В Америку 100 лет назад

Пт, 01/16/2015 - 23:50

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше…


Иммигранты на Атлантическом лайнере «S. S. Patricia» (10 декабря, 1906 год)

Прибытие в «земной рай»

Высадка на остров Ellis (1902 год)

В ожидании переправы с острова Ellis, Нью-Йорк (30 октября, 1912 год)

Новоприбывшие ожидают проверки

Так выглядела посадка на борт парохода, плывущего к вожделенным берегам Америки, в конце XIX — начале XX вв.

Зал для проверки прибывающих. Остров Ellis, Нью-Йорк (1904 год)

Инспектор проверяет глаза иммигрантам. Остров Ellis, Нью-Йорк (1913 год)


НЕ ТАК ВСЕ ПРОСТО, КАК В СТИХАХ

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.

КАЮТНЫЕ И ПАЛУБНЫЕ

Однако не так просто осуществляется высадка переселенцев в портах США, особенно пассажиров «палубных». Для тех, кто может себе позволить роскошь плыть в каюте, высадка в Америке не представляет больших затруднений: после поверхностного осмотра документов и багажа пассажира правительственный контроль переселенцев выдает ему пропуск — и он прямо с корабля может отправляться куда угодно. Каютные пассажиры не считаются «переселенцами», так как они при осмотре заявляют, что не имеют намерения поселиться в Америке на продолжительное время. Под словом «переселенцы» статистика подразумевает только палубных пассажиров, и им приходится испытывать на себе всю строгость американских переселенческих законов.

«С 1820 г., то есть с тех пор, как в Америке начали вести счет переселенцам, число последних возросло до ужасающей цифры. В 1820 г. в Соединенные Штаты прибыло 8385, а в 1903 их уже 857.016.

Вследствие этого в 1882 году был издан закон, ставящий разрешение на переселение в рамки определенных условий. В 1903 году, при издании нового закона о переселении, условия эти ужесточились и теперь делают высадку палубных пассажиров весьма затруднительной и даже просто мучительной».

ДУШЕВНОБОЛЬНЫМ И СЛИШКОМ УМНЫМ ВХОД ЗАКАЗАН

Закон о переселении лишает права высадки в Соединенных Штатах несколько категорий лиц, а именно: душевнобольных или слабоумных, калек, лиц, зараженных инфекционными болезнями, лишенных работоспособности, осужденных за преступления и проступки (за исключением политических) и, наконец «рабочих по контракту». Под ними подразумеваются те предусмотрительные и даже просто умные люди, заключившие договор с американцами-предпринимателями еще за границей. Также в последнее время (напомним, что речь идет о событиях 1911 г. — прим. автора) не разрешается высадка лицам, добивающимся насильственного свержения правительства. Душевнобольными считаются даже лица, здоровые на момент прибытия в Америку, но страдавшие душевными расстройствами на протяжении пяти последних лет.
Для приведения в исполнение законов о переселении правительством назначены особые комиссары, распределенные по всем портам Соединенных Штатов со своими врачами и инспекторами. Они обязаны осматривать переселенцев и определять — соответствуют ли они условиям закона, а также разрешать им высадку или настаивать на их отсылке обратно.

РАБОТА ДЛЯ ПЕРЕОДЕТЫХ ПИНКЕРТОНОВ

Большая часть переселенцев вступает на американскую землю в Нью-Йорке. Число прибывающих туда доходит иногда до 12000 человек в день.
Еще до причала прибывших судов на борт отправляется чиновник, который проверяет документы и определяет, кто из каютных пассажиров должен подвергнуться подробному исследованию наравне с палубными. Палубные же пассажиры должны оставаться на корабле до тех пор, пока их не снимут с него маленькие правительственные пароходы и не представят на осмотр служащим-контролерам. В ожидании перевозки переселенцев на маленьких пароходах, вмещающих около 400 человек, таможенные чиновники осматривают их багаж, что совершается очень быстро, так как у палубных пассажиров редко встречаются дорогие, подлежащие оплате таможенной пошлины, вещи. Во время этого осмотра в толпу палубных пассажиров проникают переодетые полицейские, чтобы разузнать, нет ли среди прибывших подозрительных личностей, потому что разномастные преступники, даже не лишенные средств, бегут в Америку в числе палубных пассажиров, так как ввиду многочисленности последних меньше рискуют обратить на себя внимание полиции, чем пассажиры каютные.

