Церковные наказания

Ср, 08/07/2013 - 21:58

Василий Великий. Изображение кисти Феофана Грека

Франсиско Гойя. Раскаяние


Каждый из нас с детства знает, что за преступлением обязательно должно следовать и наказание. При слове наказание наше воображение рисует штраф, исправительные работы, выговор, тюрьму. Однако в данной статье речь пойдет о наказании совершенно иного рода — епитимье. Епитимья — это церковное наказание, накладываемое представителями церкви за те или иные грехи и проступки. Сейчас церковь вправе накладывать епитимью на верующих только за отступление от церковных заповедей и канонов. Однако до революции 1917 г. церковь очень активно сотрудничала с органами светской власти — и епитимью накладывали не только за «грехи», но и за реальные уголовные преступления. Власть церкви над каждым прихожанином была колоссальна, и в течение жизни епитимья накладывалась неоднократно на каждого из них. Только тогда представители клира не ограничивались одними молитвами и постом, применяя зачастую реальное лишение свободы в виде ссылки в монастырь или даже на каторжные работы. Отметим, что понятие епитимьи присутствует во всех ветвях христианства — православии, католицизме, протестантизме и т. д. Наиболее нравственную и духовную форму епитимья обрела все же в православии.

По учению католичества, совершенный грех прогневляет Бога и разгневанный Бог наказывает виновного. Чтобы Господь не наказал грешника, необходимо принести удовлетворение правде Божией, адекватное совершенному греху. Как узнать вид и размер покаянных трудов, чтобы они соответствовали совершенному греху? Для разрешения этого вопроса у католиков существуют специальные книги — пенитенциалы, где подробно и точно описано, за какой грех какую необходимо исполнить епитимью. Католичество смотрит на кающегося как на виновного, степень вины которого определяет духовник в соответствии с указаниями в пенитенциалах и выносит решение о виде и размере наказания: епитимьи, которую должен понести виновный. В католичестве духовник — это строгий и справедливый судья. В католичестве главное не любовь, а справедливость, т.е. по заслугам наказать согрешившего. У католиков епитимья — это только судебное взыскание, адекватное греху, которое может иметь самые различные формы, вплоть до телесных наказаний и денежных штрафов. При этом нравственное состояние личности отходит на задний план. Главное — это соблюсти баланс между совершенным грехом и епитимьей. А.С. Хомяков считает, что католичество перенесло в церковь «полный механизм банковского дома». У католиков можно получить прощение без особых телесных и духовных подвигов путем приношения в храм материальной жертвы. Для того чтобы избежать ошибок в расчете с Богом за совершенные грехи, у католиков даже изданы «Таксы канцелярии римской Церкви», где четко определены размеры оплаты за самые различные грехи. Например: «Если двое сговорятся убить одного, получают прощение за 134 лиры 14 сольдо».

Православная Церковь учит, что епитимья имеет врачебную и воспитательную цель, а не наказательную (взыскательную). Цель епитимьи не в том, чтобы принести удовлетворение правде Божией, а в том, чтобы согрешившего «извлещи из сети лукавого» (св. Василий Великий), и греховную страсть, т.е. склонность ко греху, истребить. Исходя из этого епитимья должна продолжаться до тех пор, пока страсть продолжает действовать в христианине, пока она не будет искоренена или ослаблена. На различных людей может быть наложена разная епитимья за один и тот же грех. Это зависит от степени раскаяния грешника. При наложении епитимьи духовник учитывает: возраст, физическое здоровье, обстоятельства жизни, обстоятельства при совершении греха, которые бывают очень разнообразными — сам ли он совершил или был принужден другим человеком, произошло ли это намеренно или случайно, от увлечения или от вина, или от приказания, или от страха, или из-за бедности, или по какой другой причине, и многое другое.
Так должна выглядеть епитимья по официальной версии церкви. Жизнь вносила тем не менее свои коррективы. Рассмотрим, как выглядела епитимья на практике в XVIII-XX вв.

В соответствии с церковными канонами и гражданскими законами епитимья накладывается чаще всего за следующие проступки: 1) прелюбодеяние, рукоблудие и, в некоторых случаях, рождение внебрачного ребенка; 2) за убийство. Епитимья также заменяла собою уголовную ответственность в преступлениях, совершенных по неосторожности; 3) за попытку самоубийства; 4) сектантство, распространение раскола, богохульство или отказ исполнять церковные обряды; 5) противозаконные действия самих священников.

Другие материалы рубрики


  • Для исследования внутреннего развития и состояния православной церкви на данный момент важно понимание не только ее общехристианских этических и канонических основ и истоков, но также особенностей ее социально-экономического положения в определенные периоды.
    Ко времени официального принятия христианства в 988 г. и, следовательно, возникновения церковной организации, государство уже существовало на Руси в течение почти двух веков. Оно имело свою развитую систему княжеского управления и права и многовековые обычаи восточнославянской языческой культуры.
    В то время экономика Киевской Руси уже достигла сравнительно высокого уровня. Численность населения государства равнялась примерно 4-5 млн человек.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Даже в XIX в. священников, порочащих свой сан, чиновники консистории могли посадить на цепь. Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случаев влекло за собой наказание с посажением на цепь – пьянство, соединенное с буйством. Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком – на год или два, или неопределенным – „до указа”, “ донеже в чуствие прийдет”. Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .



  • ...В своем «Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся ни в каких средствах для того, чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и слабо разбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Евфросин заявлял, что самосожжение противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное писание, святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь,— вовсе не святые мученики за веру, а просто не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей — опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей. Подводя итоги этим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви.



  • ...Самым крупным по численности и влиянию в настоящее время остается масонство США в составе 50 суверенных великих лож по штатам, округу Колумбия и отдельно для цветных — всего около 4 млн. членов. Их филиалы разбросаны по многим странам мира, особенно по Латинской Америке и Канаде. Активность находит заметное проявление в социальной сфере, поскольку при всех братствах имеются крупные фонды благотворительности и «бюджеты солидарности», что позволяет помогать адептам, оказавшимся в затруднительном положении, субсидировать больницы, дома престарелых для братьев и их жен, университеты, центры медицинских исследований. Ряд объединений занимаются международной деятельностью. К великим ложам примыкают многочисленные полузакрытые ордена.



  • В конце V в. н. э. Западная римская империя рухнула и началась эпоха, называемая Темными веками. Земли, входившие в состав империи, одну за другой захлестывали волны варварских нашествий. Рвались создаваемые столетиями экономические связи между провинциями, гибли люди, утрачивались технические знания. Знаменитые римские дороги, прежде содержавшиеся в безукоризненном порядке, зарастали травой. Случалось, все выжившее население некогда обширного города теперь могло укрыться от врагов за стенами одного-единственного городского сооружения — цирка или императорского дворца. Бывшая некогда сердцем великой империи Италия лежала в руинах и превратилась в периферию. «Что осталось еще в этом мире, что еще могло бы нравиться нам? Мы видим только печаль, мы слышим только воздыхания. Города разрушены, укрепления превращены в развалины, деревни опустошены, земля стала пустыней. И эти остатки населения постоянно побиваются бичами Божьими!

    • Страницы
    • 1
    • 2