Теодорих

Вс, 09/08/2013 - 18:51

Теодорих отдал германской военной знати треть завоеванных земель, стараясь при этом как можно меньше затрагивать интересы римско-италийской знати. Комиссию по переделу земель возглавлял римский патриций. Римляне занимали многие ведущие посты в королевстве. Такое отношение завоевателей к завоеванным может показаться странным. Но дело в том, что хотя германцы вот уже столетие регулярно побеждали Рим, в их сознании он продолжал оставаться непобедимым. В руках завоевателей оказались осколки того, что на протяжении веков внушало им почтительный трепет. И тогда они попытались собрать эти осколки, перенять римский опыт государственного строительства. Политика Теодориха постоянно была направлена на объединение и примирение римского и готского элементов. Сохранилось такое обращение остготского короля к своим подданным: «Вам следует без сопротивления подчиниться римским обычаям, к которым вы вновь возвращаетесь после длительного перерыва, ибо должно быть благословенным восстановление того, что, как известно, способствовало процветанию ваших предков. Обретая по божественному соизволению древнюю свободу, вы опять облачаетесь в одеяния римских нравов». Королевские чиновники торжественно уверяли, что «совместное владение имениями принесло согласие: так случилось, что тот и другой народы, живя рядом, по обоюдному желанию как бы слились в единое целое», или что «раздел третей способствовал объединению не только имений, но и самих душ готов и римлян». Действительность, однако, была не столь лучезарна, и между двумя народами оставалось немало трудноразрешимых противоречий, в том числе и религиозного характера.

Захватившие Италию германцы давно не были язычниками, но не были и правоверными католиками. Уже около ста лет они исповедовали христианскую религию в неортодоксальной форме арианства.
История арианской ереси началась в правление императора Константина, в тот период, когда христианство постепенно превращалось в государственную религию империи. Тогда в Александрии жил священник по имени Арий. Рассуждая о сущности Святой Троицы, Арий пришел к выводу, что все ее ипостаси не могут быть равны между собой. Если Христос является Богом-сыном, то, следовательно, он был рожден от Отца, и значит, было время, когда Сына не существовало. Согласно ортодоксальному христианству, Отец и Сын единосущны, то есть, являются разными ипостасями одного и того же высшего существа. Согласно же учению Ария, Сын подобосущен Отцу, то есть во всем ему подобен, но стоит ниже в иерархии. Учение вызвало бурные споры и, в конце концов, было решительно осуждено церковью как возвращение к языческому многобожию. Его основоположник провел долгие годы в изгнании, но не остался без последователей.

Среди учеников и последователей Ария был человек, известный историкам лишь по прозвищу, которое дали ему готы — Ульфила («волчонок»). Сведения о его жизни весьма скудны, а настоящее имя затерялось в веках. Судьба этого человека в чем-то зеркальна судьбе Теодориха, хотя он жил более чем на столетие раньше. Ульфила родился в знатной каппадокийской семье (Каппадокия — область в Малой Азии, наиболее цивилизованной части Византии). Но он был еще ребенком, когда его семья была отправлена к готам в качестве заложников, гарантов соблюдения договора. Мальчик вырос среди готов и, видимо, пользовался их симпатией (прозвище Волчонок — весьма почетно с точки зрения древнего германца). Через какое-то время семья была возвращена на родину, и молодой человек поселился в Константинополе, где познакомился с учением Ария и стал его горячим приверженцем. Позже он принял решение возвратиться к народу, который его вырастил, чтобы нести им свет истинной веры.

Так Ульфила стал «апостолом готов». Он перевел книги Библии на готский язык, и сделал это с большим вниманием к особенностям культуры готов. Собственно, это был не просто перевод, но отчасти языкотворчество. Наречия воинственных и малоцивилизованных германских племен не очень подходили для перевода такой книги, как Библия. Но Ульфила справился с этой задачей, синтезируя несколько готских наречий и даже образуя новые слова. Созданный им в IV в. перевод Священного Писания является древнейшим из дошедших до нас памятников германской литературы. Интересно, что Ульфила не включил в свой перевод Книги Царств, видимо, не желая поощрять воинственность и жестокость готов. Известно, что другие миссионеры, крестившие германцев, часто наоборот выдвигали на первый план ветхозаветные элементы христианства, имевшие больший успех у паствы, чем христианство евангельское. Грозный племенной бог Яхве был понятнее кроткого Христа.

Но и «Готская Библия» Ульфилы не принесла мира. Миссионерская деятельность ее создателя имела широкий резонанс и, в конце концов, привела к тому, что часть германских племен восприняла христианство в арианском варианте. Результатом был первый серьезный раскол христианской церкви на Западе.

Галло-римское население империи продолжало придерживаться ортодоксального католицизма. Захватившие Италию остготы исповедовали арианство. У этих двух категорий и так было достаточно причин ненавидеть друг друга. Теперь их противостояние приобрело еще и религиозный характер. Король Теодорих стремился погасить конфликт, исповедуя принцип свободы вероисповедания. Сам, будучи арианином, он с уважением относился к римскому папе и часто обращался к нему за советом. Тем не менее ему постоянно приходилось сталкиваться с проблемой религиозной нетерпимости среди своих подданных.

