Телевидение ITV

Чт, 01/05/2012 - 21:59

Первые цветные телевизоры, выпущенные компанией Radio Corporation of America (RCA), 1954 г.


Современные возможности интерактивного телевидения с успехом реализуются в технологии IPTV (Internet Protocol Television)

Телевизоры с системой Google TV с поддержкой Интернет-телевидения



Мир меняется стремительно и неудержимо. Достижения науки и техники последних десятилетий увеличили возможности человека получать доступ к нужным ему сведениям на порядок. Но человеческое сознание порой не успевает за предоставленными ему техническими возможностями. Инерция мышления и отсутствие навыков не позволяют воспользоваться ими в полной мере. На рубеже тысячелетий в обиход начало постепенно входить понятие «интерактивное телевидение» (ITV). Под этим подразумевалось нечто, объединяющее в себе возможности системы телевещания и компьютерной сети, снабженное удобными поисковыми системами и средствами обратной связи. За последние годы интерактивное телевидение стало реальностью, доступной многим, но до сих пор не превратилось в привычное повседневное явление. Возможно, его широкое внедрение послужит успешному решению некоторых проблем современного общества. Общества, в котором самую большую ценность представляет информация о том, где и как искать информацию.

I

Мышки кололись, плакали,
Но продолжали грызть кактус.
Из современного народного фольклора.

В 1933 г. инженер Владимир Козьмич Зворыкин, сын муромского купца, после падения правительства Колчака живший и работавший в Америке, запатентовал иконоскоп, важнейшую деталь ставшего столь популярным впоследствии прибора — телевизора. Несколько лет спустя фирма Radio Corporation of America (RCA), сотрудником которой был Зворыкин, представила первый телевизор для массового производства. В 1938 г. Владимир Козьмич был командирован в СССР для введения в действие созданной при участии RCA передающей станции электронного ТВ в Москве.

Начиная с середины прошлого века телевизор прочно вошел в нашу жизнь. Появление в быту видеомагнитофона, а затем персонального компьютера и Интернета предоставило широкой публике много новых возможностей развлечь себя, но телевизор упорно не сдает своих позиций, оставаясь по-прежнему, как говаривал почтальон Печкин, «главным украшением стола». Люди приходят домой после тяжелого рабочего дня, плюхаются на диван и включают «волшебный ящик». Они могут посмотреть кино из обширной домашней фильмотеки, но нередко предпочитают телепередачи. Людям хочется, чтобы их развлекли, рассказали и показали что-то такое, о чем они раньше не слышали или не задумывались.

Между тем, после того как Советская империя канула в небытие, качество телевещания на ее просторах сильно упало. А ведь когда тоталитарная «Империя Зла» с треском рушилась, все искренне думали, что будет наоборот. Но при всех своих многочисленных недостатках советская система действительно была настроена на просвещение масс и воспитание у народа хорошего вкуса. Цензоры былых времен могли на корню зарубить какое-нибудь интереснейшее начинание, но то, что они все-таки пропускали, как правило, было высокого качества. А современные телеканалы, на которые чаще всего попадает непросвещенный обыватель, настроены на быстрое и дешевое удовлетворение минимальных потребностей публики. Такова реальность неорганизованной рыночной стихии. Битком набитые ночлежки для нищих приносят больший доход, чем благоустроенные коттеджи, торговля расползающимися по швам, сшитыми за миску супа кофточками выгоднее торговли эксклюзивными туалетами.

Беда в том, что «волшебный ящик» и правда имеет над нами магическую власть. Лично мне однажды пришлось наблюдать такую сцену. Компания сидела за столом, болтала и пила чай с плюшками, а в углу мерцал белесым экраном неисправный телевизор. Через некоторое время присутствующие поймали себя на том, что все как один уставились в пустой экран и чего-то от него ждут. Если такое воздействие оказывает слепой и немой «ящик», то чего ждать от говорящего и показывающего картинки! Мы смотрим телевизор даже тогда, когда нам совсем не нравится то, что нам показывают. Морщимся, сетуем на безграмотность телерепортеров, но смотрим! И нас потчуют дешевой продукцией. Когда-то создание телефильма предполагало актерскую работу над образом и длительные репетиции, сначала без телекамеры. Сейчас исполнитель роли зачастую впервые видит текст на съемочной площадке. Ему наскоро объясняют, что нужно смотреть вон туда и говорить вот это, снимают, вручают мизерный гонорар — и он отправляется на поиски новой халтуры. Считается, что те, кто оплачивает репетиционные часы и терпит капризы настоящих художников, просто не выдержат конкурентной борьбы. Татьяна Лиознова, создательница шедевра «Семнадцать мгновений весны» (многосерийного художественного фильма, обзывать который сериалом — величайшая наглость) в свое время выбила средства на командировку в Грузию, потому что считала, что в короткой сцене посещения профессором Плейшнером Бернского зоопарка непременно должны быть медвежата, а медвежата тогда были только в Тбилиси. Работай она в наше время, ей скорее всего сказали бы: «Не выделывайтесь, товарищ Лиознова, снимайте зебру!».
Массовое выпекание дешевеньких «мыльных опер» — это даже не потакание низменным вкусам обывателя, потому что обыватель в большинстве своем предпочитает те же «Семнадцать мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя». Сериалы пекут потому, что незачем делать дорого и качественно, если «и так сожрут». И это мнение оправдывается. Жалобы на низкий уровень телепрограмм и сериалов слышны постоянно. Зрители замечают плохую игру, возмущаются нелепостью интриги и однообразием сюжетных ходов, но каждый вечер как приклеенные садятся у экрана и смотрят, смотрят, смотрят… Потому что не хотят тратить душевную энергию на поиски лучшего, потому что устали после тяжелого рабочего дня и просто желают, чтобы их развлекли хоть как-нибудь.

В современной массовой культуре возникает порочный круг: «Мы даем то, что народ хавает, а народ хавает то, что ему дают». Остается надеяться, что засилье низкокачественной информационной продукции, как и гнилые ночлежки эпохи становления капитализма, — явление временное, и рано или поздно рыночную стихию информационного пространства удастся организовать лучше. К счастью, современная техника дает для этого все больше возможностей, было бы желание. Но — нет роз без шипов, большие технические возможности наряду с очевидным позитивом таят в себе и значительные опасности.

II

Обилие возможностей тебя погубит!
ХФ «Айболит-66»

Казалось бы, обрисованная выше проблема должна элементарно решаться при наличии множества конкурирующих телеканалов. Ан нет! Человек усаживается перед телевизором, берет в руки пульт, перескакивает с канала на канал, и на одном находит душещипательную историю о Кармелите, на другом трогательную историю о провинциалках Насте и Оле, на третьем почти забытую им Просто Марию. С некоторым облегчением бедный зритель обнаруживает на четвертом канале сносный боевик, но затем, устав от однообразных перестрелок, которые ничуть не лучше однообразных семейных драм, он вновь принимается щелкать пультом. В конце концов, его сердце успокаивается на телеканале, эксплуатирующем чувство ностальгии и сутками транслирующем фильмы сорокалетней давности. Возможно, ему не хватило всего нескольких щелчков, чтобы, наконец, добраться до действительно интересной современной программы, создатели которой упорно борются со встречным ветром.

Классных телевизионных проектов не то чтобы нет, но они — как редкие самоцветы, рассеянные в пустой породе. Вышесказанное относится не только к телевидению. Желающий получить информацию о каком-либо предмете заходит в Интернет и набирает ключевые слова в поисковике. Через несколько секунд он получает ссылки на два десятка статей, но радоваться рано. Вскоре выясняется, что большинство из них восходят к одному и тому же, часто далеко не лучшему прототипу. Толковая статья обнаруживается (если обнаруживается) на десятой или двадцатой ссылке.

Все это безобразие — побочный эффект обилия возможностей. Раньше перенос интеллектуальной продукции на носитель, делающий ее доступной для большого числа потребителей, был сопряжен с гораздо большими сложностями и материальными затратами. Как следствие, первичная фильтрация происходила на этапе отбора продукции, достойной воплощения на носителе. Потребитель имел дело уже с «обогащенной породой», освобожденной от значительного числа шлаков (сейчас мы не будем говорить о том, что в «отвалы» порой могло уйти нечто весьма ценное). Поскольку приобретение носителя продукции было также связано со значительными материальными затратами для потребителя, вторичную фильтрацию осуществлял уже он сам, причем подходил к этому довольно серьезно. Платить солидные деньги за что попало не хочется. В домашние библиотеки и фильмотеки попадало то, что действительно нравилось.

