Тамплиеры

Вс, 07/28/2013 - 22:19

Вскоре султан Египта Аюба, вступив в союз с хорезмийцами, вытесненными татаро-монголами со своих земель восточнее Каспийского моря, поднимает мусульман на священную войну со всеми христианами. В середине июля он осаждает Иерусалим и через шесть недель овладевает городом, учинив там резню, не уступавшую по масштабам резне, устроенной тамплиерами в 1199 году.

В 1244 г. при Ла-Форбье (под Газой) рыцари повторили свою «фирменную ошибку» и сошлись с превосходящим противником в большом полевом сражении. На их стороне выступил эмир Дамаска, против них были египетские мамлюки и примкнувшая к ним туркменская конница из Хорезма. Несмотря на мужество, проявленное крестоносцами в бою, сражение они проиграли. С точностью повторился хаттинский эффект. Было выбито ядро обоих орденов — потери составили триста рыцарей у тамплиеров, две сотни у госпитальеров. С поля боя живыми выбрались 33 тамплиера, 26 госпитальера и 3 тевтона. Замки стояли пустые перед полчищами Бейбарса. В 1245 г. египтянам сдался Дамаск, и Сирия и Египет объединились против креста. На этот раз только крестовый поход латинян в Египет и вторжение монголов в 1250 — начале 1260-ых гг. принесли отсрочку. Монголы взяли Багдад и овладели Месопотамией, затем вторглись в подчинявшуюся Куттузу Сирию. Ситуация стала крайне запутанной, и победа монголов, чьей целью был Иерусалим, могла сделать ее фантастической!

Но этого не случилось. Боэмунд Антиохийский примкнул к монголам и… был за это отлучен от церкви. Тамплиеры сразу объявили, что считают монголов своими врагами («пусть эти черти приходят, мы готовы»), граф Сидонский атаковал монгольский отряд и убил племянника Кит-Буки, поселенцы предоставляли провиант и отдых мамлюкам (Л. Гумилев риторически спрашивает: вспоминали ли тамплиеры в плену, в промежутках между пытками… что именно благодаря их Ордену, деяниям их предшественников было уничтожено христианское население Сирии, убиты врагами пришедшие к ним на помощь союзники и… навсегда потеряна цель крестовых походов — Святая Земля). А ведь в Сирию пришла христианская монгольская армия несториан во главе с несторианином Кит-Букой и сочувствовавшим несторианам ханом Хулагу. Но в тылу у них вспыхнуло восстание грузин, основные силы во главе с Хулагу ушли на курултай по случаю смерти Мункэ. И Бейбарс отбил монголов, впервые в истории нанеся им полное поражение (Айн-Джалут, 1260 г.). Немного раньше провалился крестовый поход (1248-1254) против Египта (седьмой по счету). Упорнейшая битва в Мансуре началась с отчаянной атаки Робера д'Артуа и тамплиеров, в ходе которой погиб эмир Факр-эд-дин. Но закончилась она через четыре кровавых дня победой Бейбарса. Когда лагерь крестоносцев охватили дизентерия и цинга, победа стала окончательной. Тамплиеры предоставили деньги для выкупа попавшего в плен французского короля Людовика IX — и «отличились» в присвоении имущества убегавших от преследования мусульманами европейских колонистов и междуусобными стычками с рыцарями-госпитальерами.

Таким образом, предательство тамплиеров в 1241 году привело к коренному перелому в многолетней борьбе христиан и мусульман за Святую Землю в пользу мусульман. Последующие крестовые походы, несмотря на то, что крестоносцам порой удавались отдельные победы, сколько-нибудь заметных положительных результатов уже не давали.

В 1270 году французский король Людовик IX начинает Восьмой (последний) крестовый поход, закончившийся полным провалом. В последующие двадцать лет египетские султаны город за городом отнимают у христиан — Арсуф (1265), Яффу и Антиохию (1268), крепость госпитальеров Маркаб (1285), Триполи (1289). Затем настала очередь Иерусалима.

В конце 1290 года мусульмане подступили к Акре, в которой в это время находился Тампль храмовников. Обороной Акры руководил Великий магистр ордена Гишар де Божо. Гарнизон насчитывал 15 тыс. чел, включая 900 рыцарей — тамплиеров и госпитальеров. После шести месяцев осады, мусульманам с помощью стенобитной машины удалось обрушить одну из башен крепости. Видя неминуемое поражение, около четверти гарнизона, в основном госпитальеры, пошли на прорыв во главе с магистром Вилье де л'Иль Адамом, забрав патриарха и последнего христианского короля Иерусалима и Палестины, и удачно совершив его, смогли сесть на корабли и бежать на остров Кипр. 18 мая 1291 мусульмане ворвались внутрь крепости. В ходе боя уже внутри крепости пали около 300 рыцарей тамплиеров во главе с Великим магистром де Божо. Остальным (несколько сотен) удалось укрыться в Тампле. После нескольких дней переговоров, в ходе которых тамплиеры обманом заманили в Тампль около 300 мусульман и затем всех их перебили, султан Амелик Азашраф — сын умершего в начале похода 19 ноября 1290 г. султана Калавуна — приказал подвести под Тампль мину. Как пишет историк Д. Легман:

