Теодорих

Вс, 09/08/2013 - 18:51

Теодорих отдал германской военной знати треть завоеванных земель, стараясь при этом как можно меньше затрагивать интересы римско-италийской знати. Комиссию по переделу земель возглавлял римский патриций. Римляне занимали многие ведущие посты в королевстве. Такое отношение завоевателей к завоеванным может показаться странным. Но дело в том, что хотя германцы вот уже столетие регулярно побеждали Рим, в их сознании он продолжал оставаться непобедимым. В руках завоевателей оказались осколки того, что на протяжении веков внушало им почтительный трепет. И тогда они попытались собрать эти осколки, перенять римский опыт государственного строительства. Политика Теодориха постоянно была направлена на объединение и примирение римского и готского элементов. Сохранилось такое обращение остготского короля к своим подданным: «Вам следует без сопротивления подчиниться римским обычаям, к которым вы вновь возвращаетесь после длительного перерыва, ибо должно быть благословенным восстановление того, что, как известно, способствовало процветанию ваших предков. Обретая по божественному соизволению древнюю свободу, вы опять облачаетесь в одеяния римских нравов». Королевские чиновники торжественно уверяли, что «совместное владение имениями принесло согласие: так случилось, что тот и другой народы, живя рядом, по обоюдному желанию как бы слились в единое целое», или что «раздел третей способствовал объединению не только имений, но и самих душ готов и римлян». Действительность, однако, была не столь лучезарна, и между двумя народами оставалось немало трудноразрешимых противоречий, в том числе и религиозного характера.

Захватившие Италию германцы давно не были язычниками, но не были и правоверными католиками. Уже около ста лет они исповедовали христианскую религию в неортодоксальной форме арианства.
История арианской ереси началась в правление императора Константина, в тот период, когда христианство постепенно превращалось в государственную религию империи. Тогда в Александрии жил священник по имени Арий. Рассуждая о сущности Святой Троицы, Арий пришел к выводу, что все ее ипостаси не могут быть равны между собой. Если Христос является Богом-сыном, то, следовательно, он был рожден от Отца, и значит, было время, когда Сына не существовало. Согласно ортодоксальному христианству, Отец и Сын единосущны, то есть, являются разными ипостасями одного и того же высшего существа. Согласно же учению Ария, Сын подобосущен Отцу, то есть во всем ему подобен, но стоит ниже в иерархии. Учение вызвало бурные споры и, в конце концов, было решительно осуждено церковью как возвращение к языческому многобожию. Его основоположник провел долгие годы в изгнании, но не остался без последователей.

Среди учеников и последователей Ария был человек, известный историкам лишь по прозвищу, которое дали ему готы — Ульфила («волчонок»). Сведения о его жизни весьма скудны, а настоящее имя затерялось в веках. Судьба этого человека в чем-то зеркальна судьбе Теодориха, хотя он жил более чем на столетие раньше. Ульфила родился в знатной каппадокийской семье (Каппадокия — область в Малой Азии, наиболее цивилизованной части Византии). Но он был еще ребенком, когда его семья была отправлена к готам в качестве заложников, гарантов соблюдения договора. Мальчик вырос среди готов и, видимо, пользовался их симпатией (прозвище Волчонок — весьма почетно с точки зрения древнего германца). Через какое-то время семья была возвращена на родину, и молодой человек поселился в Константинополе, где познакомился с учением Ария и стал его горячим приверженцем. Позже он принял решение возвратиться к народу, который его вырастил, чтобы нести им свет истинной веры.

Так Ульфила стал «апостолом готов». Он перевел книги Библии на готский язык, и сделал это с большим вниманием к особенностям культуры готов. Собственно, это был не просто перевод, но отчасти языкотворчество. Наречия воинственных и малоцивилизованных германских племен не очень подходили для перевода такой книги, как Библия. Но Ульфила справился с этой задачей, синтезируя несколько готских наречий и даже образуя новые слова. Созданный им в IV в. перевод Священного Писания является древнейшим из дошедших до нас памятников германской литературы. Интересно, что Ульфила не включил в свой перевод Книги Царств, видимо, не желая поощрять воинственность и жестокость готов. Известно, что другие миссионеры, крестившие германцев, часто наоборот выдвигали на первый план ветхозаветные элементы христианства, имевшие больший успех у паствы, чем христианство евангельское. Грозный племенной бог Яхве был понятнее кроткого Христа.

Но и «Готская Библия» Ульфилы не принесла мира. Миссионерская деятельность ее создателя имела широкий резонанс и, в конце концов, привела к тому, что часть германских племен восприняла христианство в арианском варианте. Результатом был первый серьезный раскол христианской церкви на Западе.

