Теодорих

Вс, 09/08/2013 - 18:51

Теодорих отдал германской военной знати треть завоеванных земель, стараясь при этом как можно меньше затрагивать интересы римско-италийской знати. Комиссию по переделу земель возглавлял римский патриций. Римляне занимали многие ведущие посты в королевстве. Такое отношение завоевателей к завоеванным может показаться странным. Но дело в том, что хотя германцы вот уже столетие регулярно побеждали Рим, в их сознании он продолжал оставаться непобедимым. В руках завоевателей оказались осколки того, что на протяжении веков внушало им почтительный трепет. И тогда они попытались собрать эти осколки, перенять римский опыт государственного строительства. Политика Теодориха постоянно была направлена на объединение и примирение римского и готского элементов. Сохранилось такое обращение остготского короля к своим подданным: «Вам следует без сопротивления подчиниться римским обычаям, к которым вы вновь возвращаетесь после длительного перерыва, ибо должно быть благословенным восстановление того, что, как известно, способствовало процветанию ваших предков. Обретая по божественному соизволению древнюю свободу, вы опять облачаетесь в одеяния римских нравов». Королевские чиновники торжественно уверяли, что «совместное владение имениями принесло согласие: так случилось, что тот и другой народы, живя рядом, по обоюдному желанию как бы слились в единое целое», или что «раздел третей способствовал объединению не только имений, но и самих душ готов и римлян». Действительность, однако, была не столь лучезарна, и между двумя народами оставалось немало трудноразрешимых противоречий, в том числе и религиозного характера.

Захватившие Италию германцы давно не были язычниками, но не были и правоверными католиками. Уже около ста лет они исповедовали христианскую религию в неортодоксальной форме арианства.
История арианской ереси началась в правление императора Константина, в тот период, когда христианство постепенно превращалось в государственную религию империи. Тогда в Александрии жил священник по имени Арий. Рассуждая о сущности Святой Троицы, Арий пришел к выводу, что все ее ипостаси не могут быть равны между собой. Если Христос является Богом-сыном, то, следовательно, он был рожден от Отца, и значит, было время, когда Сына не существовало. Согласно ортодоксальному христианству, Отец и Сын единосущны, то есть, являются разными ипостасями одного и того же высшего существа. Согласно же учению Ария, Сын подобосущен Отцу, то есть во всем ему подобен, но стоит ниже в иерархии. Учение вызвало бурные споры и, в конце концов, было решительно осуждено церковью как возвращение к языческому многобожию. Его основоположник провел долгие годы в изгнании, но не остался без последователей.

Среди учеников и последователей Ария был человек, известный историкам лишь по прозвищу, которое дали ему готы — Ульфила («волчонок»). Сведения о его жизни весьма скудны, а настоящее имя затерялось в веках. Судьба этого человека в чем-то зеркальна судьбе Теодориха, хотя он жил более чем на столетие раньше. Ульфила родился в знатной каппадокийской семье (Каппадокия — область в Малой Азии, наиболее цивилизованной части Византии). Но он был еще ребенком, когда его семья была отправлена к готам в качестве заложников, гарантов соблюдения договора. Мальчик вырос среди готов и, видимо, пользовался их симпатией (прозвище Волчонок — весьма почетно с точки зрения древнего германца). Через какое-то время семья была возвращена на родину, и молодой человек поселился в Константинополе, где познакомился с учением Ария и стал его горячим приверженцем. Позже он принял решение возвратиться к народу, который его вырастил, чтобы нести им свет истинной веры.

Так Ульфила стал «апостолом готов». Он перевел книги Библии на готский язык, и сделал это с большим вниманием к особенностям культуры готов. Собственно, это был не просто перевод, но отчасти языкотворчество. Наречия воинственных и малоцивилизованных германских племен не очень подходили для перевода такой книги, как Библия. Но Ульфила справился с этой задачей, синтезируя несколько готских наречий и даже образуя новые слова. Созданный им в IV в. перевод Священного Писания является древнейшим из дошедших до нас памятников германской литературы. Интересно, что Ульфила не включил в свой перевод Книги Царств, видимо, не желая поощрять воинственность и жестокость готов. Известно, что другие миссионеры, крестившие германцев, часто наоборот выдвигали на первый план ветхозаветные элементы христианства, имевшие больший успех у паствы, чем христианство евангельское. Грозный племенной бог Яхве был понятнее кроткого Христа.

Но и «Готская Библия» Ульфилы не принесла мира. Миссионерская деятельность ее создателя имела широкий резонанс и, в конце концов, привела к тому, что часть германских племен восприняла христианство в арианском варианте. Результатом был первый серьезный раскол христианской церкви на Западе.

