Третий крестовый поход (Ричард Львиное Сердце и Саладин)

Сб, 03/01/2014 - 20:26

Эксклавины (плащ с капюшоном) братьев отмечались простым алым крестом на левом плече, их котты — на груди и спине (дарованный в 1147 г. папой Евгением III «сей победоносный знак служил им щитом и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным»), у полубратьев облачения были черные с половинкой креста, у рыцарей-мирян на службе ордена — коричневыми с «полным» крестом. Его концы могли быть в виде «ласточкиных хвостов», «крюков виселицы» или «иерихонских труб», что требует, однако, дополнительной проверки.

Выступали храмовники под легендарным знаменем Босан, которое средневековыми авторами описывается как «в серебре черная глава» — то есть «белый низ, черный верх».

Черный цвет трактовался как «земля» и «Азия», белый — как «серебро» и «Европа» (примечательно, что в битвах на врага обрушивались сначала братья в белых одеяньях, затем полубратья — в черных). Осведомленный в этом вопросе друг «бедных рыцарей Христовых» Жак де Витри упоминает, что они несут «бело-черное знамя, которое называют «le Beaucent» («Босан»), показывая, что открыты и доброжелательны к своим друзьям, черны и грозны для врагов». Любопытный вариант реконструкции знамени Храма предложили британские историки: равностороннее черно-белое полотнище с такого же цвета небольшими «язычками» вместо косиц и девизом ордена черными буквами вдоль верхнего и нижнего краев: «Non nobis Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam» (лат. «Не нам, Господи, не нам, но во имя славы имени Твоего»). Загадочным символом остается банньер храмовников из белой ткани с алым кругом с вписанным в него алым крестом — так называемые «роза и крест» («вечное и временное»).

Стяг братства Святого Иоанна, скорее всего, был алым с крестом белого цвета и, судя по миниатюре из рукописи Матье Парижского, кроился прямоугольной формы с пятью или более косицами.

Бароны Иерусалимского королевства выступали под штандартом (или хоругвью) из белого шелка, на который был вышит или нашит громадный золотой крест с Т-образными концами и четырьмя небольшими крестами аналогичного цвета в четвертях. Знамя Святого Георга, обозначавшее войска короля Англии, предположительно несло большой белый крест на алом поле. Посредине армии франков в походе на Аскалон в 1191 г. двигалась боевая повозка со знаменем («vехillum», «baneria»), на высоком, окованном железом флагштоке, установленном на башне — «минарете», как его описывает Боха-ад-Дин, или штандартом — «драконом», по сообщениям Амбруаза и Рожера Говдена (не отсюда ли знаменитый воинский клич англичан «White dragone» — «Белый дракон!»?).

Священная орифламма («оriflamme», т.е. «золотое пламя» со старофран.) французов являла собой полотнище алого шелка (или ярко-красного) и, по мнению исследователей, в ХII в. выглядела как церковная хоругвь, прикрепленная к позолоченному древку.

Форма щитов рассматриваемого времени была различной, но приоритет сохранялся за «обратной каплей», причем к концу XII в. ее размеры стали максимальными, закрывая всадника и пехотинца с ног до головы. Верхняя кромка щита стала более горизонтальной, по бокам его края загибались, в то время как сам он становился все более плоским. Щиты изготавливались из дерева и обтягивались кожей, усиливались металлическим умбоном, накладками и оковкой по краям, но в этот период они начинают постепенно исчезать. Некоторые образцы могли отделываться драгоценными камнями или даже мехом, в литературных памятниках упоминаются полностью металлические и даже позолоченные щиты.

Заостренный нижний край позволял втыкать щиты в землю и образовывать из них для пехотинцев и спешившихся рыцарей что-то вроде «стены из щитов». Солдаты итальянских городов-республик и сицилийские феодалы, по-видимому, предпочитали щиты круглой формы, запечатленные на мозаиках церкви Св. Марка в Венеции, шахматных фигурах, резных шкатулках и колоннах из Сицилии и Неаполя.

