Урбен Леверье

Сб, 04/05/2014 - 19:49

Урбен Жан Жозеф Леверье (1811-1877) — выдающийся французский астроном ХІХ века, блестящий знаток математики, академик Парижской и множества зарубежных академий широко известен открытием Нептуна «на кончике пера» в 1846 году. Впервые в истории науки неизвестная планета была открыта сначала с помощью математического аппарата, путем предвычисления ее положения на небесной сфере, а затем обнаружена астрономами-наблюдателями по «подсказке» теоретиков

Установленные места проведения наблюдений, отобранных Леверье для анализа

Динамика роста в 1995-2005 гг. числа астероидов, имеющих тесные сближения с Землей

-
Величайший триумф небесной механики, каковым стало открытие Нептуна, неразрывно связан с именем Леверье.
Однако историки науки часто умалчивают о том, что научная деятельность Урбена Леверье не всегда была столь безупречно успешной.
История с открытием Нептуна, являясь самым ярким событием в жизни ученого, имеет и свое не столь триумфальное продолжение.

В ПОИСКАХ ПЛАНЕТЫ-ПРИЗРАКА

Спустя почти полтора десятка лет после событий 1846 года Леверье безуспешно пытался предвычислить еще одну планету. Причем в этот раз (1859 год) все, включая и окончательный результат огромной работы, было с точностью до наоборот.

Если в 1846 г. на отклонение орбиты Урана от «предписанной» его внимание обратили профессиональные астрономы, то толчком к расчетам 1859 года послужили почти исключительно наблюдения астрономов-любителей.

При открытии Нептуна возмутитель орбиты Урана был «вычислен», а затем обнаружен, в то время как в 1859 году нужно было найти планету-призрак, которую якобы до этого видели любители, но о которой не имели понятия профессионалы.

Свое имя открытый в 1846 году Нептун получил уже после открытия, разыскиваемая же в 1859 году гипотетическая планета была названа Вулканом еще не будучи открытой.

И, наконец, самое главное из отличий. Открытый тринадцатью годами ранее Нептун был планетой внешней, в то время как Вулкан считали интрамеркуриальной планетой, т.е. такой, орбита которой целиком расположена внутри орбиты Меркурия. (Напомним, что Меркурий находится в 2-5 раза ближе к Солнцу, чем Земля, и является ближайшей к нему планетой Солнечной системы).

Если быть совсем точным, то сообщение астрономов-любителей о виденной ими на фоне солнечного диска планете едва ли воодушевили бы Леверье, если бы не одно обстоятельство.

Дело в том, что после открытия Нептуна Леверье, как и следовало ожидать, занялся пересмотром элементов орбит всех теперь уже восьми планет. Во второй половине 50-х годов он как раз детально занимался движением Меркурия и столкнулся с тем, что между наблюдаемыми в прошлом и вычисленными положениями Меркурия существуют необъяснимые разности, имеющие к тому же правильный ход. Тогда, естественно, ничего не знали о релятивистском эффекте смещения перигелия Меркурия.

Поэтому не удивительно, что по аналогии с 1846 годом Леверье делает вывод о наличии еще одной гипотетической, на этот раз интрамеркуриальной планеты, получившей название Вулкан. В нем зреет убеждение о том, что границы нашей планетной системы должны быть расширены внутрь, т.е. к Солнцу, подобно тому, как совсем недавно открытие Нептуна расширило их от Солнца. У Леверье были все основания для такого предположения, которое он, кстати говоря, снова высказал самым решительным образом в 1874 году.

По всем законам жанра, именно в этот момент Леверье узнает о том, что врач и астроном-любитель Лескарбо 26 марта 1859 года наблюдал прохождение по солнечному диску некоего темного тела. Причем Лескарбо, видевший ранее прохождения по диску Солнца Меркурия, утверждал, что совершенно определенно виденное им было неизвестной интрамеркуриальной планетой.
Для работавшего над гипотезой интрамеркуриальной планеты Леверье такое известие являлось своего рода стартовым выстрелом.

• Когда Мэри Тюдор выходила замуж за своего возлюбленного, думала ли она о том, что королевская кровь, которая течет в ее жилах, принесет несчастье едва ли не всем ее потомкам? Вряд ли. Она любила, она была любима. Ей было не до раздумий — Мэри, наконец, получила от судьбы драгоценный подарок — возможность стать супругой того, к кому столько лет стремилось ее сердце. А даже если бы и задумалась, что с того? Ведь ее супруг был близким другом короля, а сама она — любимой его сестрой. Разве это не залог счастливого будущего детей, которые у них появятся? Но судьба распорядилась иначе.

• ...Про принадлежность М. Грушевского к масонским «ветеранам» свидетельствует и тот факт, что именно он, вместе с Ф. Штейнгелем, представлял киевские ложи на всероссийском масонском конвенте летом 1912 г. в Москве. Наличие в России 14...15 масонских лож давало основание для создания собственной организации, наряду с другими Великими Собраниями. Участник этого тайного собрания А. Гальперн позже свидетельствовал, что между российскими и украинскими ложами разгорелась острая дискуссия по поводу названия организации. Преимущественное большинство Конвента отстаивало название «Великое Собрание России», Грушевский же требовал, чтобы слово "Россия" ни в каком случае в названии не фигурировало. В конце концов было одобрено компромиссное название «Великое Собрание народов России». Следует отметить, что Ф. Штейнгель в этой дискуссии поддерживал российскую сторону. Поэтому не случайно он был избран в верховный совет российской масонской организации.