Галло-римское население империи продолжало придерживаться ортодоксального католицизма. Захватившие Италию остготы исповедовали арианство. У этих двух категорий и так было достаточно причин ненавидеть друг друга. Теперь их противостояние приобрело еще и религиозный характер. Король Теодорих стремился погасить конфликт, исповедуя принцип свободы вероисповедания. Сам, будучи арианином, он с уважением относился к римскому папе и часто обращался к нему за советом. Тем не менее ему постоянно приходилось сталкиваться с проблемой религиозной нетерпимости среди своих подданных.

Веротерпимость короля была в значительной степени вынужденной. Если бы он пожелал навязать религиозную доктрину победителей побежденным, это вызвало бы ряд сложностей. Наиболее образованные из его подданных были католиками, языком законодательства, управления и культуры была латынь. Тем не менее речь не идет о полном отказе остготской знати от собственной культуры, чрезмерное увлечение короля римскими обычаями могло вызвать ее неудовольствие. Примечательно, что Теодорих пожелал дать классическое античное образование своей дочери Амаласунте и другим женщинам из рода Амалов, но посчитал его неподходящим для мужчин из той же семьи. Считалось, что римская педагогическая система не годится для воспитания готского воина: «страх перед плеткой учителя приведет к тому, что они никогда не смогут без страха смотреть на меч или копье».

Другие материалы рубрики


  • ...В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства. С 1895 по 1899 г. в стране было сооружено рекордное количество новых железнодорожных линий, — в среднем строилось свыше 3 тыс. км путей в год. К 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика, завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов (во Франции) и железнодорожных обществ (в Германии). Современники шутили, что русская железнодорожная сеть строилась на деньги берлинских кухарок. В 1890-е годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи.



  • Иван Грозный был женат 7 раз. Для православного монарха это беспрецедентный рекорд. Также, как указывают источники, он, кроме «официальных» жен, имел множество наложниц, устраивал пьяные оргии.
    Судьба его жен поистине трагична. Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Васильчикова умерли от «таинственных» болезней. Еще двух жен, заподозренных в измене, пытали с целью вырвать признательные показания, а затем жестоко казнили. Мария Долгорукая прилюдно была утоплена в ледяной проруби, а Василису Мелентьеву, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую, похоронили. Официально она считалась сосланной в монастырь. «Повезло» лишь Анне Колтовской, которую царь заключил в монастырь, где она прожила более 50 лет.
    Последней женой Ивана Грозного была Мария Нагая. Она и «впрямь была царицей. Высока, стройна, бела и умом и всем взяла». Настоящая русская красавица: большие, выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Тем не менее и она скоро стала ненавистна царю, несмотря на то, что родила ему сына, впоследствии печально известного царевича Дмитрия.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Началось с венского Кюнстлерхауза, где Василий Васильевич в конце октября 1885 года представил австрийской публике около полутора сотен произведений, в том числе и только что законченные «Евангельский цикл» из шести картин и две картины из задуманной «Трилогии казней». Посетивший экспозицию кардинал Гангльбауер нашел «Святое семейство» и «Воскресение Христово» богохульными и потребовал либо немедленно убрать их из экспозиции, либо закрыть выставку. Верещагин наотрез отказался. Тогда разгневанный князь-архиепископ опубликовал в газетах письмо, обвиняя художника в профанации, подрыве веры «в искупление человечества Воплотившимся Сыном Божьим» и призвал паству не принимать участия в этом кощунстве. Скандал только подогрел любопытство обывателей. Народ повалил на выставку толпами.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В 1911 г. Ллойд Джордж смог вплотную заняться разработкой билля о социальном страховании, включающего систему выплаты пособий по безработице, инвалидности и болезни. Однако ситуация в стране была далека от классовой идиллии. Пожалуй, она была даже более тревожной, чем в памятные 1905-1907 годы. В 1912 г. в Англии было в три раза больше бастующих, чем в 1910, а число потерянных за счет стачек рабочих дней превысило общее число за предыдущие шесть лет. Чтобы подавить выступления рабочих, все чаще использовалась армия. В некоторых случаях отдавались приказы стрелять в толпу. Счет раненых среди протестующих шел на сотни, случались убитые. Как и «полицейский социализм» в России, английские социальные реформы 1908-1911 гг. вводились «не вместо террора, а вместе с террором» — с той, однако, разницей, что в Англии представление о том, кто должен стать объектом террора, было гораздо более четким. Речь тогда шла не об установлении прочного классового мира, а лишь о попытке хотя бы отчасти сбить разгоравшееся пламя социальной борьбы. Радикальная пресса в общем-то правильно отмечала, что целью реформ было отколоть от рабочего движения тех, кто склонен к компромиссу, чтобы затем беспощадно раздавить непримиримых «разрушителей». Другое дело, что лидеры либеральной партии никогда и не отрицали, что желают воспрепятствовать полному разрушению существующего общества, поэтому они идут на уступки ради того, чтобы не потерять все. В отличие от коммунистов, они не видели в этом ничего предосудительного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...В марте 1937 г. Ландау переезжает в Москву, и здесь, в ИФП, он работает до конца своих дней. Первая научная работа, опубликованная Ландау после перехода в ИФП, была посвящена вопросам ядерной физики. Ландау, развивая идеи Бора, применил методы статистической физики к изучению тяжелых атомных ядер. Он получил количественные оценки для многих наблюдаемых величин, включая ширину ядерных уровней. Работа быстро стала классической в своей области...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В Петербурге Василий Васильевич пробыл не долго. Решив свои дела, повстречался со Стасовым, тоже обратившим внимание на разительные перемены в поведении старого друга. «Он оставался у меня от 3 до 11 вечера, — сообщает Владимир Васильевич своей племяннице В.Д. Комаровой. — Был мил, умнее, любезен, все что угодно, но… прежнего Верещагина уже нет. Прежняя сила, гордость, взбалмошность, непреклонность — пропали. В сто раз мягче стал, многое стал спускать, стушевывать, прощать… Характер прежний и физиономия — сбавились!!!». А перед самым отъездом на Филиппины Верещагин молит Стасова принять на себя роль душеприказчика: «…прошу Вас позаботиться о том, чтобы в случае если умру, утону, буду застрелен и т.п., в возможно скором времени после моей смерти была устроена в Обществе поощрения художеств аукционная продажа моих картин и выручена возможно большая сумма денег моим «детишкам на молочишко». И это пишет человек незаурядной смелости, воли и твердости характера!