Роспись лицевой поверхности щитов стала повсеместным явлением. Настоящей геральдикой это еще не было, но все же это было уже ее начало.
Арсенал наступательного вооружения был разнообразным, о чем можно судить по «Своду» тамплиеров, где указываются меч в ножнах, подвешенный к поясу двумя широкими, расположенными крест-накрест перевязями, удерживавшими ножны строго вертикально, копье, «турецкая булава» (с деревянной рукоятью, на конце которой находился свинцовый шар с шипами), боевой кинжал и два простых ножа.

Меч по праву считался главным оружием рыцаря и окружался романтическим ореолом, ему придавали магическое значение и как живому существу давали имя — достаточно вспомнить «Бальмунг» героя «Песни о Нибелунгах» Зигфрида, «Жуайез» Карла Великого и «Дюрандаль» Роланда. В навершие (головку) рукояти либо в саму рукоять нередко помещали даже мощи святых.
Уравновешивающее своей тяжестью навершие чаще всего было закругленным, в форме бразильского ореха, однако встречались и дискообразные. В Священной Римской империи на навершии изображались гербы, в итальянских землях и во Франции помещались надписи и имена. Рукояти становятся длиннее, нередко в полторы руки, при среднем весе меча 1,3-1,5 кг. Крестовины по стилю не сильно различались и, как правило, были прямыми, но встречались и с изогнутыми, зооморфными и орнаментированными концами. Лезвие достигало 0,8-0,9 м длины и по романской традиции делалось довольно широким, с долом для облегчения веса и остроотточенным. Седельные мечи иногда дополняли снаряжение рыцаря.
Усиление защитных свойств доспехов привело к появлению в фехтовании колющих приемов, довольно эффективных и пробивающих кольчугу и гамбезон, если судить по поэмам и миниатюрам, чему немало способствовала и длина клинка. Узколезвийный тесак, отточенный лишь с одной стороны и укрепленный на довольно длинной деревянной рукояти — древке, в это время входит в употребление среди бойцов, сражавшихся пешими.

Изменения коснулись и копий, в среднем имевших длину 3-4 м и диаметр 3,3 см. Ввиду усовершенствования брони и щитов появляются образцы длиной 4,5 м и диаметром 4,5 см. Древки изготавливались из ясеня, яблони, иногда ели, почему и назывались «фреснин», «фреснут», («frene» — «ясень»), «шармин» («charme» — «граб»), обычно наконечники были узкими. Удлинение копья объясняется также введением «труссекина» — крепкого седла с высокими луками, что позволяло рыцарю не упасть при ударе; есть свидетельства о том, что воины «клали копье на луку седла во время атаки». При новой тактике древко зажимали подмышкой правой руки в горизонтальном положении, но короткие копья по старинке поднимали над головой и, как и раньше, наносили ими удар сверху вниз.

Еще одним видом древкового оружия являлись дротики, которые в интересующий нас период вытеснялись копьями и лишь в Италии продолжали с успехом использоваться пехотой. К древку копья, под наконечником, часто крепился «пеннон», т.е. флажок произвольной расцветки.

Булава и шестопер, как считается, были заимствованы крестоносцами у сарацин и представляли собой, соответственно, литой бронзовый шар с шипами и металлическую головку с ребрами (перьями) на деревянной рукоятке. Считаясь оружием исключительно военной элиты, они пользовались большой популярностью у лиц духовного звания, включая братьев военных орденов, поскольку им было запрещено кровопролитие, а отстаивать свои интересы церковникам приходилось столь же часто, как и всем остальным. Вооружаясь такими «дубинками», они могли обойти библейскую заповедь, а удар таким оружием даже по кольчуге мог раздробить кости, нанести сильный ушиб или вызвать кровоизлияние у человека с почти гарантированным летальным исходом.

Огромными двуручными топорами были оснащены скандинавские пилигримы, преимущественно из Дании, где этот вид оружия был исключительно популярен со времен викингов. Владение топором передавалось по наследству северянами — плотниками и лесорубами — и считалось непригодным в конной схватке. Опыты, проведенные в наше время, показали, что пробивная мощь «датской секиры» с выгнутым длинным лезвием была такова, что она с одного удара разрубала щиты и защитную одежду, недаром Ричард Львиное Сердце отдавал ей особое предпочтение.