Галло-римское население империи продолжало придерживаться ортодоксального католицизма. Захватившие Италию остготы исповедовали арианство. У этих двух категорий и так было достаточно причин ненавидеть друг друга. Теперь их противостояние приобрело еще и религиозный характер. Король Теодорих стремился погасить конфликт, исповедуя принцип свободы вероисповедания. Сам, будучи арианином, он с уважением относился к римскому папе и часто обращался к нему за советом. Тем не менее ему постоянно приходилось сталкиваться с проблемой религиозной нетерпимости среди своих подданных.

Веротерпимость короля была в значительной степени вынужденной. Если бы он пожелал навязать религиозную доктрину победителей побежденным, это вызвало бы ряд сложностей. Наиболее образованные из его подданных были католиками, языком законодательства, управления и культуры была латынь. Тем не менее речь не идет о полном отказе остготской знати от собственной культуры, чрезмерное увлечение короля римскими обычаями могло вызвать ее неудовольствие. Примечательно, что Теодорих пожелал дать классическое античное образование своей дочери Амаласунте и другим женщинам из рода Амалов, но посчитал его неподходящим для мужчин из той же семьи. Считалось, что римская педагогическая система не годится для воспитания готского воина: «страх перед плеткой учителя приведет к тому, что они никогда не смогут без страха смотреть на меч или копье».

Другие материалы рубрики


  • Европа в целом благосклонно оценивает «1812 год», но былого всеобщего восторга, как при показе Туркестанских, Балканских и Индийских полотен в 70-е годы, теперь нет. Почти за десятилетний перерыв в общении с европейской публикой многое изменилось. Умами современной молодежи, да и старшего поколения, начинают прочно овладевать модернистские течения и, прежде всего, импрессионисты.
    Чтобы возвратить утраченные позиции, Верещагину теперь как никогда нужна моральная поддержка. Но по горячности и невыдержанности характера он давно дистанцировался от передовых российских художников, многие годы находился в разрыве с влиятельным критиком и покровителем его таланта Владимиром Васильевичем Стасовым. Прервал связь с Иваном Николовичем Терещенко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Дэвид Ллойд Джордж был первым и пока единственным премьер-министром Великобритании — валлийцем по происхождению. Будущий граф Двайфор родился 17 января 1863 г. в Манчестере, где его отец Уильям Джордж работал школьным учителем. В марте 1963 г. слабое здоровье вынудило мистера Джорджа оставить городскую жизнь, вернуться в родную деревню и заняться работой на ферме. Увы, это не помогло, год спустя он умер от пневмонии, а его вдова Элизабет Джордж вместе с тремя детьми — Мэри, Дэвидом и Уильямом — нашла приют у своего брата Ричарда Ллойда, который держал небольшую сапожную мастерскую в деревушке Лланистадви близ городка Криччита (графство Карнарвон, Северный Уэльс). Дядя с материнской стороны заменил Дэвиду отца, и мальчик принял решение носить его фамилию наряду с отцовской.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Выдающиеся русские ученые —Жуковский, Менделеев, Чаплыгин — создали теорию, а Можайский изобрел аэроплан с паровым двигателем. Можайский построил и испытал самолет задолго до братьев Райт. Но история авиации берет свой стремительный отсчет именно с их первого полета, 110-летие которого отмечается в этом году.
    Украина вошла в число немногих стран, которые обладают технологиями создания летательных аппаратов и авиационных двигателей. Мы горды тем, что есть в Украине коллективы, благодаря которым жива одна из самых наукоемких и престижных отраслей экономики — авиационная.
    110-летие авиации связано с еще одной значительной датой — 110-летием со дня рождения основателя ГП «Ивченко-Прогресс», генерального конструктора, академика Александра Георгиевича Ивченко.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • 7 июля «Св. Петр и Павел» подошел к побережью Японии. Япония в те годы, после недавнего восстания христиан и гражданской войны, была наглухо закрыта для посещений любых иностранцев, кроме подданных Голландии, через которых и проходила вся торговля и сношения с остальным миром. По утверждению американского исследователя Дональда Кина, изучившего японские документы тех лет, судно бунтовщиков подошло к юго-восточной части Японии, к провинции Ава на острове Сикоку.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Ее жизнь — одна из самых ярких и самых трагических страниц английской истории. До наших дней не дошел ни один ее достоверный прижизненный портрет. Все портреты, на которых якобы была изображена леди Джейн, либо написаны через много лет после ее смерти, либо изображают совсем других женщин. Почти во всех учебниках об этой королеве либо не упоминается вообще, либо посвящено всего пару строчек. Такое ощущение, что кто-то специально вычеркнул ее со страниц истории. Уничтожил все документы и изображения. Попытался стереть из памяти людской. Но тем не менее о маленькой королеве помнят, пишут стихи и книги, снимают кинофильмы. На ее могиле, как и на могилах казненных жен Генриха VIII Анны Болейн и Кэтрин Говард, постоянно лежат свежие цветы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Желание узнать внутренний мир Василия Верещагина возникло после того, как я впервые увидел в Севастопольском Художественном музее его великолепный этюд «Японка». После крови, страданий и боли военных полотен, принесших живописцу оглушительную славу, миниатюрная женщина в цветистом кимоно, возле скромных хризантем, казалась воплощением мира и покоя. Не верилось, что эту солнечную вещь создал человек, поставивший цель красками и кистью обнажить жестокую изнанку войн и своими картинами вызвать у людей отчаянный протест изуверскому способу разрешения конфликтов.
    Внимательно знакомясь с литературным творчеством художника, письмами и документами, воспоминаниями современников и историографией, я утверждался в той мысли, что огромный эпистолярный материал, накопившийся более чем за столетие со дня его трагической гибели, так и не раскрывает суть этой неистовой и сложной натуры. Тогда я рискнул, не претендуя на всесторонний и глубокий охват, создать небольшой цикл очерков о некоторых малоизвестных страницах жизни Василия Васильевича Верещагина. И начать решил с истории появления на свет этюдов военных кладбищ, написанных весной 1896 года в Севастополе, поскольку уже сам этот факт открывает нам нового Верещагина...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Цезарь был не только волевым и амбициозным деятелем, мастером военного дела и политических интриг, но также и великим оратором, имеющим большой дар убеждения. Многие речи и распоряжения Цезаря сохранились в его мемуарных «Записках» и трудах античных авторов, а также в эпиграфических надписях, обнаруженных археологическим путем. Ниже приведены некоторые исторические документы, благодаря которым современный читатель может судить о Цезаре по его собственным словам.