• В журнале «Известия Академии Наук СССР» за 1965 год (том 163, №4, стр. 891-854) была опубликована статья под названием «Некоторые соотношения между физическими константами». Имя автора — Роберто Орос ди Бартини — ничего не говорило читателям этого специализированного физического журнала. Содержание статьи вызвало неоднозначную реакцию в академической среде, а история ее опубликования носит почти детективный характер.

• 7 июля «Св. Петр и Павел» подошел к побережью Японии. Япония в те годы, после недавнего восстания христиан и гражданской войны, была наглухо закрыта для посещений любых иностранцев, кроме подданных Голландии, через которых и проходила вся торговля и сношения с остальным миром. По утверждению американского исследователя Дональда Кина, изучившего японские документы тех лет, судно бунтовщиков подошло к юго-восточной части Японии, к провинции Ава на острове Сикоку.

• Иван Грозный был женат 7 раз. Для православного монарха это беспрецедентный рекорд. Также, как указывают источники, он, кроме «официальных» жен, имел множество наложниц, устраивал пьяные оргии.
    Судьба его жен поистине трагична. Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Васильчикова умерли от «таинственных» болезней. Еще двух жен, заподозренных в измене, пытали с целью вырвать признательные показания, а затем жестоко казнили. Мария Долгорукая прилюдно была утоплена в ледяной проруби, а Василису Мелентьеву, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую, похоронили. Официально она считалась сосланной в монастырь. «Повезло» лишь Анне Колтовской, которую царь заключил в монастырь, где она прожила более 50 лет.
    Последней женой Ивана Грозного была Мария Нагая. Она и «впрямь была царицей. Высока, стройна, бела и умом и всем взяла». Настоящая русская красавица: большие, выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Тем не менее и она скоро стала ненавистна царю, несмотря на то, что родила ему сына, впоследствии печально известного царевича Дмитрия.

• Военные заслуги Цезаря в 50-е годы до н.э. позитивно повлияли на его репутацию в Риме. Его политический противник Цицерон в одной из официальных речей признает: «Могу ли я быть врагом тому, чьи письма, молва о нем и курьеры всякий день радуют слух мой не слыханными доселе названиями племен, народностей и местностей?» («О консульских провинциях», 22). «Некогда ... природа укрепила Италию Альпами; ведь если бы доступ в нее был открыт полчищам диких галлов, этому городу [Риму] никогда не довелось бы стать оплотом и местопребыванием верховной власти. Теперь же Альпы могут опуститься! Ведь по ту сторону высоких гор, вплоть до Океана, уже нет ничего такого, чего Италии следовало бы бояться» (там же, 34). С галльскими походами Цезаря были связаны еще некоторые мини-открытия. По словам его биографа Светония (56, 6), Цезарь, составляя отчеты сенату, первым стал придавать им вид книги со страницами, тогда как ранее консулы и военачальники писали их на листах сверху донизу. Римский архитектор Витрувий в своем известном трактате «Об архитектуре» (П, 9,14-16) сообщает, что во время боевых действий в Альпах Цезарь открыл для римлян лиственницу, из которой галлы строили свои крепости. Во время второго похода в Германию (54 г.) Цезарем были открыты такие диковинные для римлян виды животных, как большерогий олень («бык с видом оленя»), лоси и зубры.

• ...Однако с течением времени становилось ясно, что государственная машина приказного типа не выдерживает все возрастающей нагрузки, не справляется с задачами, которые ставил перед ней Петр. Первой отказала система местного управления — уездов, непосредственно подчиненных приказам. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Малочисленная же администрация их была не в состоянии выполнить всех распоряжений верховной власти, особенно когда речь шла о бесчисленных денежных, натуральных, отработочных, рекрутских повинностях местного населения. Следствием такого положения стало образование губерний — нового звена управления, возвышавшегося над уездами. В декабре 1707 г. появился соответствующий указ Петра: «Расписать города частьми, кроме тех, которые во 100 верстах от Москвы к Киеву, Смоленску, к Азову, к Казани и к Архангельскому».

• В Петербурге Василий Васильевич пробыл не долго. Решив свои дела, повстречался со Стасовым, тоже обратившим внимание на разительные перемены в поведении старого друга. «Он оставался у меня от 3 до 11 вечера, — сообщает Владимир Васильевич своей племяннице В.Д. Комаровой. — Был мил, умнее, любезен, все что угодно, но… прежнего Верещагина уже нет. Прежняя сила, гордость, взбалмошность, непреклонность — пропали. В сто раз мягче стал, многое стал спускать, стушевывать, прощать… Характер прежний и физиономия — сбавились!!!». А перед самым отъездом на Филиппины Верещагин молит Стасова принять на себя роль душеприказчика: «…прошу Вас позаботиться о том, чтобы в случае если умру, утону, буду застрелен и т.п., в возможно скором времени после моей смерти была устроена в Обществе поощрения художеств аукционная продажа моих картин и выручена возможно большая сумма денег моим «детишкам на молочишко». И это пишет человек незаурядной смелости, воли и твердости характера!

• «От Сан-Франциско до Гонконга» — так называются путевые наброски некоего В.Верещагина, опубликованные в февральском и мартовском номерах журнала «Русская мысль» за 1886 год. В них подробно рассказывается о морском путешествии автора в сентябре — декабре 1884 года из Америки в Японию и Китай. Об этих очерках все исследователи творчества Верещагина упорно умалчивают, принимая в качестве аксиомы утверждение: Верещагин бывал в Японии однажды в 1903 году. Однако в последнее время многие устои биографии Василия Верещагина рушатся под напором ранее не обсуждавшихся фактов, и эти наброски, возможно, помогут пролить свет на самый загадочный и мало исследованный период жизни художника...