Неоценимые услуги европейцам в Святой Земле принесли лучники и арбалетчики. Материалом для изготовления луков, к примеру, в Англии, служили итальянский и испанский тис, белый вяз, орех, ясень и дуб. Высота лука приблизительно равнялась росту владельца, который надевал тетиву лишь перед боем и при ее натягивании прикладывал усилие в 50 кг. Стрелы англичане делали в основном из норвежской сосны, реже березы. Разные наконечники предназначались для пробивания кольчуг и панцирей, обрезания стремян и корабельных канатов. Индивидуальная подготовка стрелков подразумевала интенсивные каждодневные тренировки (охота как обязательный элемент), периодически проводились стрелковые соревнования. Опытный лучник выпускал в минуту не менее полдюжины стрел на расстояние в 200-400 ярдов (около 183-365 м). Скептики не доверяют рассказам средневековых хронистов о том, что стрелы могли пригвоздить всадника к коню и тому подобном, но вспомним о прославленном Робине Гуде из Локсли, попадавшем стрелой в стрелу, а ведь баллады о нем и его «зеленых молодцах» — английских йоменах относятся к эпохе Ричарда Львиное Сердце, который сам был прекрасным стрелком из лука и даже арбалета, что совершенно не вписывалось в нормы рыцарской этики. В своей армии он буквально культивировал искусство меткой стрельбы и нанял множество английских, нормандских и даже греческих стрелков. Уступая в скорострельности луку, арбалет (от «аркобаллиста», т.е. «arcus» — рука и «balista» — баллиста) компенсировал этот недостаток большой убойной силой.

Недаром 2-й Латеранский церковный собор 1139 г. запретил его использовать как «смертельное и богопротивное оружие», хотя и сделал исключение в его применении против сарацин и еретиков. Арбалеты делали из тисового дерева, бука, клена, китового уса, жил, деревянных пластинок, скрупулезно проклеенных (лук англо-нормандских арбалетов изготавливался из бараньих рогов). Тетиву натягивали с помощью специального блока и металлического «стремени» на ложе спереди, куда для упора вставляли ногу. Большим преимуществом этого оружия было то, что для стрельбы из него не требовались многолетние упражнения, опыт и физическая сила, а арбалетные «болты» с дистанции в 60-100 м пробивали любую броню.

Защита лошади в условиях войны на Ближнем Востоке была для крестоносцев насущной необходимостью, учитывая стоимость коней и их нехватку. Было ли это арабо-мусульманским и византийским влиянием или нет, но франки в последней четверти XII в. (если не ранее) стали применять попоны, чаще тканевые и стеганые, в которых Радульф Нигер (1187 г.) выделял следующие детали: «chamfron» — прикрытие конской головы, «coleriam» — для шеи и груди коня, «testeriam» — для передней части крупа и «cruperiam» — для задней части крупа. Статуты ордена тамплиеров свидетельствуют об использовании монахами-воинами белых, черных либо полосатых покрывал в качестве конских попон, причем каждому рыцарю полагались две попоны и чепрак. Участник Четвертого крестового похода и взятия Константинополя сеньор Робер де Клари сообщает, «что в войске латинян не было коня, который не был бы покрыт боевой попоной и шелковым покрывалом, не говоря обо всем прочем». «Попона коня, — говорит рыцарь Анаут Гуилхем де Маршан, — должна иметь такую же эмблему, что и седло, и быть такого же цвета, что твой щит и пеннон на конце копья».