Веротерпимость короля была в значительной степени вынужденной. Если бы он пожелал навязать религиозную доктрину победителей побежденным, это вызвало бы ряд сложностей. Наиболее образованные из его подданных были католиками, языком законодательства, управления и культуры была латынь. Тем не менее речь не идет о полном отказе остготской знати от собственной культуры, чрезмерное увлечение короля римскими обычаями могло вызвать ее неудовольствие. Примечательно, что Теодорих пожелал дать классическое античное образование своей дочери Амаласунте и другим женщинам из рода Амалов, но посчитал его неподходящим для мужчин из той же семьи. Считалось, что римская педагогическая система не годится для воспитания готского воина: «страх перед плеткой учителя приведет к тому, что они никогда не смогут без страха смотреть на меч или копье».

Другие материалы рубрики


  • В 1911 г. Ллойд Джордж смог вплотную заняться разработкой билля о социальном страховании, включающего систему выплаты пособий по безработице, инвалидности и болезни. Однако ситуация в стране была далека от классовой идиллии. Пожалуй, она была даже более тревожной, чем в памятные 1905-1907 годы. В 1912 г. в Англии было в три раза больше бастующих, чем в 1910, а число потерянных за счет стачек рабочих дней превысило общее число за предыдущие шесть лет. Чтобы подавить выступления рабочих, все чаще использовалась армия. В некоторых случаях отдавались приказы стрелять в толпу. Счет раненых среди протестующих шел на сотни, случались убитые. Как и «полицейский социализм» в России, английские социальные реформы 1908-1911 гг. вводились «не вместо террора, а вместе с террором» — с той, однако, разницей, что в Англии представление о том, кто должен стать объектом террора, было гораздо более четким. Речь тогда шла не об установлении прочного классового мира, а лишь о попытке хотя бы отчасти сбить разгоравшееся пламя социальной борьбы. Радикальная пресса в общем-то правильно отмечала, что целью реформ было отколоть от рабочего движения тех, кто склонен к компромиссу, чтобы затем беспощадно раздавить непримиримых «разрушителей». Другое дело, что лидеры либеральной партии никогда и не отрицали, что желают воспрепятствовать полному разрушению существующего общества, поэтому они идут на уступки ради того, чтобы не потерять все. В отличие от коммунистов, они не видели в этом ничего предосудительного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Иван Грозный был женат 7 раз. Для православного монарха это беспрецедентный рекорд. Также, как указывают источники, он, кроме «официальных» жен, имел множество наложниц, устраивал пьяные оргии.
    Судьба его жен поистине трагична. Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Васильчикова умерли от «таинственных» болезней. Еще двух жен, заподозренных в измене, пытали с целью вырвать признательные показания, а затем жестоко казнили. Мария Долгорукая прилюдно была утоплена в ледяной проруби, а Василису Мелентьеву, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую, похоронили. Официально она считалась сосланной в монастырь. «Повезло» лишь Анне Колтовской, которую царь заключил в монастырь, где она прожила более 50 лет.
    Последней женой Ивана Грозного была Мария Нагая. Она и «впрямь была царицей. Высока, стройна, бела и умом и всем взяла». Настоящая русская красавица: большие, выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Тем не менее и она скоро стала ненавистна царю, несмотря на то, что родила ему сына, впоследствии печально известного царевича Дмитрия.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Будучи «человеком превосходного дарования и светлого ума», Цезарь, тем не менее, был прагматиком. Дион Кассий (ХLII, 49) приписывает ему такие слова: «Есть две вещи, которые защищают, укрепляют и увеличивают власть, — войска и деньги, причем друг без друга они немыслимы». Следуя этому принципу, Цезарь установил прочную взаимовыгодную связь со своими легионерами, став их фактическим патроном и рассматривая их как клиентов; подобная практика была свойственна и Помпею, и другим современным Цезарю полководцам. Цезарь стремился поставить армию под свой постоянный контроль и, несмотря на щедрое награждение воинов и покровительственное отношение к ним, беспощадно расправлялся с бунтовщиками. Так, после возмущения нескольких легионов в Италии в 47 г., Цезарь, по рассказу Диона Кассия (ХLII, 54), помиловал основную массу солдат, но «особенно дерзких и способных сотворить большое зло он из Италии, дабы они не затеяли там мятежа, перевел в Африку и с удовольствием под разными предлогами использовал их в особо опасных делах; так он одновременно и от них избавился и ценою их жизни победил своих врагов. Он был человеколюбивейшим из людей и сделал очень много добра воинам и другим, но страшно ненавидел смутьянов и обуздывал их самым жестоким образом»...