«Утром... султан, отчаявшись взять Тампль приступом, отдал приказ о его разрушении. Под фундамент был сделан подкоп, и башню подперли деревянными стойками. После этих приготовлений подпорки подожгли. Когда пламя ослабило опоры, башня со страшным треском обрушилась, и все тамплиеры погибли под обломками либо сгорели в огне».

Очень сомнительно, что эта огромная по объему работа была проделана в течение 1-2 дней. Ведь Тампль — большое сооружение, в котором укрылось несколько сот человек. По меньшей мере на это потребовалось бы 2-4 месяца. Вероятнее всего, эта мина подводилась мусульманами в течение всего времени осады.

В ночь накануне гибели Тампля 11 храмовников через тайный ход покинули Тампль, погрузились на поджидавший их корабль и отплыли на Кипр, увозя с собой все сокровища Ордена тамплиеров. Имена их стерла история, кроме одного — Тибо Години, избранного в том же году на Кипре Великим магистром Ордена.

Другие материалы рубрики


  • ...Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи империи в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анатолика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успешную борьбу с арабами и потому любимый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной политикой иконоборчество, неортодоксальную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему основания для изъятия части монастырских сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императора естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остатков старой городской знати и городской бедноты, которую церковь подкармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались достаточно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные монастыри. В 754 г. иконоборческий собор осудил иконопочитание, предал анафеме "древопочитателей" и "костепочитателей".

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В одной рукописи конца IX в., повествующей о жизни и деяниях Карла Великого, приводится такая история: «Однажды случилось так, что Карл, объезжая свои земли, прибыл в некий город Нарбоннской Галлии. Когда он сидел за столом, в гавани появились норманнские лазутчики, высматривая добычу. Но никто не догадался об их истиной принадлежности. Все смотрели на корабли, и одни приняли их за иудейских, другие за африканских, а третьи — за британских купцов. Но премудрый Карл немедленно узнал по их вооружению и ловкости маневрирования, что это не купцы, а враги, и сказал своим людям: «Эти корабли набиты не товарами, они полны наших злейших неприятелей!». При этих словах все поспешили к кораблям, обгоняя друг друга, но напрасно. Едва норманны узнали, что тут находится Он, Карл-Молот, как они его называли, то немедленно обратились в бегство, избегая не только оружия, но и взгляда преследовавших.
    Они боялись, что от взгляда императора их мечи потеряют силу и разлетятся на куски. Но благочестивый Карл, муж праведный и богобоязненный, встал из-за стола и подошел к окну, которое выходило на восток. Тут он плакал долгое время, и так как никто не дерзал заговорить с ним, сам обратился к своим воинственным соратникам и сказал им, желая объяснить свое поведение и слезы: «Знаете ли, о мои возлюбленные, о чем я плакал? Не о том, что я боюсь, будто эти глупцы, эти ничтожные людишки могут быть мне опасны, но меня огорчает, что при моей жизни они осмелились коснуться этих берегов, и горюю я потому, что предвижу, сколько бедствий они причинят моим преемникам и их подданным.»
    Скорбь императора была пророческой. Последующие три столетия норманны наводили ужас на всю Европу.



  • ...Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров именно во Франции. Там к тамплиерам сразу же были применены пытки и жестокое обращение. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов, среди тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Конечно, рыцари под пытками признавались во всех грехах, но не отстаивали приписываемые им ереси. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костер...



