Церковь и деньги

Втр, 12/10/2013 - 22:14

Ильинская церковь, построенная в первой четверти XII века, Чернигов

Открытка c видом Киево-Печерской Лавры XIX века

Успенская Почаевская лавра — православный монастырь в Почаеве (Тернопольская область). Второй, после Киево-Печерской лавры, монастырь в Украине (по легенде основан в 1240 г. )

Феофан Прокопович. Гравюра на дереве Паннемакера и Маттэ в Париже



Для исследования внутреннего развития и состояния православной церкви на данный момент важно понимание не только ее общехристианских этических и канонических основ и истоков, но также особенностей ее социально-экономического положения в определенные периоды.

Ко времени официального принятия христианства в 988 г. и, следовательно, возникновения церковной организации, государство уже существовало на Руси в течение почти двух веков. Оно имело свою развитую систему княжеского управления и права и многовековые обычаи восточнославянской языческой культуры.
В то время экономика Киевской Руси уже достигла сравнительно высокого уровня. Численность населения государства равнялась примерно 4-5 млн человек. Большую роль в экономике играла торговля, в частности, внешняя торговля с арабами, греками и народами Западной Европы. Кроме Киева, торговые сношения налаживали и другие города древней Руси, например, Смоленск, Полоцк, Новгород. Последний вел особенно широкую торговлю через Балтийское море.

К началу IX столетия в древнерусском государстве сложился особый тип управления  — военная демократия. Правителем племени или союза племен был высший военачальник, или князь, который избирался народным собранием  — вече. Хозяйственная жизнь страны постепенно переходила от патриархального родового уклада к ранне-феодальному. Таким образом, христианская Церковь на Руси должна была приспосабливаться к тому уровню развития общества и к укладу экономики, которые она здесь нашла. Небезынтересно будет заметить, что на Руси государству удалось миновать социально-экономический синтез с древним рабовладельческим строем, хотя оно и использовало некоторые поздние его формы. Важнейшей причиной, препятствовавшей превращению патриархального рабства в рабовладельческую формацию на Руси, была сельская община, которая в условиях Восточной Европы, с ее суровыми природными условиями, не способствовала широкому применению рабского труда в производстве. У славян процесс интенсивного перехода от патриархальных экономических отношений к ранне-феодальным совершился при создании Киевского государства. Деятельность Церкви помогала князьям вывести древнерусское государство на уровень прочих европейских стран, непосредственно унаследовавших традиции античного мира. Она способствовала княжеской, государственной власти в развитии общественного сознания и культуры, охватывая все основные области просвещения. Особенно сильное и наглядное воздействие на народ оказывала ее ежедневная литургическая жизнь, проповедь и миссия. Русская Церковь трудами ее святых основателей вложила в повседневную жизнь языческого общества закваску тех евангельских принципов, которые лежали в основании единой европейской христианской цивилизации.

В течение последующих трех веков церковная организация в Киевской Руси приобретает мощный политический авторитет и экономическую самостоятельность, оказывает влияние на весь уклад жизни древнерусского общества и нравственно его регламентирует. Епископским кафедрам передается право гражданского суда не только над «церковными людьми», но и над всем населением Руси по делам о браках и имуществах. Они используют развитую систему пошлин, штрафов и иных рычагов власти. Одновременно церковные учреждения начинают участвовать в оказании социальной помощи населению, особенно в годы общенациональных бедствий.

Собственно, имущество Русской Церкви образуется сразу после крещения св. князя Владимира, который привез с собой в Киев, по взятии Корсуни (Херсона), множество икон, облачений и церковной утвари, необходимые для просвещения своего народа. Особой экономической формой, в которой происходило отчисление средств в пользу первоначальной Церкви, стала десятина. Это пра-славянское слово, общее всем славянским языкам, обозначает одну десятую часть чего-либо. Важно помнить о том, что под понятием «десятины» всегда подразумевалось десятая часть доходов, а не капитала, или имущества.

Существуют различные мнения исследователей по вопросу о происхождении церковной десятины на Руси и о тех образцах, которым следовал св. князь Владимир, избирая эту форму. Известная ветхозаветная заповедь о том, что каждый исповедующий Бога должен отдавать Ему десятую часть от выращенного за год скота, зерна и других плодов земных, была принята в христианстве. Однако десятина как форма церковного обеспечения отсутствовала в римском праве и в Византии, где содержание Церкви происходило исключительно путем прямых личных податей населения в произвольной форме. В свою очередь, в Западной Церкви личные подати получили форму частной десятины в пользу духовенства, узаконенную указом императора Карла Великого в 779 г. Отличие древнерусской практики заключалось, однако, в том, что здесь десятина была не частной, а централизованной. Ее собирали с населения княжеской казной, и затем только передавали Церкви, и таким образом она становилась правительственной, казенной. Что касается западных славян, то их системы обеспечения Церкви во многом были сходны с Древней Русью.

Е.Е. Голубинский предполагает, что св. князь Владимир, находясь в живом и близком общении с государями западными, мог хорошо знать их церковные порядки. Князь, очевидно, воспользовался примером западных народов, назначив десятину как способ обеспечения епископских кафедр Русской Церкви, тогда как для содержания низших уровней церковной организации он использовал пример восточной Греческой Церкви. «Предки наши,  — пишет церковный историк,  — в первое время после своего принудительного крещения были христианами только по имени и не могли иметь никакой добровольной охоты содержать духовенство. И правительство наше при невозможности воспользоваться примером Греции, отчасти воспользовалось примером Запада, отчасти же поступило самостоятельно».

В этой связи и сам институт десятины подвергался нападкам как западный, так что сам св. князь Владимир в своем Уставе предупреждал возможные покушения: «Кто преступит си правила, да будут прокляти в сий век и в будущий».

Другие материалы рубрики


  • ...Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случав влекло за собой наказание с посажением на цепь — пьянство, соединенное с буйством.
    Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком — на год или два года, или неопределенным — «до указа», «донеже в чуствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .
    Хронологически срок епитимьи был немного дольше, чем наказание гражданского суда. Особенно это касалось преступлений, совершенных «без злого умысла», к которым российское законодательство было очень гуманным...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...В своем «Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся ни в каких средствах для того, чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и слабо разбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Евфросин заявлял, что самосожжение противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное писание, святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь,— вовсе не святые мученики за веру, а просто не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей — опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей. Подводя итоги этим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви.



  • ...Даже в XIX в. священников, порочащих свой сан, чиновники консистории могли посадить на цепь. Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случаев влекло за собой наказание с посажением на цепь – пьянство, соединенное с буйством. Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком – на год или два, или неопределенным – „до указа”, “ донеже в чуствие прийдет”. Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .



  • В конце V в. н. э. Западная римская империя рухнула и началась эпоха, называемая Темными веками. Земли, входившие в состав империи, одну за другой захлестывали волны варварских нашествий. Рвались создаваемые столетиями экономические связи между провинциями, гибли люди, утрачивались технические знания. Знаменитые римские дороги, прежде содержавшиеся в безукоризненном порядке, зарастали травой. Случалось, все выжившее население некогда обширного города теперь могло укрыться от врагов за стенами одного-единственного городского сооружения — цирка или императорского дворца. Бывшая некогда сердцем великой империи Италия лежала в руинах и превратилась в периферию. «Что осталось еще в этом мире, что еще могло бы нравиться нам? Мы видим только печаль, мы слышим только воздыхания. Города разрушены, укрепления превращены в развалины, деревни опустошены, земля стала пустыней. И эти остатки населения постоянно побиваются бичами Божьими!

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Самым крупным по численности и влиянию в настоящее время остается масонство США в составе 50 суверенных великих лож по штатам, округу Колумбия и отдельно для цветных — всего около 4 млн. членов. Их филиалы разбросаны по многим странам мира, особенно по Латинской Америке и Канаде. Активность находит заметное проявление в социальной сфере, поскольку при всех братствах имеются крупные фонды благотворительности и «бюджеты солидарности», что позволяет помогать адептам, оказавшимся в затруднительном положении, субсидировать больницы, дома престарелых для братьев и их жен, университеты, центры медицинских исследований. Ряд объединений занимаются международной деятельностью. К великим ложам примыкают многочисленные полузакрытые ордена.