Третий крестовый поход (Ричард Львиное Сердце и Саладин)

Сб, 03/01/2014 - 20:26


Битва при Арсуфе

Оружие и снаряжение армии Салах-ад-Дина

Рыцарское вооружение и снаряжение армии Ричарда Львиное сердце

Гравюра Г. Доре. Ричард и Салах-ад-Дин в битве при Арсуфе

Щит Ричарда Львиное Сердце (реконструкция)



Летом 1187 г. войска султана Египта и Дамаска Салах-ад-Дина, известного европейцам под именем Саладин, подошли к стенам Иерусалима, который вот уже 88 лет был столицей Иерусалимского королевства, основанного в Святой Земле рыцарями-крестоносцами. Этому событию предшествовал целый ряд побед мусульманского полководца, в результате чего под его контроль перешло множество городов и крепостей ранее принадлежавших христианам: Сен-Жан-д'Акр, Яффа, Кесария, Арсуф, Бейрут, Иерихон, Наблус, Рамла. Особенно тяжелые последствия для пришельцев с Запада имела битва при Хаттине, когда основные силы крестоносцев были разгромлены, а король Иерусалимский Ги де Лузиньян был взят в плен.

Положение жителей осажденной столицы было крайне тяжелым, чтобы не сказать — безнадежным. Им неоткуда было ждать помощи. Тем не менее они предприняли попытку оказать сопротивление и на первое предложение Саладина сдать Иерусалим ответили, что никогда не уступят того города, в котором их Бог принял смерть.

Христиане предприняли ряд вылазок и нанесли осаждающим немалый урон, но силы были слишком неравны. Когда стало известно, что Саладину удалось подвести подкопы под укрепления между Иосафатовыми воротами и воротами Святого Стефана и он может в любой момент обрушить стены на этом участке, руководитель обороны, рыцарь Белеан Ибелинский, предложил султану капитуляцию. Победитель проявил великодушие, разрешив жителям Иерусалима удалиться в Тир или Триполи, еще принадлежавшие крестоносцам, и взяв за них умеренный выкуп: десять червонцев за мужчину, пять — за женщину, два — за ребенка. В числе прочих город покинула и королева Сибилла, старшая дочь короля Амори и сестра Прокаженного Короля Балдуина IV. Благодаря браку с ней Ги де Лузиньян получил королевский титул.

Известие о потере Священного Града не могло не произвести крайне тяжелого впечатления в Европе. В ряде католических государств был немедленно введен чрезвычайный налог, названный «Саладиновой десятиной», средства от которого должны были пойти на новый крестовый поход. Тем не менее проблемы в Святой Земле — далеко не единственное, что волновало тогда христианских государей. Прошло два года, прежде чем этот поход смогли организовать. Его возглавили три могущественнейших европейских монарха: император Германский Фридрих I Барбаросса, король Французский Филипп II Август и король Английский Ричард I Львиное Сердце.

Фридрих Барбаросса отправился в путь через Венгрию, Болгарию и Византию. Во время своего похода германский император одержал ряд значительных побед над мусульманами Малой Азии и даже захватил столицу Иконийского султаната, но ему не суждено было увидеть Святую Землю. Фридрих умер в пути, утонув в горной реке Селеф. Его нелепая гибель вызвала полнейшую дезорганизацию в войске, из ста тысяч тевтонских рыцарей до Палестины добрались не более пяти тысяч.

Филипп и Ричард добирались в Палестину морским путем. Здесь нет необходимости описывать во всех подробностях их путешествие, во время которого они решали ряд сопутствующих политических проблем и несколько раз были весьма близки к разрыву своего союза. Достаточно будет сказать, что оба государя достигли восточного побережья Средиземного моря и летом 1191 г. встретились в окрестностях города Сен-Жан д'Акр, который к тому времени в течение двух лет был ареной жесточайшего противостояния мусульман и христиан.

После своего освобождения из плена король Ги де Лузиньян, чьи права на престол теперь подвергались серьезным сомнениям из-за его неспособности удержать священную столицу, решил поднять свой авторитет, отбив у Саладина важную приморскую крепость Сен-Жан д'Акр, расположенную чуть севернее мыса Кармел на берегу удобной естественной бухты (часто этот город называют просто Акрой или Акко, а также вспоминают античное название — Птолемаида). Сил у иерусалимского короля было немного, но по мере того, как осада затягивалась, к нему присоединялись другие вожди крестоносного движения, скорее на правах союзников, чем в качестве верноподданных. В числе осаждавших был Конрад Монферратский, прославленный руководитель героической обороны Тира. Флот, состоявший из пизанцев, блокировал крепость со стороны моря. Между тем к крестоносцам по морю постоянно прибывали подкрепления из Европы.