Итог Арсуфской битвы

Король Англии в битве при Арсуфе проявил здравый рассудок, опытность, отвагу и честолюбие, причем такую оценку его поведению дали его противники — мусульмане. За все время пребывания в Святой Земле, как до, так и после битвы при Арсуфе он не проиграл ни одного сражения и всегда был в первых рядах сражающихся. Последнее, в общем-то, было характерно для рыцарских войн того времени и так поступали практически все герои-полководцы. Но в битве при Арсуфе Ричард показал себя еще и очень выдержанным, и терпеливым. И это с его импульсивным характером, рыцарской удалью и презрением к смерти?! Поистине в данном случае он ради этой победы не мог не одержать еще одной победы — над самим собой! Ведь что такое идти под стрелами врага, ранящих лошадей рыцарской конницы?! Только лошади и обеспечивали для тяжеловооруженных всадников необходимую для них подвижность, поэтому-то они и дорого стоили и очень ценились.

А тут Ричард сумел терпеливо выжидать, расстраивал вражеские атаки стрелами своих арбалетчиков, сумел свести на нет многократное численное превосходство мусульман, утомить их скачкой под жарким южным солнцем (а это утомляет в любом случае, даже если ты и местный уроженец!) — и только тогда, может быть и немного раньше, чем бы ему хотелось, но все равно вовремя, нанести им мощный ответный сокрушающий удар!

В истории сражений с мусульманами, которые имели место в ходе крестовых походов, это было единственное «правильное» сражение, итог которого решили не численное превосходство, не мужество отчаяния или нехватка воды, а трезвый расчет и дисциплина. Да-да, дисциплина, столь явно несвойственная рыцарским войскам. Так что в данном случае Ричард Львиное Сердце сделал все, что достойно великого полководца, и одержал победу, которая по праву занимает почетное место в анналах средневековой истории.

Другие материалы рубрики


  • ...Но не XVI век изобрел «козни дьявола». Вера в магию, чертей, колдунов и ведьм — древнейшего происхождения. В законодательстве самых «темных» столетий, как было принято некогда именовать раннее Средневековье, то предусматривались наказания для обвиняемых в ведовстве, то запрещалось их преследование. В VIII в. Карл Великий воспретил под страхом смерти в недавно обращенной тогда в христианство Саксонии «языческий обычай» сожжения ведьм. В решениях церковных соборов X в. указывалось, что убеждение некоторых женщин, будто они летали на шабаш, есть следствие происков сатаны, и доверие к таким рассказам равносильно впадению в ересь. Однако уже в XII—XIII вв. положение существенно изменилось. А в конце XV и начале XVI вв. восторжествовало вообще диаметрально противоположное мнение: кознями дьявола и ересью надлежит считать как раз неверие в реальность шабаша. Эта позиция была зафиксирована, между прочим, в получившей зловещую известность книге «Молот ведьм», написанной инквизиторами Г. Инститорисом и Я. Шпренгером и опубликованной в 1487 г. при прямом поощрении со стороны римского престола...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В течение почти 200 лет эта своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов наводили страх и ужас на просторах мусульманского мира и Европы. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей и владык. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане в 1272 году их добил египетский султан Бейбарс I, но тем не менее они существуют и поныне…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи империи в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анатолика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успешную борьбу с арабами и потому любимый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной политикой иконоборчество, неортодоксальную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему основания для изъятия части монастырских сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императора естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остатков старой городской знати и городской бедноты, которую церковь подкармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались достаточно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные монастыри. В 754 г. иконоборческий собор осудил иконопочитание, предал анафеме "древопочитателей" и "костепочитателей".

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Вот уже восемьсот лет история о короле Артуре, мудром волшебнике Мерлине и доблестных рыцарях Круглого Стола числится среди самых востребованных сюжетов художественной культуры. То есть — за восемьсот лет можно поручиться, а дальше ее истоки теряются во мраке веков. Дальше мы просто не имеем достоверных письменных источников, а проследить судьбу устного предания очень трудно.
    Цикл артуровских романов Томаса Мэлори, напечатанных в 1485 г. под общим заглавием «Смерть Артура», был одним из первых в мире светских художественных произведений, изданных массовым, по меркам того времени, тиражом.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров именно во Франции. Там к тамплиерам сразу же были применены пытки и жестокое обращение. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов, среди тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Конечно, рыцари под пытками признавались во всех грехах, но не отстаивали приписываемые им ереси. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костер...



