В Америку 100 лет назад

Пт, 01/16/2015 - 23:50

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше…


Иммигранты на Атлантическом лайнере «S. S. Patricia» (10 декабря, 1906 год)

Прибытие в «земной рай»

Высадка на остров Ellis (1902 год)

В ожидании переправы с острова Ellis, Нью-Йорк (30 октября, 1912 год)

Новоприбывшие ожидают проверки

Так выглядела посадка на борт парохода, плывущего к вожделенным берегам Америки, в конце XIX — начале XX вв.

Зал для проверки прибывающих. Остров Ellis, Нью-Йорк (1904 год)

Инспектор проверяет глаза иммигрантам. Остров Ellis, Нью-Йорк (1913 год)


НЕ ТАК ВСЕ ПРОСТО, КАК В СТИХАХ

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.

КАЮТНЫЕ И ПАЛУБНЫЕ

Однако не так просто осуществляется высадка переселенцев в портах США, особенно пассажиров «палубных». Для тех, кто может себе позволить роскошь плыть в каюте, высадка в Америке не представляет больших затруднений: после поверхностного осмотра документов и багажа пассажира правительственный контроль переселенцев выдает ему пропуск — и он прямо с корабля может отправляться куда угодно. Каютные пассажиры не считаются «переселенцами», так как они при осмотре заявляют, что не имеют намерения поселиться в Америке на продолжительное время. Под словом «переселенцы» статистика подразумевает только палубных пассажиров, и им приходится испытывать на себе всю строгость американских переселенческих законов.

«С 1820 г., то есть с тех пор, как в Америке начали вести счет переселенцам, число последних возросло до ужасающей цифры. В 1820 г. в Соединенные Штаты прибыло 8385, а в 1903 их уже 857.016.

Вследствие этого в 1882 году был издан закон, ставящий разрешение на переселение в рамки определенных условий. В 1903 году, при издании нового закона о переселении, условия эти ужесточились и теперь делают высадку палубных пассажиров весьма затруднительной и даже просто мучительной».

ДУШЕВНОБОЛЬНЫМ И СЛИШКОМ УМНЫМ ВХОД ЗАКАЗАН

Закон о переселении лишает права высадки в Соединенных Штатах несколько категорий лиц, а именно: душевнобольных или слабоумных, калек, лиц, зараженных инфекционными болезнями, лишенных работоспособности, осужденных за преступления и проступки (за исключением политических) и, наконец «рабочих по контракту». Под ними подразумеваются те предусмотрительные и даже просто умные люди, заключившие договор с американцами-предпринимателями еще за границей. Также в последнее время (напомним, что речь идет о событиях 1911 г. — прим. автора) не разрешается высадка лицам, добивающимся насильственного свержения правительства. Душевнобольными считаются даже лица, здоровые на момент прибытия в Америку, но страдавшие душевными расстройствами на протяжении пяти последних лет.
Для приведения в исполнение законов о переселении правительством назначены особые комиссары, распределенные по всем портам Соединенных Штатов со своими врачами и инспекторами. Они обязаны осматривать переселенцев и определять — соответствуют ли они условиям закона, а также разрешать им высадку или настаивать на их отсылке обратно.

РАБОТА ДЛЯ ПЕРЕОДЕТЫХ ПИНКЕРТОНОВ

Большая часть переселенцев вступает на американскую землю в Нью-Йорке. Число прибывающих туда доходит иногда до 12000 человек в день.
Еще до причала прибывших судов на борт отправляется чиновник, который проверяет документы и определяет, кто из каютных пассажиров должен подвергнуться подробному исследованию наравне с палубными. Палубные же пассажиры должны оставаться на корабле до тех пор, пока их не снимут с него маленькие правительственные пароходы и не представят на осмотр служащим-контролерам. В ожидании перевозки переселенцев на маленьких пароходах, вмещающих около 400 человек, таможенные чиновники осматривают их багаж, что совершается очень быстро, так как у палубных пассажиров редко встречаются дорогие, подлежащие оплате таможенной пошлины, вещи. Во время этого осмотра в толпу палубных пассажиров проникают переодетые полицейские, чтобы разузнать, нет ли среди прибывших подозрительных личностей, потому что разномастные преступники, даже не лишенные средств, бегут в Америку в числе палубных пассажиров, так как ввиду многочисленности последних меньше рискуют обратить на себя внимание полиции, чем пассажиры каютные.

В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ!