Казалось, победа была уже в руках христиан, но тут под стены Акры явился сам Саладин во главе многочисленного войска. Его сил, однако, оказалось недостаточно, чтобы разгромить объединившихся христиан, так что ситуация вскоре приобрела характер двойной осады. Крестоносцы держат в осаде мусульманскую Акру, войско Саладина держит в осаде крестоносцев. Последние, однако, имели неоспоримое преимущество: в их руках находились морские коммуникации. Прибытие под стены древней Птолемаиды французского и английского королей дало решительный перевес европейцам, и они отважились на штурм. Султан вынужден был отступить, оставив важнейшую приморскую крепость в руках врагов.

Сен-Жан д'Акр был превращен в новую столицу государства крестоносцев, и Филипп Август засобирался домой, оставив в Святой Земле в качестве главного защитника веры английского короля (хотя Ги де Лузиньян и был королем Иерусалимским, его титул остался за ним лишь благодаря поддержке европейских монархов, и он не был бесспорным лидером). Ричарду предстояло составить дальнейший план ведения кампании. Осада Акры убедительно показала, что боеспособность армии крестоносцев пока что всецело зависит от поддержки с моря. Поэтому английский король решил вначале предпринять марш на юг вдоль побережья и достигнуть Аскалона, ближайшего к Иерусалиму средиземноморского порта. В дальнейшем он придерживался доктрины, согласно которой лишь овладев всеми портами и установив прочную власть христиан в приморских областях, крестоносцы смогут двинуться в глубь континента, к священной столице.

Другие материалы рубрики


  • Курляндия стала герцогством в 1561 году, как феодальное владение Речи Посполитой на территории современной Латвии. После распада в 1567 году государств Ливонии, власть в которых принадлежала ордену и епископам, возникло Курземско-Земгальское герцогство (герцогство Курляндское и Земгальское) — государство, находившееся в вассальной зависимости от Польши. Обычно его называли Курземским (Курляндским) герцогством (немецкое Kurland — земля куршей). Во главе этого государства стоял герцог, являвшийся вассалом короля Речи Посполитой.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ... Тем временем, очень далеко от Франции и Англии произошло событие, которое взбудоражило всю Европу. В 1187 г. султан Египта и Дамаска Саладин отбил у христиан Иерусалим — бывший с 1099 г. столицей государства крестоносцев (Иерусалимского королевства). Как только эта ужасная новость достигла дворов европейских государей, было принято решение о новом крестовом походе, и Ричард поклялся принять в нем участие. Но весь следующий год ему было не до того. Он даже потратил значительную часть собранного для крестового похода чрезвычайного налога (так называемой Саладиновой десятины) на политическую и военную кампанию против Генриха II. В мятеж удалось вовлечь и принца Джона. Говорили, что известие об измене младшего сына стало роковым для английского короля. Потрясенный, он умер в 1189 г. в луарском замке Шинон, бывшем частью его континентальных владений (впоследствии этот замок прославился тем, что именно здесь Жанна д’Арк явилась ко двору дофина Карла)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • В одной рукописи конца IX в., повествующей о жизни и деяниях Карла Великого, приводится такая история: «Однажды случилось так, что Карл, объезжая свои земли, прибыл в некий город Нарбоннской Галлии. Когда он сидел за столом, в гавани появились норманнские лазутчики, высматривая добычу. Но никто не догадался об их истиной принадлежности. Все смотрели на корабли, и одни приняли их за иудейских, другие за африканских, а третьи — за британских купцов. Но премудрый Карл немедленно узнал по их вооружению и ловкости маневрирования, что это не купцы, а враги, и сказал своим людям: «Эти корабли набиты не товарами, они полны наших злейших неприятелей!». При этих словах все поспешили к кораблям, обгоняя друг друга, но напрасно. Едва норманны узнали, что тут находится Он, Карл-Молот, как они его называли, то немедленно обратились в бегство, избегая не только оружия, но и взгляда преследовавших.
    Они боялись, что от взгляда императора их мечи потеряют силу и разлетятся на куски. Но благочестивый Карл, муж праведный и богобоязненный, встал из-за стола и подошел к окну, которое выходило на восток. Тут он плакал долгое время, и так как никто не дерзал заговорить с ним, сам обратился к своим воинственным соратникам и сказал им, желая объяснить свое поведение и слезы: «Знаете ли, о мои возлюбленные, о чем я плакал? Не о том, что я боюсь, будто эти глупцы, эти ничтожные людишки могут быть мне опасны, но меня огорчает, что при моей жизни они осмелились коснуться этих берегов, и горюю я потому, что предвижу, сколько бедствий они причинят моим преемникам и их подданным.»
    Скорбь императора была пророческой. Последующие три столетия норманны наводили ужас на всю Европу.