В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ!

После таможенного осмотра для переселенцев наступает настоящее мучение. В ужасной тесноте они плывут на маленьких пароходах к зданию контроля переселенцев и перед этим зданием, не сходя с парохода, должны ждать, пока будут пропущены прибывшие до них, что иногда продолжается целыми часами. Когда, наконец, их высаживают, они должны сначала подняться по деревянной лестнице наверх, где строятся в очередь, а затем поодиночке пройти перед инспекторами. Таким образом, они гуськом добираются от одного мучителя к другому, отвечая на заданные вопросы. Врачи не особенно задерживают переселенцев, так как палубные пассажиры осматриваются, когда садятся на корабль в европейских гаванях, причем лица, лишенные права высадки по американским законам, в число пассажиров не принимаются. Кроме того, палубным пассажирам на протяжении первых же дней плавания делают прививки против оспы, так что врачам при контроле переселенцев в Нью-Йорке остается уже мало дела. В 1903 году были лишены права высадки всего 1797 человек — весьма небольшое число относительно общего количества переселенцев.

ВОПРОСЫ ОДИН КАВЕРЗНЕЕ ДРУГОГО

Гораздо серьезнее относятся к переселенцам инспекторы. Они ловят их вопросами самого невинного свойства, чем приводят в крайнее смущение. Вот некоторые из них:
— Что вы намерены делать в Америке?
— Работать, — отвечает вопрошаемый.
— А работа у вас уже есть? — продолжает спрашивать инспектор.

Переселенец смущается, он боится, что его отправят обратно, если он скажет «нет», и спешит ответить утвердительно, хотя, в сущности, не знает когда и где найдет в Америке работу. Его сразу отделяют от других для отправки обратно или сажают в наказание за опрометчивый ответ в тюремное здание Эллис-Айсленда. От опрометчивого «да» при ответе на вопрос о работе переселенцев предостерегают еще на корабле. Однако во время продолжительного пути это забывается или во время опроса переселенца у него от смущения все-таки вырывается невольное «да». В 1903 было отправлено обратно не менее 1086 человек «законтрактованных рабочих».
Но правильный ответ на первый вопрос — это еще не все. Один из инспекторов требует предъявить все наличные средства и спрашивает, что переселенец намерен с ними делать. Ориентируясь на сумму личных денег и на достоверность показаний, дают разрешение на высадку или отказывают. О существовании некоего минимума наличных средств нам не удалось узнать ничего определенного. Показания колеблются между 10 и 30 долларами. Автор очерка в журнале «Нива» в былое время получил разрешение высадиться с неполными 8 долларами в качестве наличности. В 1903 году 5812 лицам, как не имеющим средств, было отказано в разрешении высадиться в Америке.

Как бы мы удивились, попади мы в Америку в те времена, особенно насмотревшись мультики все серии про Человека-Паука или Машу и Медведь. Как сильно отличается мир в мультиках, которые мы сейчас можем бесплатно смотреть онлайн от того мира, который был реально 100 лет назад в далекой Америке.

ВМЕСТО НАПУТСТВИЯ — ТУМАК!