  • Европа в целом благосклонно оценивает «1812 год», но былого всеобщего восторга, как при показе Туркестанских, Балканских и Индийских полотен в 70-е годы, теперь нет. Почти за десятилетний перерыв в общении с европейской публикой многое изменилось. Умами современной молодежи, да и старшего поколения, начинают прочно овладевать модернистские течения и, прежде всего, импрессионисты.
    Чтобы возвратить утраченные позиции, Верещагину теперь как никогда нужна моральная поддержка. Но по горячности и невыдержанности характера он давно дистанцировался от передовых российских художников, многие годы находился в разрыве с влиятельным критиком и покровителем его таланта Владимиром Васильевичем Стасовым. Прервал связь с Иваном Николовичем Терещенко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В 1962 г. Ландау была присуждена Нобелевская премия «за пионерские исследования в теории конденсированного состояния, в особенности жидкого гелия», об этом ему сообщил лично посол Швеции Ульман. Поехать на торжественную церемонию вручения Ландау, естественно, не смог. После аварии Ландау все время находился в угнетенном состоянии, ходил с трудом и жаловался на боли. При попытке заговорить с ним на научные темы он неизменно отвечал: «Я сейчас плохо себя чувствую. Завтра это пройдет и мы поговорим». В марте 1968 г. у Ландау, по-видимому, как отдаленное следствие повреждений при аварии, развился паралич кишечника. Операция не помогла, работа кишечника не восстановилась. Первого апреля 1968 г. Ландау умер от послеоперационного тромба...



  • Желание узнать внутренний мир Василия Верещагина возникло после того, как я впервые увидел в Севастопольском Художественном музее его великолепный этюд «Японка». После крови, страданий и боли военных полотен, принесших живописцу оглушительную славу, миниатюрная женщина в цветистом кимоно, возле скромных хризантем, казалась воплощением мира и покоя. Не верилось, что эту солнечную вещь создал человек, поставивший цель красками и кистью обнажить жестокую изнанку войн и своими картинами вызвать у людей отчаянный протест изуверскому способу разрешения конфликтов.
    Внимательно знакомясь с литературным творчеством художника, письмами и документами, воспоминаниями современников и историографией, я утверждался в той мысли, что огромный эпистолярный материал, накопившийся более чем за столетие со дня его трагической гибели, так и не раскрывает суть этой неистовой и сложной натуры. Тогда я рискнул, не претендуя на всесторонний и глубокий охват, создать небольшой цикл очерков о некоторых малоизвестных страницах жизни Василия Васильевича Верещагина. И начать решил с истории появления на свет этюдов военных кладбищ, написанных весной 1896 года в Севастополе, поскольку уже сам этот факт открывает нам нового Верещагина...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Цезарь был не только волевым и амбициозным деятелем, мастером военного дела и политических интриг, но также и великим оратором, имеющим большой дар убеждения. Многие речи и распоряжения Цезаря сохранились в его мемуарных «Записках» и трудах античных авторов, а также в эпиграфических надписях, обнаруженных археологическим путем. Ниже приведены некоторые исторические документы, благодаря которым современный читатель может судить о Цезаре по его собственным словам.



  • ...В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства. С 1895 по 1899 г. в стране было сооружено рекордное количество новых железнодорожных линий, — в среднем строилось свыше 3 тыс. км путей в год. К 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика, завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов (во Франции) и железнодорожных обществ (в Германии). Современники шутили, что русская железнодорожная сеть строилась на деньги берлинских кухарок. В 1890-е годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи.



  • ...Изменил Павел и административно-территориальное деление страны, принципы управления окраинами империи. Так, 50 губерний были преобразованы в 41 губернию и Область Войска Донского. Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим окраинным территориям были возвращены традиционные органы управления. Все эти преобразования очевидно противоречивы: с одной стороны, они увеличивают центра-лизацию власти в руках царя, ликвидируют элементы самоуправления, с другой — обнаруживают возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Это противоречие происходило прежде всего от слабости нового режима, боязни не удержать в руках всю страну, а также от стремления завоевать популярность в районах, где была угроза вспышек национально-освободительного движения. Ну и, конечно, прояв-лялось желание переделать все по-новому. Показательно, что содержание судебной реформы Павла и ликвидация органов сословного самоуправления означали для России, по сути, шаг назад. Эта реформа коснулась не только городского населения, но и дворянства.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Про принадлежность М. Грушевского к масонским «ветеранам» свидетельствует и тот факт, что именно он, вместе с Ф. Штейнгелем, представлял киевские ложи на всероссийском масонском конвенте летом 1912 г. в Москве. Наличие в России 14...15 масонских лож давало основание для создания собственной организации, наряду с другими Великими Собраниями. Участник этого тайного собрания А. Гальперн позже свидетельствовал, что между российскими и украинскими ложами разгорелась острая дискуссия по поводу названия организации. Преимущественное большинство Конвента отстаивало название «Великое Собрание России», Грушевский же требовал, чтобы слово "Россия" ни в каком случае в названии не фигурировало. В конце концов было одобрено компромиссное название «Великое Собрание народов России». Следует отметить, что Ф. Штейнгель в этой дискуссии поддерживал российскую сторону. Поэтому не случайно он был избран в верховный совет российской масонской организации.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3