  • ...Но не XVI век изобрел «козни дьявола». Вера в магию, чертей, колдунов и ведьм — древнейшего происхождения. В законодательстве самых «темных» столетий, как было принято некогда именовать раннее Средневековье, то предусматривались наказания для обвиняемых в ведовстве, то запрещалось их преследование. В VIII в. Карл Великий воспретил под страхом смерти в недавно обращенной тогда в христианство Саксонии «языческий обычай» сожжения ведьм. В решениях церковных соборов X в. указывалось, что убеждение некоторых женщин, будто они летали на шабаш, есть следствие происков сатаны, и доверие к таким рассказам равносильно впадению в ересь. Однако уже в XII—XIII вв. положение существенно изменилось. А в конце XV и начале XVI вв. восторжествовало вообще диаметрально противоположное мнение: кознями дьявола и ересью надлежит считать как раз неверие в реальность шабаша. Эта позиция была зафиксирована, между прочим, в получившей зловещую известность книге «Молот ведьм», написанной инквизиторами Г. Инститорисом и Я. Шпренгером и опубликованной в 1487 г. при прямом поощрении со стороны римского престола...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Вот уже восемьсот лет история о короле Артуре, мудром волшебнике Мерлине и доблестных рыцарях Круглого Стола числится среди самых востребованных сюжетов художественной культуры. То есть — за восемьсот лет можно поручиться, а дальше ее истоки теряются во мраке веков. Дальше мы просто не имеем достоверных письменных источников, а проследить судьбу устного предания очень трудно.
    Цикл артуровских романов Томаса Мэлори, напечатанных в 1485 г. под общим заглавием «Смерть Артура», был одним из первых в мире светских художественных произведений, изданных массовым, по меркам того времени, тиражом.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В 1405 году — почти за век до того, как Христофор Колумб открыл Америку, — отправился в путь один из самых больших за всю историю человечества флотов, им командовал адмирал — евнух Чжэн Хэ. Это было проникновение в мир иных народов высокой культуры, которая была настолько выше культуры аборигенов, что вызвала у них настоящее потрясение. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного и составляли карты. Но со временем Китай погрузился в болото изоляции от всего остального мира, и мысли о мировой экспансии исчезли, а ценнейшие документы были попросту уничтожены. Со временем о небывалых достижениях просто забыли. Любые поездки китайцев за рубеж запрещались…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи империи в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анатолика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успешную борьбу с арабами и потому любимый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной политикой иконоборчество, неортодоксальную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему основания для изъятия части монастырских сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императора естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остатков старой городской знати и городской бедноты, которую церковь подкармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались достаточно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные монастыри. В 754 г. иконоборческий собор осудил иконопочитание, предал анафеме "древопочитателей" и "костепочитателей".

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В течение почти 200 лет эта своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов наводили страх и ужас на просторах мусульманского мира и Европы. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей и владык. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане в 1272 году их добил египетский султан Бейбарс I, но тем не менее они существуют и поныне…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...С этого момента начинается история бесконечных войн Карла Великого. В 774 г. он одержал победу над лангобардами и на Пасху прибыл в Рим. Ему устроили невиданную по торжественности встречу, а он вручил папе дарственную на земли, намного превышающую по щедрости дар Пипина Кроткого. После этого Карл стал называться королём франков и лангобардов. Потом пришлось сражаться с союзником Дезидерия, герцогом Баварским. Франкский король присоединил к своим владениям Баварию, после долгой, кровопролитной, много раз возобновлявшейся войны, затем завоевал и крестил языческую Саксонию. Чтобы покорить эту страну, ему пришлось переселить на эти земли франков, и превратить в крепостных две трети её жителей, а также устроить невиданное по жестокости избиение сакских пленных в городе Вердене. В течение одного дня там было казнено четыре с половиной тысячи саксов, отказавшихся принять христианство. На востоке Карл воевал с аварами, и в результате этих войн народ авары перестал существовать. На этот раз ему не удалось даже никого крестить, ибо население было истреблено полностью. Вот как описывает эту войну Эйнхард: «Самой значительной из всех проведенных Карлом войн, если не считать саксонской, была та, которая последовала за походом в страну вильцев, а именно война против аваров, или гуннов.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Вопрос о том, что именно в книге Гальфрида Монмутского, повествующей о короле Артуре, соответствует исторической правде и откуда писатель брал свои сюжеты, в значительной степени остается открытым. Но некоторые его источники проследить все же удалось. Так, не подлежит сомнению, что, прежде чем приступить к своей «Истории бриттов», Гальфрид ознакомился с книгой того же названия, принадлежащей перу Ненния, валлийского писателя, жившего в конце VIII — начале IX вв. В отличие от Гальфрида, Ненний не считается беллетристом. Его работу, к сожалению, небольшую по объему, относят к серьезным историческим источникам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4