  • ... Тем временем, очень далеко от Франции и Англии произошло событие, которое взбудоражило всю Европу. В 1187 г. султан Египта и Дамаска Саладин отбил у христиан Иерусалим — бывший с 1099 г. столицей государства крестоносцев (Иерусалимского королевства). Как только эта ужасная новость достигла дворов европейских государей, было принято решение о новом крестовом походе, и Ричард поклялся принять в нем участие. Но весь следующий год ему было не до того. Он даже потратил значительную часть собранного для крестового похода чрезвычайного налога (так называемой Саладиновой десятины) на политическую и военную кампанию против Генриха II. В мятеж удалось вовлечь и принца Джона. Говорили, что известие об измене младшего сына стало роковым для английского короля. Потрясенный, он умер в 1189 г. в луарском замке Шинон, бывшем частью его континентальных владений (впоследствии этот замок прославился тем, что именно здесь Жанна д’Арк явилась ко двору дофина Карла)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Летом 1187 г. войска султана Египта и Дамаска Салах-ад-Дина, известного европейцам под именем Саладин, подошли к стенам Иерусалима, который вот уже 88 лет был столицей Иерусалимского королевства, основанного в Святой Земле рыцарями-крестоносцами. Этому событию предшествовал целый ряд побед мусульманского полководца, в результате чего под его контроль перешло множество городов и крепостей ранее принадлежавших христианам: Сен-Жан-д'Акр, Яффа, Кесария, Арсуф, Бейрут, Иерихон, Наблус, Рамла. Особенно тяжелые последствия для пришельцев с Запада имела битва при Хаттине, когда основные силы крестоносцев были разгромлены, а король Иерусалимский Ги де Лузиньян был взят в плен.
    Положение жителей осажденной столицы было крайне тяжелым, чтобы не сказать — безнадежным. Им неоткуда было ждать помощи. Тем не менее они предприняли попытку оказать сопротивление...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Вот уже восемьсот лет история о короле Артуре, мудром волшебнике Мерлине и доблестных рыцарях Круглого Стола числится среди самых востребованных сюжетов художественной культуры. То есть — за восемьсот лет можно поручиться, а дальше ее истоки теряются во мраке веков. Дальше мы просто не имеем достоверных письменных источников, а проследить судьбу устного предания очень трудно.
    Цикл артуровских романов Томаса Мэлори, напечатанных в 1485 г. под общим заглавием «Смерть Артура», был одним из первых в мире светских художественных произведений, изданных массовым, по меркам того времени, тиражом.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...С этого момента начинается история бесконечных войн Карла Великого. В 774 г. он одержал победу над лангобардами и на Пасху прибыл в Рим. Ему устроили невиданную по торжественности встречу, а он вручил папе дарственную на земли, намного превышающую по щедрости дар Пипина Кроткого. После этого Карл стал называться королём франков и лангобардов. Потом пришлось сражаться с союзником Дезидерия, герцогом Баварским. Франкский король присоединил к своим владениям Баварию, после долгой, кровопролитной, много раз возобновлявшейся войны, затем завоевал и крестил языческую Саксонию. Чтобы покорить эту страну, ему пришлось переселить на эти земли франков, и превратить в крепостных две трети её жителей, а также устроить невиданное по жестокости избиение сакских пленных в городе Вердене. В течение одного дня там было казнено четыре с половиной тысячи саксов, отказавшихся принять христианство. На востоке Карл воевал с аварами, и в результате этих войн народ авары перестал существовать. На этот раз ему не удалось даже никого крестить, ибо население было истреблено полностью. Вот как описывает эту войну Эйнхард: «Самой значительной из всех проведенных Карлом войн, если не считать саксонской, была та, которая последовала за походом в страну вильцев, а именно война против аваров, или гуннов.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...Но не XVI век изобрел «козни дьявола». Вера в магию, чертей, колдунов и ведьм — древнейшего происхождения. В законодательстве самых «темных» столетий, как было принято некогда именовать раннее Средневековье, то предусматривались наказания для обвиняемых в ведовстве, то запрещалось их преследование. В VIII в. Карл Великий воспретил под страхом смерти в недавно обращенной тогда в христианство Саксонии «языческий обычай» сожжения ведьм. В решениях церковных соборов X в. указывалось, что убеждение некоторых женщин, будто они летали на шабаш, есть следствие происков сатаны, и доверие к таким рассказам равносильно впадению в ересь. Однако уже в XII—XIII вв. положение существенно изменилось. А в конце XV и начале XVI вв. восторжествовало вообще диаметрально противоположное мнение: кознями дьявола и ересью надлежит считать как раз неверие в реальность шабаша. Эта позиция была зафиксирована, между прочим, в получившей зловещую известность книге «Молот ведьм», написанной инквизиторами Г. Инститорисом и Я. Шпренгером и опубликованной в 1487 г. при прямом поощрении со стороны римского престола...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Курляндия стала герцогством в 1561 году, как феодальное владение Речи Посполитой на территории современной Латвии. После распада в 1567 году государств Ливонии, власть в которых принадлежала ордену и епископам, возникло Курземско-Земгальское герцогство (герцогство Курляндское и Земгальское) — государство, находившееся в вассальной зависимости от Польши. Обычно его называли Курземским (Курляндским) герцогством (немецкое Kurland — земля куршей). Во главе этого государства стоял герцог, являвшийся вассалом короля Речи Посполитой.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В течение почти 200 лет эта своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов наводили страх и ужас на просторах мусульманского мира и Европы. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей и владык. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане в 1272 году их добил египетский султан Бейбарс I, но тем не менее они существуют и поныне…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3