Сейчас все иначе. Выложить плоды своего таланта в сеть — простейшая процедура, воспроизвести оттуда на домашний компьютер — еще проще. Целенаправленный отбор по качеству либо не ведется вовсе, либо ведется крайне лениво. Телевидение еще держит марку за счет требований (часто неоправданно завышенных) к чисто техническим качествам программ. Но выложенные в Интернете самодельные ролики пользуются все большей популярностью. Кустарные видеоклипы уже сейчас бывают интереснее промышленных. Когда-нибудь дело дойдет и до настоящих фильмов. Опять-таки, когда телевидение создавалось, студии были только в столицах, и там работали лучшие специалисты. Сейчас любой местечковый олигарх заводит собственный телеканал, а то и несколько. Казалось бы, конкуренция должна способствовать высокому качеству, но так бывает не всегда.
Если телестудия, упорно клепавшая стереотипные безликие программки, испустит дух вследствие низкого рейтинга, ее место совсем не обязательно займет лучшая. Очень может быть, что другая точно такая же. Чтобы, в свою очередь, продержаться год-другой и отправиться в небытие вслед за первой. Халтурщиков много, они суетятся, толкаются локтями. Часто определяющую роль играет скорость реагирования. И вот тут производители качественной незаурядной продукции оказываются в заведомо проигрышном положении. Пока они старательно собирают оригинальный материал, проверяют информацию по солидным источникам, ищут художественную форму, конкуренты успевают состряпать десятки простеньких поделок, которые заполоняют эфир. А неискушенный зритель будет барахтаться в этом информационном море, не зная, куда ему плыть, и, в конце концов, утомленный ложным изобилием, согласится на первую попавшуюся передачу.

III

Дорогу осилит идущий
Древняя мудрость

Активная часть публики, обладающая вкусом выше среднего, часто вообще отказывается от услуг телеканалов, предпочитая домашнюю, любовно подобранную видеотеку. Причем она далеко не всегда состоит лишь из художественных фильмов. Там можно обнаружить блестящие документальные проекты Леонида Парфенова или давно ставшие классикой научно-популярные очерки Феликса Соболева. Нередко попадаются личности, которые постоянно носят все свои сокровища с собой (благо современные средства хранения информации позволяют) и охотно делятся ими с друзьями и знакомыми. Разумеется, в расчете на ответные услуги. А на многочисленных форумах и в Живых Журналах то и дело появляются сообщения: «Классный ролик! Смотрите здесь». По сути, это есть стихийно возникший эмбрион интерактивного телевидения.

Наряду с традиционным линейным вещанием ITV предоставляет своим пользователям обширный фонд телевизионных проектов, созданных различными каналами, и позволяет знакомиться с ними в удобном для пользователя временном режиме. Такая услуга получила название «видео по требованию». Учитывая, что на большинстве каналов самое удобное эфирное время с 6 до 11 вечера, как правило, забито «мыльными операми», а нечто сносное показывают либо в разгар рабочего дня, либо глубокой ночью — это очень кстати. Потратив не так уж много сил, зритель может составить себе индивидуальную программу из продукции самых разных телестудий.

Для того чтобы облегчить зрителю выбор, не дать заблудиться на информационных просторах, интерактивное телевидение предоставляет услуги телегида — электронного расписания трансляций по всем каналам, дающего возможность просмотреть, какие передачи и когда будут транслироваться на каждом канале, ознакомиться с описанием программ и фильмов. Телегид можно «развернуть» на весь экран для удобного чтения, а можно просматривать в уменьшенном размере в нижней части экрана, при этом большая его часть будет показывать текущий канал.

Одновременно с просмотром телевизионных программ зрители могут запрашивать и получать дополнительные сведения: информацию о программе, ее авторах и участниках, анонсы будущих передач, материалы по той же теме, не вошедшие в основную телепрограмму, получить доступ к архиву прошлых выпусков программы. Это значительно увеличивает шансы производителей качественной телепродукции найти своих постоянных зрителей.