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Европа в целом благосклонно оценивает «1812 год», но былого всеобщего восторга, как при показе Туркестанских, Балканских и Индийских полотен в 70-е годы, теперь нет. Почти за десятилетний перерыв в общении с европейской публикой многое изменилось. Умами современной молодежи, да и старшего поколения, начинают прочно овладевать модернистские течения и, прежде всего, импрессионисты.
    Чтобы возвратить утраченные позиции, Верещагину теперь как никогда нужна моральная поддержка. Но по горячности и невыдержанности характера он давно дистанцировался от передовых российских художников, многие годы находился в разрыве с влиятельным критиком и покровителем его таланта Владимиром Васильевичем Стасовым. Прервал связь с Иваном Николовичем Терещенко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • «От Сан-Франциско до Гонконга» — так называются путевые наброски некоего В.Верещагина, опубликованные в февральском и мартовском номерах журнала «Русская мысль» за 1886 год. В них подробно рассказывается о морском путешествии автора в сентябре — декабре 1884 года из Америки в Японию и Китай. Об этих очерках все исследователи творчества Верещагина упорно умалчивают, принимая в качестве аксиомы утверждение: Верещагин бывал в Японии однажды в 1903 году. Однако в последнее время многие устои биографии Василия Верещагина рушатся под напором ранее не обсуждавшихся фактов, и эти наброски, возможно, помогут пролить свет на самый загадочный и мало исследованный период жизни художника...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Едва ли в русской истории можно найти другого государственного деятеля, получившего столь противоречивые оценки. В значительной степени XVI в. можно назвать эпохой Ивана Грозного.
    Русский публицист XIX в. Н.К. Михайловский справедливо писал, что «при чтении литературы, посвященной Грозному, выходит такая длинная галерея его портретов, что прогулка по ней в конце концов утомляет. Одни и те же внешние черты, одни и те же рамки и при всем том совершенно-таки разные лица: то падший ангел, то просто злодей, то возвышенный и проницательный ум, то ограниченный человек, то самостоятельный деятель, сознательно и систематически преследующий великие цели, то какая-то утлая ладья «без руля и ветрил», то личность, недосягаемо высоко стоящая над всей Русью, то, напротив, низменная натура, чуждая лучшим стремлениям своего времени».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Однако с течением времени становилось ясно, что государственная машина приказного типа не выдерживает все возрастающей нагрузки, не справляется с задачами, которые ставил перед ней Петр. Первой отказала система местного управления — уездов, непосредственно подчиненных приказам. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Малочисленная же администрация их была не в состоянии выполнить всех распоряжений верховной власти, особенно когда речь шла о бесчисленных денежных, натуральных, отработочных, рекрутских повинностях местного населения. Следствием такого положения стало образование губерний — нового звена управления, возвышавшегося над уездами. В декабре 1707 г. появился соответствующий указ Петра: «Расписать города частьми, кроме тех, которые во 100 верстах от Москвы к Киеву, Смоленску, к Азову, к Казани и к Архангельскому».