Когда ответы на вопросы инспекторов относительно работы и наличности окажутся удовлетворительными, переселенцев спрашивают об окончательной цели их путешествия и о том, нет ли у них родственников среди переселившихся ранее. Если переселенец остается на месте высадки, его сразу отпускают, но это далеко еще не значит, что он свободен, так как следующий инспектор направляет его в кассу, где его европейские деньги обмениваются на американские с целью ограждения от обмана частных менял. После этого переселенец с облегченным сердцем направляется к выходу. Поторапливаемый окружающими чиновниками, он проходит большую галерею, из которой огороженный перилами проход ведет прямо на волю. За перилами стоит толпа и приветствует переселенца разными оскорбительными замечаниями. Еще не понимая их значения, переселенец чувствует, как его внезапно хватают за шиворот и дают такого тумака, что он сразу летит вперед шагов на 6-8. Он оглядывается, чтобы узнать, что значит это нападение, и при этом, конечно, строит далеко не умное лицо, при этом толпа неистово гогочет от удовольствия. Но еще несколько шагов — и переселенец на воле и может делать что пожелает, если только, после всех испытаний и мытарств, у него еще хватит духу желать чего бы то ни было.

А ВОТ КАК БЫВАЛО С ТЕМИ, КОМУ НЕ ПОВЕЗЛО…

Это наилучшее развитие событий. Печальна участь переселенцев, к высадке которых врачи или инспекторы найдут препятствия. Их отправляют в Эллис-Айсленд, где они содержатся в здании переселенческого контроля до тех пор, пока не найдутся родственники или поручители или пока особая комиссия не решит — можно им высадиться или необходимо отправиться обратно. Решение этой комиссии переселенец имеет право обжаловать, но это случается редко, так как необходим ловкий адвокат и изрядное количество денег для восьмидневного прения в Эллис-Айсленд. Поэтому большая часть не получивших разрешение на высадку возвращается обратно на пароход, на котором прибыли, и бесплатно отправляется обратно на родину.

Свидание переселенцев в Эллис-Айсленде с оказавшимися в Америке родными происходит в обстановке, напоминающей тюремную. Их вводят в большое, разделенное железной решеткой помещение, и только через эту решетку, напоминающую клетку, они имеют возможность видеть посетителей, протянуть им руку, поговорить с ними, а затем проститься, возможно, навсегда.

Причем здесь условия для переселенцев сравнительно благоприятны. В других же портовых городах случается, что переселенцам даже не предоставляется соответствующее пристанище. По сообщениям генерального комиссара переселенческой комиссии Сан-Франциско, не получившие разрешения высадиться и оставленные на испытание переселенцы содержатся в настоящих тюрьмах до тех пор, пока не отправятся обратно или пока не будет окончательно разрешена их высадка.
Впрочем, и получившие разрешение на высадку переселенцы, не желающие оставаться в Нью-Йорке, но отправляющиеся внутрь страны, не отпускаются на волю сразу после их освидетельствования. Переселенческий контроль сдаст их железнодорожным обществам, по путям которых они намерены совершать дальнейшее путешествие. Железнодорожные общества посылают за ними свои пароходы и перевозят их непосредственно на свои станции, где им предлагают запастись проездными билетами и сесть на поезд. Только с той минуты, когда последний вагон тронется с места, переселенцы, наконец, получают полную волю и свободу действий.

Так что даже в начале ХХ в. попасть в «страну обетованную» было не так-то и легко!

Другие материалы рубрики


  • Чем нас влечет будущее? Нашим разумом владеет неуемное желание узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество и определит облик следующей эпохи. Эта жажда познания подталкивает ученых исследовать будущее, создавая его теоретические модели. В общей массе футурологических прогнозов встречаются такие, в которых ведется речь о системном масштабном кризисе и ставится вопрос о завершении планетарного цикла истории. В других же, наоборот, говорится о вариантности будущего — веере различных сценариев грядущего. Что же ожидает нас в дальнейшем: финал или новый виток развития? И какие моменты необходимо учитывать при создании объективной картины будущего?

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная и не проверенная информация. Если она достоверна, то ее и определяют словом «информация». Если она недостоверна, то… говорят что это вранье, а если не столь грубо, то, что это слухи или сплетни. С течением времени слухи могут подтверждаться теми или иными фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в достоверную информацию. Причем слух — понятие относительное: то, что было слухом в одну эпоху, может стать достоверным сообщением в другую.
    Что же касается причины их столь стремительного распространения, то вот эта тайна занимает умы очень многих людей до сих пор…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Для «большой» экономики важен наметившийся во второй половине 1990-х годов рост производства продуктов питания (хлеб, вода, мед, травы, сыр, вино, чай) под «церковной» маркой. Практически в каждой области на прилавках продовольственных магазинов можно найти «церковную» или «монастырскую» воду и мед, в крупных городах — церковные пекарни. Как правило, производители позиционируют не только их моральные («церковные»), но и материальные («экологичность») признаки. Фактически на наших глазах создается сектор «чистой» пищевой продукции, реальная роль церкви в котором ясна не вполне. Учитывая успех подобного рода продуктов в европейских странах, вполне возможно, что в России кампания борьбы за «чистоту» пищи будет иметь очевидный «православный» привкус.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...Еще раз напомню, что календарной проблемы не существовало бы, если бы Земля, совершив полный оборот вокруг Солнца, одновременно целое число раз повернулась вокруг своей оси. Фактически же наша планета за это время делает 365 полных оборотов и еще примерно четверть. Именно это учитывается юлианским календарем, который складывает эти четвертинки в дополнительные сутки (29 февраля) в високосном году. Однако следующая проблема состоит в приблизительности этой самой "четвертинки" оборота (выше уже упоминались соответствующие расчеты Гиппарха), из-за которой в юлианском календаре за 128 лет появляется погрешность в целые сутки. В результате в XVI веке было замечено, что весеннее равноденствие вместо 21 марта наступало уже 11-го. Впрочем, ошибка отмечалась и раньше, несколько пап собирались ей заняться, приглашали к решению проблемы Коперника, но тот отказался, ибо не располагал всеми необходимыми научными данными. И вот наконец для устранения замеченного календарного дефекта папа Григорий XIII собрал комиссию из знаменитых астрономов, математиков и священнослужителей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Испокон веков люди прятали ценности, даже когда их сокровищам не угрожала никакая опасность. Причиной тому зачастую была вера в загробную жизнь, и у многих древних народов принято было готовиться загодя к потустороннему существованию. И хотя народная мудрость гласит: “В гроб с собой золото не возьмешь”, — древние предпочитали свои сокровища прихватывать на тот свет.
    В исландских сагах рассказывается, как некто Скаллагрим, заботясь о своем загробном будущем, еще при жизни утопил в болоте сундук с серебром. Его сын Эгиль, известный скальд (поэт-певец у древних скандинавов), получил в награду от английского короля два сундука с серебром и незадолго до своей смерти с помощью рабов зарыл сокровища в укромном месте, а рабов перебил. А предводитель викингов города Йомсборга, Буи Толстый, когда его смертельно ранили в морском бою, поспешил выпрыгнуть с двумя сундуками золота за борт корабля — таким образом он материально обеспечил свое прибытие в мир праотцов.
    В течение тысячелетий копилось на земле богатство, чтобы затем уйти вместе с владыками в землю или исчезнуть в пламени погребального костра. Особой пышностью сопровождались похороны любимца Александра Македонского Гефистиона: в погребальный костер были брошены оружие, золото, серебро и драгоценная одежда умершего. В 410 году в Италии умер король готов — Аларих. Чтобы оградить место захоронения своего короля, его подданные перегородили реку плотиной, а когда русло обнажилось, вырыли на дне реки огромную усыпальницу.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Греческие мифы были подробно записаны еще тогда, когда они были живым элементом духовной жизни Древней Эллады, и в таком виде сохранились до наших дней. С германской мифологией мы знакомы благодаря Снорри Стурлусону, исландскому поэту, создавшему Младшую Эдду (книгу скандинавских преданий) в XIII в., лет через двести после официального принятия Исландией крещения, можно сказать, по свежим следам. К сожалению, в распоряжении историков и культурологов нет ясного, связного и достоверного изложения религиозных представлений славян дохристианской эпохи. Мы имеем лишь отрывочные сведения. Упоминания о древних славянских богах можно найти в христианских средневековых летописях, записках арабских путешественников, воспоминаниях образованных византийцев, которым часто доводилось общаться со славянами. Но все эти упоминания довольно смутны. Авторы не желают вдаваться в подробности. Важную информацию дают археологические находки культовых изображений дохристианской эпохи, однако в этом случае приходится строить догадки, кого именно изображает найденный в земле кумир, что означают те или иные детали его внешности. Довольно много можно почерпнуть, изучая фольклорные сюжеты, обряды и поверья, которые и поныне живы в крестьянской среде. Но информация в них как бы зашифрована. Те, кто пересказывает дошедшие из невероятной древности сказки и заговоры, часто сами не понимают, что именно они означают.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...По некоторым данным, в этой организации состоит более 55 тысяч членов из 84 стран. Согласно декларациям ее духовных лидеров, человечество должно прийти к бессмертию, используя метод клонирования.