Важнейшая функция телевидения, которая не может быть полностью выполнена за счет личных коллекций — трансляция свежих новостей. И тут мы часто сталкиваемся с крайне безграмотной подачей информации. Особенно удручают новости науки. Сплошь и рядом из репортажа видно, что журналисты, давно забыли даже школьную программу по физике и биологии. К примеру, заполонившие эфир в прошлом году сюжеты о профилактических прививках были в массе своей ужасны. Авторы явно не имели ни малейшего представления о том, как работает прививка. Они не знали, что это спасшее миллионы жизней средство в принципе не может быть лишено нежелательных побочных эффектов. Прививка, работающая как «удар на опережение», разумеется, опасна для человека, который уже чем-то болен или ослаблен. Все это учили в советских школах, но в прошлогодних репортажах такая информация если и звучала, то крайне нечетко. При этом понять, что действительно произошло с упомянутыми там жертвами прививок, было невозможно.
Другой пример. В выпуске новостей передали сенсационную новость: на Шпицбергене обнаружены останки динозавра. Очень интересно, но вот беда — после просмотра передачи так и осталось непонятным, в чем, собственно, заключалась сенсация. С точки зрения журналистов, она, видимо, заключалась в самом факте: на занесенном снегами архипелаге некогда обитали крупные и теплолюбивые животные. Но всякий сколько-нибудь интересующийся палеонтологией человек прекрасно знает: следы изобилующих крупными формами жизни лесов давным-давно обнаружены под ледяным панцирем Антарктиды и Гренландии. Самое обидное, что находка на Шпицбергене, возможно, действительно была необыкновенной, но какие именно устоявшиеся научные представления она опровергала, мы так и не узнали. При наличии интерактивного телевидения эту проблему можно решить, заказав все телевизионные сюжеты, освещавшие данную тему. Возможно, среди них окажутся толковые. Опять-таки, авторов удовлетворительных по качеству репортажей можно запомнить и впредь заказывать новости только у них.

В числе предоставляемых ITV услуг — возможность в ходе передачи совершать покупки сопутствующих товаров и получение дополнительной «нетелевизионной» информации. Например, во время показа видеоклипа можно узнать биографию исполнителя, график его концертов и заказать билеты, а при просмотре матча — ознакомиться с составом участников и таблицей игр, разузнать о комментаторе, прочитать спортивные новости и т.д.

Наконец, возможно гораздо более активное, чем при помощи телефонных линий, участие зрителя в телепередаче, его влияние на ее ход. Взаимодействуя с сотрудниками канала, можно реализовать какие-то свои творческие замыслы, послать на шоу собственный видеообраз, выбрать подходящие для сюжета декорации, даже повлиять на сюжет.
Разумеется, интерактивное телевидение — не панацея, самим своим появлением призванная остановить интеллектуальное сползание общества. Возможность человека улучшить качество своей жизни всегда будет ограничена его личными вкусами и предпочтениями. Имея в своем распоряжении высочайшие технологии, миллионы людей все равно будут садиться перед экраном, освоив пару кнопок и потребляя информационную жвачку, а любимой новой функцией станет интерактивное казино. Это их выбор и их право. Но те, кого такое времяпровождение не устраивает, также имеют свои права, в частности, право на качественную информацию. Сейчас это право очень плохо обеспечено обществом, но ITV, при умелом использовании, может стать одним из эффективных инструментов его реализации.

Речь идет о защите прав, как потребителя, так и производителя информационной продукции. Зрителю трудно найти в нынешнем информационном океане интересный ему проект и точно так же трудно производителю найти своего зрителя. В сложившейся ситуации за качество часто никто не платит, оно остается на совести автора книги или программы. Текст, для создания которого автор перелопатил несколько толстых книг, может оплачиваться так же, как и рерайт, набросать который — дело пары часов. Это не чья-то злая воля, а экономическая реальность. Потребитель высококачественной продукции, согласный за нее платить, тоже «распылен в пустой породе». При взгляде на нынешнюю картину в памяти невольно всплывают строчки Булата Окуджавы:

А умный в одиночестве бродит кругами.
Он ценит одиночество превыше всего,
И его так просто взять голыми руками.
Скоро их повыловят всех до одного.