  • Начнем, пожалуй, с одного литературного отрывка, довольно длинного, но настолько интересного и емкого, что сокращать его не стоит:
    В кабинете у князя сидел посетитель, Сергей Витальевич Зубцов, что-то очень уж раскрасневшийся и возбужденный.
    — А-а, Эраст Петрович, — поднялся навстречу Пожарский. — Вижу по синим кругам под глазами, что не ложились. Вот, сижу, бездельничаю. Полиция и жандармерия рыщут по улицам, филеры шныряют по околореволюционным закоулкам и помойкам, а я засел тут этаким паучищем и жду, не задергается ли где паутинка. Давайте ждать вместе. Сергей Витальевич вот заглянул. Прелюбопытные взгляды излагает на рабочее движение. Продолжайте, голубчик. Господину Фандорину тоже будет интересно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В журнале «Известия Академии Наук СССР» за 1965 год (том 163, №4, стр. 891-854) была опубликована статья под названием «Некоторые соотношения между физическими константами». Имя автора — Роберто Орос ди Бартини — ничего не говорило читателям этого специализированного физического журнала. Содержание статьи вызвало неоднозначную реакцию в академической среде, а история ее опубликования носит почти детективный характер.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Личность императора-иконоборца Льва III всегда вызывала живой интерес — и при этом всегда освещалась тенденциозно. С одной стороны, православные писатели по понятным причинам любили изображать его кровожадным чудовищем. С другой стороны, многие историки относятся ко Льву Исавру с сочувствием и среди многочисленных сведений, предоставленных православными писателями, стараются выбирать такие, которые рисуют его наиболее симпатичным. Получается двойное искажение, и неизвестно, всегда ли второму удается компенсировать первое. Свидетельства же его сторонников и современников до нас практически не дошли. Но как бы мы ни относились к деятельности этого императора, биография у него интересная и насыщенная красочными событиями.
    Лев III происходил из небогатой и незнатной семьи. Его эпитет Исавр, давший название основанной им династии, происходит от названия народа, к которому он принадлежал. Исаврийские племена занимали восточные районы полуострова Малая Азия. Заселенные ими территории граничили с землями, подвластными арабам. Исходя из этого строят предположения, что Лев Исавр еще в юности хорошо владел арабским языком, а также испытывал на себе влияние мусульманских идей. Впервые будущий император выдвинулся в правление Юстиниана II, или вернее, в период его борьбы за отеческий престол с другими претендентами. Выказав себя верным сторонником Юстиниана, Лев возвысился, когда его покровитель вернулся в Константинополь.

    • Страницы
    • 1
    • 2