  • В 1405 году — почти за век до того, как Христофор Колумб открыл Америку, — отправился в путь один из самых больших за всю историю человечества флотов, им командовал адмирал — евнух Чжэн Хэ. Это было проникновение в мир иных народов высокой культуры, которая была настолько выше культуры аборигенов, что вызвала у них настоящее потрясение. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного и составляли карты. Но со временем Китай погрузился в болото изоляции от всего остального мира, и мысли о мировой экспансии исчезли, а ценнейшие документы были попросту уничтожены. Со временем о небывалых достижениях просто забыли. Любые поездки китайцев за рубеж запрещались…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Курляндия стала герцогством в 1561 году, как феодальное владение Речи Посполитой на территории современной Латвии. После распада в 1567 году государств Ливонии, власть в которых принадлежала ордену и епископам, возникло Курземско-Земгальское герцогство (герцогство Курляндское и Земгальское) — государство, находившееся в вассальной зависимости от Польши. Обычно его называли Курземским (Курляндским) герцогством (немецкое Kurland — земля куршей). Во главе этого государства стоял герцог, являвшийся вассалом короля Речи Посполитой.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...С этого момента начинается история бесконечных войн Карла Великого. В 774 г. он одержал победу над лангобардами и на Пасху прибыл в Рим. Ему устроили невиданную по торжественности встречу, а он вручил папе дарственную на земли, намного превышающую по щедрости дар Пипина Кроткого. После этого Карл стал называться королём франков и лангобардов. Потом пришлось сражаться с союзником Дезидерия, герцогом Баварским. Франкский король присоединил к своим владениям Баварию, после долгой, кровопролитной, много раз возобновлявшейся войны, затем завоевал и крестил языческую Саксонию. Чтобы покорить эту страну, ему пришлось переселить на эти земли франков, и превратить в крепостных две трети её жителей, а также устроить невиданное по жестокости избиение сакских пленных в городе Вердене. В течение одного дня там было казнено четыре с половиной тысячи саксов, отказавшихся принять христианство. На востоке Карл воевал с аварами, и в результате этих войн народ авары перестал существовать. На этот раз ему не удалось даже никого крестить, ибо население было истреблено полностью. Вот как описывает эту войну Эйнхард: «Самой значительной из всех проведенных Карлом войн, если не считать саксонской, была та, которая последовала за походом в страну вильцев, а именно война против аваров, или гуннов.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...В 1189 году начинается Третий крестовый поход. Гвидо де Лузиньян с очень небольшими силами, нарушив данное Салах-ад-дину (так на самом деле звучит имя Саладин) в плену слово, возобновил войну и осадил Акру. Во время долгой осады осажденными был второй раз взят в плен и на этот раз обезглавлен Жерар де Ридефор. К 1191 году только прибытие участников Третьего крестового похода позволило Лузиньяну, после двухлетней осады, овладеть крепостью Сен-Жан д`Акр (Акра). Тамплиеры, принимавшие активное участие в осаде крепости, размещают в городе свой Тампль (так традиционно уже называется штаб-квартира Ордена). На сто лет город стал штаб-квартирой тамплиеров, которые лихорадочно собирали новые кадры. Восемнадцать месяцев у Ордена не было магистра. Но понемногу все снова наладилось...



  • Вопрос о том, что именно в книге Гальфрида Монмутского, повествующей о короле Артуре, соответствует исторической правде и откуда писатель брал свои сюжеты, в значительной степени остается открытым. Но некоторые его источники проследить все же удалось. Так, не подлежит сомнению, что, прежде чем приступить к своей «Истории бриттов», Гальфрид ознакомился с книгой того же названия, принадлежащей перу Ненния, валлийского писателя, жившего в конце VIII — начале IX вв. В отличие от Гальфрида, Ненний не считается беллетристом. Его работу, к сожалению, небольшую по объему, относят к серьезным историческим источникам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4