Но что бы не утверждали с авторитетным видом маркетологи, спрос на высокоинтеллектуальную продукцию существует. Довольно часто, к примеру, приходится сталкиваться с жалобами интеллигентных родителей на то, что они не могут купить ребенку хорошую научно-популярную книгу. Казалось бы, детскими энциклопедиями забиты все полки книжных магазинов. Но, столь разные внешне, по своему содержанию они похожи как близнецы-братья, а стереотипность подачи материала в них часто раздражает. К тому же круг тем ограничен несколькими наиболее востребованными. И расстроенные родители ищут и не находят то, что им нужно. Значит, производство качественных книг и телепрограмм может и должно быть занятием прибыльным, нужна лишь более высокая ступень организации информационного пространства, образование в нем новых структур. С этой точки зрения внедрение интерактивного телевидения может оказаться очень полезным. С его помощью будут создаваться и расширяться во всемирном информационном пространстве «места компактного проживания» пытливых зрителей с одной стороны, и неугомонных творцов с другой. Те, кто «ленивы и нелюбопытны», останутся при своих, используя любые технологии. Нам не обязательно следовать их примеру.
У нас есть выбор.

Источник

Другие материалы рубрики


  • Бурное развитие телекоммуникационной индустрии в мире во многом определяется конкуренцией и слиянием технологий, порождаемых лидерами двух исторически очень близких, но разделенных отраслей: вычислительной техники и связи. Связисты начинали свой путь от аналоговой телефонии и телефонных сетей на основе медных кабелей и пришли к цифровой и мобильной связи GSM, CDMA, далее к WCDMA1 и другим ЗG-технологиям, обеспечивая услугу голосовой связи как основную и удовлетворяя потребности передачи данных такими сервисами, как GPRS, EDGE и др. Компьютерная индустрия шла по пути объединения компьютеров для обмена данными, создала глобальное объединение сетей — Интернет и стала способна предоставлять услугу передачи голоса, как разновидность распределенного приложения. Компьютерная мобильность породила технологии беспроводной передачи данных сначала для локальных сетей и затем сетей масштаба предприятия и города. Конкуренция «связистов» и «компьютерщиков» является мощным двигателем инноваций в технологиях связи.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Информацию об окружающем мире люди и животные получают с помощью органов чувств. Сигналы от них поступают в мозг и хранятся там зачастую до тех пор, пока жив его обладатель. Бóльшая часть этой информации никогда не используется, хотя о ней можно вспомнить, раздражая отдельные участки мозга. Обрабатывая и систематизируя ее, люди и животные совершают все свои поступки. Набор информации у каждой особи индивидуален, но есть и много общего. Малыш, уколовшись иголкой и поплакав, впоследствии будет вести себя с острыми предметами осторожно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3

  • Физики из России разработали и провели проверку первой логической системы, состоящей из 2-х кубитов, которую станет возможно в будущем применить в качестве основы для создания квантового компьютера и систем шифрования данных.



  • Современную жизнь невозможно представить без компьютеров — на работе и дома, в офисах и банках, в магазинах и на почте — везде мы видим мониторы, системные блоки, принтеры. Эпоха ПК подарила человечеству не только массу удобств и развлечений, но и одну большую опасность — компьютерные вирусы. Какие они бывают и как распространяются? Какой вред наносят компьютерам и мировой экономике? Как защитить свои бесценные файлы и секретные документы? Об этом и многом другом мы и поговорим.
    Время дискет и CD-дисков, на которых распространялись вирусы, осталось в прошлом тысячелетии. В XXI веке основную угрозу по заражению компьютера представляет Интернет, а 90% современных вирусов — это так называемые сетевые черви, «шпионы». Каждые полчаса создается один новый вирус — он может удалить файл, заполнить мусором все свободное место, загрузить память по-максимуму, а может уничтожить всю информацию на жестком диске или раскрыть ваши личные и деловые тайны врагам и конкурентам. Очень важно быть защищенным и не бояться никаких вирусов. А, как гласит старая пословица, вооружен (в нашем случае информацией) — значит защищен. Вот и будем вооружаться!
    Что ж за зверь ты такой страшный, компьютерный вирус?