    В 2002 году Бриджит Буаселье, являющаяся руководителем компании Clonaid, близкой к секте, сообщила о том, что на свет появился первый клон – девочка по имени Ева (Eve).
    Однако убедительных доказательств существования клонированного ребенка научной общественности представлено не было. Вместе с тем, это заявление весьма широко обсуждалось в прессе.
    Добавлю к этому, что в ряде стран, среди которых была и Россия, наложен запрет на клонирование человека. В обществе развернулась широкая дискуссия о перспективах развития этого научного направления. Ее участниками стали не только видные ученые, но и авторитетные деятели, представляющие наиболее многочисленные религиозные конфессии мира.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Надо быть крайне осторожным и взвешенным в оценках, когда сталкиваешься с такой огромной и неоднозначной страной, как Америка (хотя это и очень непросто). Чтобы представить себе жизнь в новоанглийской деревне, нужно раз и навсегда отрешиться от предрассудков. В сороковые годы прошлого века историк Льюис Мэмфорд высмеял излишне идеализированное представление об американцах как об отважных «пионерах», будто бы сбросивших ветхие одежды Европы и создающих новые формы социально-экономической жизни. В действительности, писал он, в поселениях Нового Света «вспыхнули в последний раз потухающие отблески средневекового строя». Впрочем, в Новой Англии условия были все же иными, чем в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Зададим себе обескураживающий вопрос: сколько стоит управление? Предприятием, районом, страной? Можно, конечно, сосчитать с точностью до копейки формальные расходы на содержание управленческого аппарата. Но и сосчитав эту сумму, вы не получите удовлетворения от ответа. Потому что, кроме этих расходов, есть еще прямой и косвенный ущерб и недополученная — из-за неэффективности управления — прибыль. По этому критерию наша страна за весь период своего существования имела и имеет фантастически дорогое управление. Его удешевить — и кризис отступит.

    В далекие годы студенчества мой друг за 30 рублей написал для автотранспортного предприятия, развозившего хлеб по магазинам, программу оптимизации графика движения «хлебовозов». А через месяц узнал, что его программа лежит в сейфе у директора АТП и не используется. Ею отчитались, как о мероприятии по научной организации труда и… все. Почему? Программа точно «знала», сколько на всю развозку потребуется бензина. А этого лучше не знать, тогда его украсть легче. Стоимость разворованного бензина надо записать в издержки управления, а вот ту — спрятанную в сейф — программу следует отнести к числу технологий управления. Сколько она стоила? 30 рублей. А разворованный бензин? То-то же.

    • Страницы
    • 1
    • 2