Церковь и деньги

Втр, 12/10/2013 - 22:14

Определяя место монастырей в экономической структуре Руси XI–XIII вв., мы видим, что уже в тот период хозяйственная деятельность стала устойчивой их функцией, важным источником их содержания. Киево-Печерский монастырь, например, вместе с ремеслом и сельскохозяйственным производством (пчеловодство, рыболовство, хлебопашество) занимался также торговыми операциями, благодаря тому, что Киев был перекрестком пути «из варяг  — в греки». По всей видимости, монастырь не только выступал гарантом честности сделок или хранителем каких-либо ценностей, но мог продавать излишки своих натуральных продуктов или покупать заморские товары для благоукрашения обители. Однако вопрос о хозяйственной роли монашеских общин в период Киевской Руси остается открытым; многие исторические документы тех времен исчезли в огне татарских набегов.

Так сложился в XI–XIII вв. хозяйственный уклад церковного быта, с которым Церковь встречает татаро-монгольское нашествие. Структура источников дохода Церкви состояла в получении от князей десятины, земельных угодий, руги и других пожертвований. Эта система являлась по своей экономической сущности дотационной и послужила необходимой материальной основой для деятельности Русской Церкви. По свидетельству летописи, намерением св. князя Владимира было сохранение десятины как закона навсегда, но оно осталось неисполненным. Вскоре после нашествия монголов она полностью исчезла, так как была заменена другими видами дохода.

Татаро-монгольское нашествие было мощным потрясением для России. Оно вызвало колоссальные изменения не только в политической, но и в экономической жизни. Несчастья того времени усилили центростремительные процессы внутри общества, что отразилось на его экономической жизни, и породили целый ряд изменений в его экономических взглядах. На смену удельной системе землевладения пришла вотчинная, а расчетные отношения перешли от натуральных к денежным. Главное то, что Церковь, благодаря своей финансовой устойчивости, становится крупным, почти равным государственной власти, владельцем земли и крестьян, а в обществе получает полный политический авторитет и поддержку народа.
Именно в эту эпоху образуется основной состав недвижимого имущества Русской Церкви, к которому можно относить: 1) храмовые и монастырские комплексы, 2) дома, дворы, подворья, 3) разные хозяйственные строения и заведения, 4) земли ненаселенные (леса, сенокосы, пастбища, озера, реки), и 5) земли населенные (села, деревни; слободы, посады, города). Последние были во владении духовенства до 1649 г.

В домонгольский период натуральная десятина выступала как основной источник дохода Церкви, так как она собиралась с земель, подчиненных государственной великокняжеской власти. Со временем доля десятины постепенно сокращалась, а напротив, церковные недвижимые имения постепенно увеличивались. Во время татарского ига именно централизованная земельная рента от землевладений становится основным источником дохода церковных учреждений. Причина полного исчезновения десятины к концу XIII в. проста: княжеская казна была сильно обременена данями восточным завоевателям. Вся экономическая структура Руси стала подчиняться строгому контролю новых хозяев.

Религиозные взгляды захватчиков по своей широте соответствовали их намерениям собрать все народы в единую империю. Религиозный индифферентизм был основой религии монголов, выражаясь в одинаковом отношении ко всем религиям. Известно, что Чингиз-хан, признавая бытие Единого Бога, осторожно чтил местных божеств и желал их задобрить одинаковым покровительством духовенству всех религий. Непреложное узаконение об этом он установил для всей своей империи в 1206 г., а затем включил его в книгу религиозно-гражданских узаконений, названную монголами «Тунджин», или «Яса-намэ».

В полном соответствии с этой книгой смотрели на религиозные вопросы и его преемники. Древняя история монголов передает о хане Батые, что он, как и его дед, не исповедовал никакой религии, а поклонялся только Единому Богу. Поэтому после завоевания Руси он не счел нужным каким-то особым законодательным актом утверждать положение Православной Церкви в своем государстве. Само собой разумелось, что с момента завоевания Руси в ней вступает в силу органический закон всей монгольской империи, по которому Церковь должна оставаться свободной.
Действительно, когда по распоряжению великого хана в 1246 г. была произведена на Руси первая податная перепись, духовенство было исключено из нее. Сначала русское духовенство, а затем и все церковные люди были полностью освобождены от даней. Монголы и впоследствии не налагали руку на имущественные и судебные права Церкви. Наоборот, многие ограничения со стороны местной княжеской власти уничтожились. Это подтвердила знаменитая поездка митрополита Петра в Золотую Орду, где московский святитель получил от хана Узбека ярлык, подтвердивший все прежние грамоты и полную свободу православной веры, в том числе неприкосновенность всех церковных владений.

Итак, татары, имея полную возможность, как победители, стеснить внешнюю свободу Русской Церкви, не сделали этого по своим собственным соображениям, и ее положение от самого начала монгольского владычества до его окончания осталось по существу неизменным.

Другие материалы рубрики


  • ...В своем «Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся ни в каких средствах для того, чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и слабо разбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Евфросин заявлял, что самосожжение противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное писание, святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь,— вовсе не святые мученики за веру, а просто не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей — опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей. Подводя итоги этим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви.



  • В конце V в. н. э. Западная римская империя рухнула и началась эпоха, называемая Темными веками. Земли, входившие в состав империи, одну за другой захлестывали волны варварских нашествий. Рвались создаваемые столетиями экономические связи между провинциями, гибли люди, утрачивались технические знания. Знаменитые римские дороги, прежде содержавшиеся в безукоризненном порядке, зарастали травой. Случалось, все выжившее население некогда обширного города теперь могло укрыться от врагов за стенами одного-единственного городского сооружения — цирка или императорского дворца. Бывшая некогда сердцем великой империи Италия лежала в руинах и превратилась в периферию. «Что осталось еще в этом мире, что еще могло бы нравиться нам? Мы видим только печаль, мы слышим только воздыхания. Города разрушены, укрепления превращены в развалины, деревни опустошены, земля стала пустыней. И эти остатки населения постоянно побиваются бичами Божьими!

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Самым крупным по численности и влиянию в настоящее время остается масонство США в составе 50 суверенных великих лож по штатам, округу Колумбия и отдельно для цветных — всего около 4 млн. членов. Их филиалы разбросаны по многим странам мира, особенно по Латинской Америке и Канаде. Активность находит заметное проявление в социальной сфере, поскольку при всех братствах имеются крупные фонды благотворительности и «бюджеты солидарности», что позволяет помогать адептам, оказавшимся в затруднительном положении, субсидировать больницы, дома престарелых для братьев и их жен, университеты, центры медицинских исследований. Ряд объединений занимаются международной деятельностью. К великим ложам примыкают многочисленные полузакрытые ордена.



  • ...Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случав влекло за собой наказание с посажением на цепь — пьянство, соединенное с буйством.
    Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком — на год или два года, или неопределенным — «до указа», «донеже в чуствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .
    Хронологически срок епитимьи был немного дольше, чем наказание гражданского суда. Особенно это касалось преступлений, совершенных «без злого умысла», к которым российское законодательство было очень гуманным...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Даже в XIX в. священников, порочащих свой сан, чиновники консистории могли посадить на цепь. Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случаев влекло за собой наказание с посажением на цепь – пьянство, соединенное с буйством. Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком – на год или два, или неопределенным – „до указа”, “ донеже в чуствие прийдет”. Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .