Церковь и деньги

Втр, 12/10/2013 - 22:14

Что касается количества соборных церквей, на содержание которых непосредственно и расходовалась десятина, то, согласно Я.Н. Щапову, к середине XIII в. на Руси было уже 16 епархий, соответствовавших основным русским княжествам. Кафедральные церкви в них были посвящены, как правило, либо Успению Божией Матери, либо Софии  — Премудрости Божией. Но церкви и монастыри строили и во многих других городах, где кафедры не было. Среди городов, где были каменные церкви в середине XIII в., известны такие, как Вышгород, Новгород Северский, Нижний Новгород, Муром, Ярославль, Переяславль Залесский, Юрьев Польский, Старая Ладога, Старая Русса, Псков, Изборск, Вязьма, Мстиславль, Витебск, Минск, Гродно, Звенигород и многие другие.

После того, как князь отдавал десятину епископу, он мог давать вольные десятины каким угодно особенно чтимым лицам или учреждениям. Церковная десятина поначалу не являлась для народа новым бременем, так как она была только выделенной частью прежней княжеской подати, и лишь со временем превратилась в особую подать, которую предоставлено было собирать самим епископам. Епископам от князя переданы были окладные оброчные росписи, в которых обозначалось, сколько в какой волости следовало им произвести сборов. Только тогда и появляются при наших архиереях специальные чиновники  — так называемые десятинники. Единицей обложения данью в древнерусском обществе были «дым»  — двор или «рало»  — плуг, а величина оброка оговаривалась обычаями  — «стариной». По окончании сельскохозяйственного года на двор князя приносима была каждая десятая мера всяких выросших злаков и овощей, а также десятая голова прибывшего скота и прочей живности. Роль денег в домонгольский период выполняли, наряду с серебряными гривнами, связки шкурок (кун), которые собирали и затем хранили в особом помещении кафедральной церкви или архиерейского двора.

В XIII столетии статья о мерилах в Уставе св. князя Владимира передает в ведомство епископов все городские и торговые меры, а тем самым и пошлины от них. Они и хранились часто прямо в подвалах храма. Основой такого решения являлось христианское установление соблюдать меры и весы верными и отвечать за них на Страшном суде «яко же и о душах человеческих». В XV в. это право уже переходит к царским чиновникам.

Византийскому образцу соответствует другая важная статья обеспечения Русской Церкви  — земельные наделы, появление которых относится к первой половине XII века. «Архиереи принадлежали по своему положению к высшему слою общества, и поэтому,  — говорит Е.Е. Голубинский,  — св. князь Владимир признал необходимым сделать их землевладельцами наряду с боярами, даровав им не только земли, но и холопов. Само собой разумеется, что прежде чем обеспечивать средства содержания, св. князь Владимир устроил им жилища или резиденции.
Земельные наделы приобретали не только путем пожертвований со стороны князей, но и путем покупок, как на церковные суммы, так и на личные средства епископов. Этими двумя путями в домонгольский период могло быть приобретено довольно ограниченное число имений, поэтому наиболее часто использовался третий путь  — собственного заведения и устроения таких имений. В Киевский период недвижимые имения были не так многочисленны, поскольку не было столь большой охоты жертвовать их Церкви, какую мы можем видеть впоследствии в Москве.
Однако представляется не совсем справедливым мнение тех историков, которые выплаты в пользу архиерея или его кафедры причисляют к его личным доходам. Это неправильно, так как в данном случае епископ является только распорядителем этих средств, хотя и полновластным. Вопрос проясняется, если взглянуть на другую его сторону. Благоустройство храма и ризницы, содержание клира, хора, школы, библиотеки, проведение служб, участие в праздничных обрядах и княжеских церемониях, суд и делопроизводство, наконец, разъезды по епархии и собственное обеспечение  — вот не самый полный перечень расходов архиерейской кафедры.

Что касается низшего, приходского духовенства, то в Киевский период его численность быстро увеличивалась за счет перенятого у греков обычая, чтобы зажиточные люди имели у себя собственные домовые церкви. К концу жизни св. кн. Владимира (1015 г.) в Киеве насчитывалось 400 церквей, в пожаре 1017 г. сгорело до 700 церквей (Никоновская летопись), а в пожаре 1124 г. указано 600 сгоревших церквей (Лавреньтевская летопись). А.В. Карташев объясняет эти цифры многочисленностью церквей домовых. Даже в Киеве первое поколение священнослужителей было встречено язычниками холодно и не имело еще постоянной паствы, расположенной содержать его. Поэтому забота об обеспечении приходского духовенства ложилась на плечи местного князя. К этому периоду относится появление на Руси понятия «руги», то есть княжеского казенного содержания для местных, не кафедральных церквей, тех причтов, которые не имели ни земель, ни платы за требы. Само понятие происходит от греческого слова «pogos», житница, так как руга выдавалась причту из казны не только деньгами, но и хлебом и припасами. От жалования она отличалась тем, что изменялась в зависимости от ценности съестных припасов.

С течением времени низшее духовенство становится не только зависимым, но и податным, делая своему епископу ежегодное приношение, которое в древнейших письменных памятниках называется «emvatikion», что означает «входное, вступное», а фактически  — аренду, арендную плату. Она взималась как личная подать не со всех членов причта, а с одних только священников. Это говорит о том, что у нас архиереи, по греческому примеру, смотрели на приходы как на свое владение, которое они отдавали поставляемым к ним священникам как бы в аренду.

В Киевской Руси монастыри можно было найти почти в каждом древнерусском городе. Их основание тесно связывалось с княжескими дворами каждого отдельного удела, и таким образом они входили в состав городской структуры. Города в это время играют роль политических и экономических узлов того нового устройства страны, которое приходит на смену племенному делению. Согласно Е.Е. Голубинскому, в первой половине XIII в. известно уже до 70 монастырей, причем, в Киеве и Новгороде их насчитывалось по 17–18, а во Владимире Суздальском, Смоленске, Чернигове и Галиче  — по 4 и более.

Для Руси XII в. была характерной ктиторская форма обеспечения монастырей. А.В. Карташев отмечает, что «две трети всех монастырей были построены князьями и боярами. Из остальных известно только о десяти, как построенных самими монахами, и притом почти во всех случаях монахами богатыми, на деньги, принесенные из мира». Они не проводили в свой устав принципа нестяжательности, а практиковали систему вкладов, состоявшую в том, что поступавший в обитель вносил туда свой вклад, и таким образом, живя в монастыре, не имел обязанности подчиняться монастырской дисциплине.

В первоначальное время один только Киево-Печерский монастырь был воздвигнут без предварительных денежных средств, трудами братии. Об этом повествовал в 1051 г. Нестор Летописец: «Мнози бо монастыри от князь и от бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлены слезами, пощеньем, молитвою, бденьем». Тот факт, что монастыри становятся землевладельцами раньше, чем епископские кафедры, объясняется тем, что их экономическое положение было несколько иным. Десятинная система распространялась на них редко, и поэтому средства для существования они должны были изыскивать с помощью ктиторов, то есть создателей, вкладчиков и попечителей храма или обители. Ктиторские монастыри являлись закрытыми организациями для нужд княжеской семьи, поэтому они и находились на полном обеспечении двора. В исторических документах они порой назывались просто церквами, но в отличие от приходских храмов, в них служило исключительно черное духовенство. Подобно самим княжествам, эти монастыри передавались по наследству. Первыми образцами таких монастырей были Георгиевский и Ирининский монастыри, основанные князем Ярославом Мудрым на территории верхнего Киева.

Другие материалы рубрики


  • В конце V в. н. э. Западная римская империя рухнула и началась эпоха, называемая Темными веками. Земли, входившие в состав империи, одну за другой захлестывали волны варварских нашествий. Рвались создаваемые столетиями экономические связи между провинциями, гибли люди, утрачивались технические знания. Знаменитые римские дороги, прежде содержавшиеся в безукоризненном порядке, зарастали травой. Случалось, все выжившее население некогда обширного города теперь могло укрыться от врагов за стенами одного-единственного городского сооружения — цирка или императорского дворца. Бывшая некогда сердцем великой империи Италия лежала в руинах и превратилась в периферию. «Что осталось еще в этом мире, что еще могло бы нравиться нам? Мы видим только печаль, мы слышим только воздыхания. Города разрушены, укрепления превращены в развалины, деревни опустошены, земля стала пустыней. И эти остатки населения постоянно побиваются бичами Божьими!

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случав влекло за собой наказание с посажением на цепь — пьянство, соединенное с буйством.
    Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком — на год или два года, или неопределенным — «до указа», «донеже в чуствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .
    Хронологически срок епитимьи был немного дольше, чем наказание гражданского суда. Особенно это касалось преступлений, совершенных «без злого умысла», к которым российское законодательство было очень гуманным...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Самым крупным по численности и влиянию в настоящее время остается масонство США в составе 50 суверенных великих лож по штатам, округу Колумбия и отдельно для цветных — всего около 4 млн. членов. Их филиалы разбросаны по многим странам мира, особенно по Латинской Америке и Канаде. Активность находит заметное проявление в социальной сфере, поскольку при всех братствах имеются крупные фонды благотворительности и «бюджеты солидарности», что позволяет помогать адептам, оказавшимся в затруднительном положении, субсидировать больницы, дома престарелых для братьев и их жен, университеты, центры медицинских исследований. Ряд объединений занимаются международной деятельностью. К великим ложам примыкают многочисленные полузакрытые ордена.



  • ...В своем «Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся ни в каких средствах для того, чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и слабо разбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Евфросин заявлял, что самосожжение противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное писание, святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь,— вовсе не святые мученики за веру, а просто не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей — опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей. Подводя итоги этим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви.



  • ...Даже в XIX в. священников, порочащих свой сан, чиновники консистории могли посадить на цепь. Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случаев влекло за собой наказание с посажением на цепь – пьянство, соединенное с буйством. Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком – на год или два, или неопределенным – „до указа”, “ донеже в чуствие прийдет”. Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .