Церковные наказания

Ср, 08/07/2013 - 21:58

Часто встречается наложение епитимьи за попытку самоубийства. Дело в том, что, с точки зрения канонов православной церкви, покушение на свою жизнь — очень большой грех, соответственно которому и наказание должно быть очень суровым. Количество дел по этому вопросу огромно. Решения консистории по этим делам наглядно иллюстрируют, что ответственность за такие «преступления» распространялась на все без исключения сословия и слои общества: крестьян, мещан, представителей купечества, дворян. Многие люди решались на этот отчаянный шаг, находясь в безвыходном положении, в состоянии крайнего душевного возбуждения. Однако общество того времени вместо консультации психоаналитика присуждала таким людям в среднем 2,5 года исправительной епитимьи. Такая епитимья выражалась в форме тайных молитв, исповеди, наказания розгами и даже ссылки в монастырь.

Так, например, Харьковская консистория, рассматривая дело про наложение епитимьи на девку Е. Чеботареву за пьянство и намерение утопиться в речке, постановила: «Наказать за пьянство розгами 25-ю ударами, а за намерение лишить себя жизни присудить тайную епитимью, для очищения своей совести молиться, а после исповедаться своему священнику и слушать его наставления».
Однако таким «мягким» наказаним отделывались не все.

Так, 3 октября 1826 г. консисторией слушалось дело «Про жительницу г.Волчанска, вдову Прасковию Петрову, дочку Стукаловe за намерение повеситься». Подсудимая во время допросов в Волчанской городской полиции показала, что «…она повесила себя под сараем собственно из-за того, что жила розпутно с волчанским жителем Н. Резниковым, а его дети чинили им преграды в совместной жизни, и она была в печали». Однако ее любовник, тоже вдовец, опасаясь справедливого наказания и порицания со стороны родных, уже на предварительных допросах настаивал, что никаких интимных отношений между ними не было и быть не могло. Из–за этих показаний консистория постановила: «…бить розгами — 10 ударов, потом для очищення совести направить в монастырь на черные работы на 2 недели, после — назначить церковное покаяние на срок который духовное правление определит».

Анализируя судебные дела консистории, можно узнать также возрастной диапазон лиц, решивших наложить на себя руки (это преимущественно молодые люди 18-35 лет), и причины, побудившие их на это. В основном во время допросов подсудимые указывали следующие причины: «надоело жить», «из-за нехватки средств к существованию», «из-за несчастливой любви». Суд при выборе способа епитимьи иногда учитывал обстоятельства, подтолкнувшие человека на этот поступок. Принять смерть в большинстве случаев того времени самоубийцы решались, приняв яд: йод, азотную кислоту, нашатырный спирт, формалин, стрихнин. Гораздо реже свести счеты с жизнью пытались, кинувшись под поезд или трамвай, утопившись, повесившись.

Раскольников, старообрядцев, беспоповцев, как только о них доносили в консисторию, также ожидала епитимья. Наложение епитимьи с прохождением ее в монастыре было возможно лишь в случаях, предусмотренных в «Уложении о наказаниях». Почти всегда в случаях, когда епитимья накладывалась за распространение раскола, обвиняемого ожидало заключение в монастырь на исправительные работы сроком 2-4 года. Дальнейшая судьба «заключенного» зависела от степени его раскаяния, о чем настоятель лично должен был сообщать в консисторию.
На данный момент смысл епитимьи как исправительной и очистительной процедуры не изменился, хотя и не является обязательным к исполнению всеми жителями епархии, как ранее. Епитимья накладывается индивидуально духовником на каждого прихожанина и носит не только искупительный, но и дисциплинарный характер. Духовник должен определить «духовную немощь» согрешившего, с любовью наложить «врачевство приличное недугу» и наблюдать за его состоянием, чтобы епитимья исцеляла греховную страсть и соответствовала силам кающегося.

Самая строгая епитимья, как и ранее, накладывается за убийство, прелюбодеяние, аборт. Церковь, по древним канонам, за аборт отлучает от причастия на 10 лет, наравне с убийцами. Конечно, сегодня это правило не применяется, хотя церковь и относит аборт к одному из самых тяжких грехов.
Например, современные священники считают, что те, кто избавлялись от детей, в качестве епитимьи должны их рожать: «жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере, и любви, и в святости с целомудрием». К сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для многих кающихся невозможен по возрасту. Но есть еще один способ облегчить свою совесть. В послании св. апостола Иакова говорится: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». И еще: «спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, спасает человеческую жизнь, а значит, покрывает и свои грехи. Т.е. считается, что те, кто в прошлом совершали аборты, вполне могли бы оказывать материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, — чтобы остановить их.

Так что у любого из нас есть сейчас выбор: идти к психоаналитику, врачу или священнику, который путем «духовного врачевания» исцелит нашу душу. И не бесплатно, естественно.

Другие материалы рубрики


  • ...Даже в XIX в. священников, порочащих свой сан, чиновники консистории могли посадить на цепь. Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случаев влекло за собой наказание с посажением на цепь – пьянство, соединенное с буйством. Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком – на год или два, или неопределенным – „до указа”, “ донеже в чуствие прийдет”. Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .



  • Для исследования внутреннего развития и состояния православной церкви на данный момент важно понимание не только ее общехристианских этических и канонических основ и истоков, но также особенностей ее социально-экономического положения в определенные периоды.
    Ко времени официального принятия христианства в 988 г. и, следовательно, возникновения церковной организации, государство уже существовало на Руси в течение почти двух веков. Оно имело свою развитую систему княжеского управления и права и многовековые обычаи восточнославянской языческой культуры.
    В то время экономика Киевской Руси уже достигла сравнительно высокого уровня. Численность населения государства равнялась примерно 4-5 млн человек.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Самым крупным по численности и влиянию в настоящее время остается масонство США в составе 50 суверенных великих лож по штатам, округу Колумбия и отдельно для цветных — всего около 4 млн. членов. Их филиалы разбросаны по многим странам мира, особенно по Латинской Америке и Канаде. Активность находит заметное проявление в социальной сфере, поскольку при всех братствах имеются крупные фонды благотворительности и «бюджеты солидарности», что позволяет помогать адептам, оказавшимся в затруднительном положении, субсидировать больницы, дома престарелых для братьев и их жен, университеты, центры медицинских исследований. Ряд объединений занимаются международной деятельностью. К великим ложам примыкают многочисленные полузакрытые ордена.



  • В конце V в. н. э. Западная римская империя рухнула и началась эпоха, называемая Темными веками. Земли, входившие в состав империи, одну за другой захлестывали волны варварских нашествий. Рвались создаваемые столетиями экономические связи между провинциями, гибли люди, утрачивались технические знания. Знаменитые римские дороги, прежде содержавшиеся в безукоризненном порядке, зарастали травой. Случалось, все выжившее население некогда обширного города теперь могло укрыться от врагов за стенами одного-единственного городского сооружения — цирка или императорского дворца. Бывшая некогда сердцем великой империи Италия лежала в руинах и превратилась в периферию. «Что осталось еще в этом мире, что еще могло бы нравиться нам? Мы видим только печаль, мы слышим только воздыхания. Города разрушены, укрепления превращены в развалины, деревни опустошены, земля стала пустыней. И эти остатки населения постоянно побиваются бичами Божьими!

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...В своем «Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся ни в каких средствах для того, чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и слабо разбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Евфросин заявлял, что самосожжение противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное писание, святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь,— вовсе не святые мученики за веру, а просто не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей — опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей. Подводя итоги этим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви.