Церковный суд в Украине или что такое консистория

Чт, 05/21/2009 - 10:16

История судопроизводства православной церкви в Украине имеет долгую историю, уходящую корнями еще во времена Киевской Руси. В Стародавней Руси, насколько можно судить по сведениям из уставов и уставных грамот, в особенности из устава Ярослава Мудрого, общая церковная дисциплина поддерживалась главным образом денежными пенями, но, кроме того, могли быть использованы такие наказания как отлучение от церкви и епитимья.

В православной русской церкви вспомогательными органами епархиального управления и суда сначала служили соборы или съезды духовных лиц, а затем в патриаршее время, почти во всех епархиях были учреждены приказы духовных дел, или разряды, ведавшие судебными и распорядительными делами, и казеные приказы, заведовавшие хозяйственной частью епархии. Кроме того, были дворцовые приказы, которые вели хозяйство архиерейского дома с его вотчинами, а в Москве был и приказ церковных дел, наблюдавший за церковным благочинием, особенно во время крестных ходов. Вскоре после введения синодального церковного устройства в качестве постоянных вспомогательных органов епархиальные архиереи стали вводить у себя учреждения под разными названиями — „Канцелярий”, „Канцелярий духовного правления”, „Консисторий”. Представителем государя в Синоде был обер-прокурор, названный в обер–прокурорской инструкции 1722 года «оком государя и стряпчим по делам государственным». В духовных приказах были особые подчиненные ему прокуроры, а для надзора за духовным управлением по городам, монастырям и заказам назначались фискалы или инквизиторы. При Синоде образовался целый инквизиторский приказ, во главе которого поставлен протоинквизитор из монахов. Но это фискальное управление, допускавшее разные злоупотребления своими полномочиями, вскоре после смерти Петра I было упразднено.

В 1723 г. бывший духовный приказ патриарха в Москве был преобразован в коллегию под именем дикастерии — это было первое из епархиальных учреждений, которые становятся потом (с 1744г.) известными в епархиях под названием консисторий.

В Украине название «консистория» встречается в 1690 г. в завещании Киевского митрополита Гедеона Святополка- Четвертинского.

Вы можете иметь доступ к полным текстам журналов "Наука и техника" и "Очевидное и невероятное"
Подробности смотри здесь.

Другие материалы рубрики


  • ...Самым крупным по численности и влиянию в настоящее время остается масонство США в составе 50 суверенных великих лож по штатам, округу Колумбия и отдельно для цветных — всего около 4 млн. членов. Их филиалы разбросаны по многим странам мира, особенно по Латинской Америке и Канаде. Активность находит заметное проявление в социальной сфере, поскольку при всех братствах имеются крупные фонды благотворительности и «бюджеты солидарности», что позволяет помогать адептам, оказавшимся в затруднительном положении, субсидировать больницы, дома престарелых для братьев и их жен, университеты, центры медицинских исследований. Ряд объединений занимаются международной деятельностью. К великим ложам примыкают многочисленные полузакрытые ордена.



  • ...В своем «Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся ни в каких средствах для того, чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и слабо разбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Евфросин заявлял, что самосожжение противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное писание, святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь,— вовсе не святые мученики за веру, а просто не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей — опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей. Подводя итоги этим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви.



  • ...Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случав влекло за собой наказание с посажением на цепь — пьянство, соединенное с буйством.
    Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком — на год или два года, или неопределенным — «до указа», «донеже в чуствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .
    Хронологически срок епитимьи был немного дольше, чем наказание гражданского суда. Особенно это касалось преступлений, совершенных «без злого умысла», к которым российское законодательство было очень гуманным...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В конце V в. н. э. Западная римская империя рухнула и началась эпоха, называемая Темными веками. Земли, входившие в состав империи, одну за другой захлестывали волны варварских нашествий. Рвались создаваемые столетиями экономические связи между провинциями, гибли люди, утрачивались технические знания. Знаменитые римские дороги, прежде содержавшиеся в безукоризненном порядке, зарастали травой. Случалось, все выжившее население некогда обширного города теперь могло укрыться от врагов за стенами одного-единственного городского сооружения — цирка или императорского дворца. Бывшая некогда сердцем великой империи Италия лежала в руинах и превратилась в периферию. «Что осталось еще в этом мире, что еще могло бы нравиться нам? Мы видим только печаль, мы слышим только воздыхания. Города разрушены, укрепления превращены в развалины, деревни опустошены, земля стала пустыней. И эти остатки населения постоянно побиваются бичами Божьими!

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Для исследования внутреннего развития и состояния православной церкви на данный момент важно понимание не только ее общехристианских этических и канонических основ и истоков, но также особенностей ее социально-экономического положения в определенные периоды.
    Ко времени официального принятия христианства в 988 г. и, следовательно, возникновения церковной организации, государство уже существовало на Руси в течение почти двух веков. Оно имело свою развитую систему княжеского управления и права и многовековые обычаи восточнославянской языческой культуры.
    В то время экономика Киевской Руси уже достигла сравнительно высокого уровня. Численность населения государства равнялась примерно 4-5 млн человек.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4