д’Арк явилась ко двору дофина Карла)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Вопрос о том, что именно в книге Гальфрида Монмутского, повествующей о короле Артуре, соответствует исторической правде и откуда писатель брал свои сюжеты, в значительной степени остается открытым. Но некоторые его источники проследить все же удалось. Так, не подлежит сомнению, что, прежде чем приступить к своей «Истории бриттов», Гальфрид ознакомился с книгой того же названия, принадлежащей перу Ненния, валлийского писателя, жившего в конце VIII — начале IX вв. В отличие от Гальфрида, Ненний не считается беллетристом. Его работу, к сожалению, небольшую по объему, относят к серьезным историческим источникам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...В 1189 году начинается Третий крестовый поход. Гвидо де Лузиньян с очень небольшими силами, нарушив данное Салах-ад-дину (так на самом деле звучит имя Саладин) в плену слово, возобновил войну и осадил Акру. Во время долгой осады осажденными был второй раз взят в плен и на этот раз обезглавлен Жерар де Ридефор. К 1191 году только прибытие участников Третьего крестового похода позволило Лузиньяну, после двухлетней осады, овладеть крепостью Сен-Жан д`Акр (Акра). Тамплиеры, принимавшие активное участие в осаде крепости, размещают в городе свой Тампль (так традиционно уже называется штаб-квартира Ордена). На сто лет город стал штаб-квартирой тамплиеров, которые лихорадочно собирали новые кадры. Восемнадцать месяцев у Ордена не было магистра. Но понемногу все снова наладилось...



  • ...С этого момента начинается история бесконечных войн Карла Великого. В 774 г. он одержал победу над лангобардами и на Пасху прибыл в Рим. Ему устроили невиданную по торжественности встречу, а он вручил папе дарственную на земли, намного превышающую по щедрости дар Пипина Кроткого. После этого Карл стал называться королём франков и лангобардов. Потом пришлось сражаться с союзником Дезидерия, герцогом Баварским. Франкский король присоединил к своим владениям Баварию, после долгой, кровопролитной, много раз возобновлявшейся войны, затем завоевал и крестил языческую Саксонию. Чтобы покорить эту страну, ему пришлось переселить на эти земли франков, и превратить в крепостных две трети её жителей, а также устроить невиданное по жестокости избиение сакских пленных в городе Вердене. В течение одного дня там было казнено четыре с половиной тысячи саксов, отказавшихся принять христианство. На востоке Карл воевал с аварами, и в результате этих войн народ авары перестал существовать. На этот раз ему не удалось даже никого крестить, ибо население было истреблено полностью. Вот как описывает эту войну Эйнхард: «Самой значительной из всех проведенных Карлом войн, если не считать саксонской, была та, которая последовала за походом в страну вильцев, а именно война против аваров, или гуннов.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...Но не XVI век изобрел «козни дьявола». Вера в магию, чертей, колдунов и ведьм — древнейшего происхождения. В законодательстве самых «темных» столетий, как было принято некогда именовать раннее Средневековье, то предусматривались наказания для обвиняемых в ведовстве, то запрещалось их преследование. В VIII в. Карл Великий воспретил под страхом смерти в недавно обращенной тогда в христианство Саксонии «языческий обычай» сожжения ведьм. В решениях церковных соборов X в. указывалось, что убеждение некоторых женщин, будто они летали на шабаш, есть следствие происков сатаны, и доверие к таким рассказам равносильно впадению в ересь. Однако уже в XII—XIII вв. положение существенно изменилось. А в конце XV и начале XVI вв. восторжествовало вообще диаметрально противоположное мнение: кознями дьявола и ересью надлежит считать как раз неверие в реальность шабаша. Эта позиция была зафиксирована, между прочим, в получившей зловещую известность книге «Молот ведьм», написанной инквизиторами Г. Инститорисом и Я. Шпренгером и опубликованной в 1487 г. при прямом поощрении со стороны римского престола...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи империи в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анатолика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успешную борьбу с арабами и потому любимый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной политикой иконоборчество, неортодоксальную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему основания для изъятия части монастырских сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императора естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остатков старой городской знати и городской бедноты, которую церковь подкармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались достаточно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные монастыри. В 754 г. иконоборческий собор осудил иконопочитание, предал анафеме "древопочитателей" и "костепочитателей".

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Курляндия стала герцогством в 1561 году, как феодальное владение Речи Посполитой на территории современной Латвии. После распада в 1567 году государств Ливонии, власть в которых принадлежала ордену и епископам, возникло Курземско-Земгальское герцогство (герцогство Курляндское и Земгальское) — государство, находившееся в вассальной зависимости от Польши. Обычно его называли Курземским (Курляндским) герцогством (немецкое Kurland — земля куршей). Во главе этого государства стоял герцог, являвшийся вассалом короля Речи Посполитой.

    • Страницы
    • 1
    • 2