  • Люди все чаще пользуются технологией Wi-Fi для выхода в Интернет в кафе, залах аэропортов и дома. Беспроводное подключение кажется чем-то непостижимым, поскольку делает Сеть доступной в любое время в любом месте. Пользователи получают быструю, надежную связь с той непринужденной легкостью, которая когда-то обеспечила сотовым телефонам бешеную популярность. Специалисты компании Pyramid Research, занимающейся исследованиями в области телекоммуникаций, предсказывают, что общее количество пользователей Wi-Fi к 2009 г. может достичь 271 млн. человек. Маркетинговая компания In-Stat оценивает годовой оборот Wi-Fi-индустрии в $3 млрд. Однако столь бурное развитие технологии и возрастающий спрос на нее сопряжены со множеством проблем. Увеличение нагрузки на Wi-Fi-сети приводит к снижению надежности и скорости связи. Беспроводные радиоканалы принципиально уступают оптоволоконным, Ethernet и ADSL линиям по скорости и степени безопасности. Это было очевидно еще в 1993 г., когда я руководил исследовательской группой в Университете Карнеги-Меллона. Мы работали над проектом первой крупномасштабной беспроводной локальной вычислительной сети (ЛВС) Wireless Andrew, которая стала предшественницей нынешних Wi-Fi-сетей. С 1999 г. она связывает все компьютеры университетского городка. Минуло чуть больше десятка лет с начала нашей работы, а в мире беспроводной связи произошли большие перемены. Рост популярности Wi-Fi привел к возникновению целого ряда сложных проблем, в решении которых был достигнут существенный прогресс.



  • Смартфон Panasonic Eluga Z стоит порядка 215 долларов США, но пока не спешит покидать территорию Японии. Его отличительная особенность — это экран с матрицей AMOLED, которая характеризуется низким уровнем потребления энергии и одновременно очень высоким качеством цветопередачи. Вместе с этим смартфон располагает корпусом толщиной менее 7 миллиметров, да еще и с металлической рамкой. Ради такой толщины, правда, пришлось пожертвовать нормальным аккумулятором и установить вместо него батарею емкостью всего 2050 мАч. Время автономной работы неизвестно, но надолго этой АКБ точно не хватит.


  • На MWC 2016 японская компания Kyocera представила новую модель смартфона. Его главная особенность заключается в Full HD дисплее с диагональю 5″, который способен выполнять функцию солнечной батареи. При нахождении на ярком свету каждые 3 минуты позволяют смартфону автономно работать ещё одну минуту.



  • Флэш-память – это не только всем известные устройства хранения пользовательских данных, подключаемые к USB-порту компьютера. Существует много разнообразных видов и типов флэш-памяти.
    Появление термина «флэш», по одной из версий, связано с характерной особенностью первых типов этих носителей, использовавшихся спецслужбами для хранения секретной информации, — возможностью одновременного стирания всего ее объема. При хранении секретных данных использовались устройства, которые при попытке несанкционированного доступа автоматически и безвозвратно стирали всю хранимую информацию. Процесс стирания происходил мгновенно, поэтому устройства и назвали «Flash», что по-английски значит «мгновение» или «вспышка».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3

  • Чемпион мира по игре в Го – Седол Ли из Южной Кореи – закончил второй матч в серии игр, которые он проводит с противником в виде искусственного интеллекта AlphaGo. Вторая игра закончилась в пользу компьютера. Таким образом, ещё одно поражение в серии игр может привести к полной победе искусственного интеллекта над человеком в данной стратегической игре.



  • Эфирное (наземное) телевидение является самым распространенным в мире, но и наименее качественным. Оно транслируется на ультракоротких радиоволнах (УКВ). Программа в эфир передается в виде двух радиоволн с разными частотами — волны, несущей изображение, и волны, несущей звук. Две таких волны называют телевизионным каналом и их частоты строго регламентированы.
    Приемная антенна телевизора может регистрировать поступающий сигнал, только если передающая антенна станции находится в зоне прямой видимости — в среднем, в зависимости от рельефа, эта зона имеет радиус 60-80 км. Для увеличения зоны трансляции используют ретрансляторы — телевизионные станции, которые принимают сигнал, усиливают и передают по другому каналу в эфир. Их радиус действия — 10-15 км. Чтобы обеспечить обмен программами на больших расстояниях, используются радиорелейные линии — цепочки приемно-передающих станций, располагающихся на расстоянии 40-60 км друг от друга.