После таможенного осмотра для переселенцев наступает настоящее мучение. В ужасной тесноте они плывут на маленьких пароходах к зданию контроля переселенцев и перед этим зданием, не сходя с парохода, должны ждать, пока будут пропущены прибывшие до них, что иногда продолжается целыми часами. Когда, наконец, их высаживают, они должны сначала подняться по деревянной лестнице наверх, где строятся в очередь, а затем поодиночке пройти перед инспекторами. Таким образом, они гуськом добираются от одного мучителя к другому, отвечая на заданные вопросы. Врачи не особенно задерживают переселенцев, так как палубные пассажиры осматриваются, когда садятся на корабль в европейских гаванях, причем лица, лишенные права высадки по американским законам, в число пассажиров не принимаются. Кроме того, палубным пассажирам на протяжении первых же дней плавания делают прививки против оспы, так что врачам при контроле переселенцев в Нью-Йорке остается уже мало дела. В 1903 году были лишены права высадки всего 1797 человек — весьма небольшое число относительно общего количества переселенцев.

ВОПРОСЫ ОДИН КАВЕРЗНЕЕ ДРУГОГО

Гораздо серьезнее относятся к переселенцам инспекторы. Они ловят их вопросами самого невинного свойства, чем приводят в крайнее смущение. Вот некоторые из них:
— Что вы намерены делать в Америке?
— Работать, — отвечает вопрошаемый.
— А работа у вас уже есть? — продолжает спрашивать инспектор.

Переселенец смущается, он боится, что его отправят обратно, если он скажет «нет», и спешит ответить утвердительно, хотя, в сущности, не знает когда и где найдет в Америке работу. Его сразу отделяют от других для отправки обратно или сажают в наказание за опрометчивый ответ в тюремное здание Эллис-Айсленда. От опрометчивого «да» при ответе на вопрос о работе переселенцев предостерегают еще на корабле. Однако во время продолжительного пути это забывается или во время опроса переселенца у него от смущения все-таки вырывается невольное «да». В 1903 было отправлено обратно не менее 1086 человек «законтрактованных рабочих».
Но правильный ответ на первый вопрос — это еще не все. Один из инспекторов требует предъявить все наличные средства и спрашивает, что переселенец намерен с ними делать. Ориентируясь на сумму личных денег и на достоверность показаний, дают разрешение на высадку или отказывают. О существовании некоего минимума наличных средств нам не удалось узнать ничего определенного. Показания колеблются между 10 и 30 долларами. Автор очерка в журнале «Нива» в былое время получил разрешение высадиться с неполными 8 долларами в качестве наличности. В 1903 году 5812 лицам, как не имеющим средств, было отказано в разрешении высадиться в Америке.

Как бы мы удивились, попади мы в Америку в те времена, особенно насмотревшись мультики все серии про Человека-Паука или Машу и Медведь. Как сильно отличается мир в мультиках, которые мы сейчас можем бесплатно смотреть онлайн от того мира, который был реально 100 лет назад в далекой Америке.

ВМЕСТО НАПУТСТВИЯ — ТУМАК!

Когда ответы на вопросы инспекторов относительно работы и наличности окажутся удовлетворительными, переселенцев спрашивают об окончательной цели их путешествия и о том, нет ли у них родственников среди переселившихся ранее. Если переселенец остается на месте высадки, его сразу отпускают, но это далеко еще не значит, что он свободен, так как следующий инспектор направляет его в кассу, где его европейские деньги обмениваются на американские с целью ограждения от обмана частных менял. После этого переселенец с облегченным сердцем направляется к выходу. Поторапливаемый окружающими чиновниками, он проходит большую галерею, из которой огороженный перилами проход ведет прямо на волю. За перилами стоит толпа и приветствует переселенца разными оскорбительными замечаниями. Еще не понимая их значения, переселенец чувствует, как его внезапно хватают за шиворот и дают такого тумака, что он сразу летит вперед шагов на 6-8. Он оглядывается, чтобы узнать, что значит это нападение, и при этом, конечно, строит далеко не умное лицо, при этом толпа неистово гогочет от удовольствия. Но еще несколько шагов — и переселенец на воле и может делать что пожелает, если только, после всех испытаний и мытарств, у него еще хватит духу желать чего бы то ни было.

А ВОТ КАК БЫВАЛО С ТЕМИ, КОМУ НЕ ПОВЕЗЛО…

Это наилучшее развитие событий. Печальна участь переселенцев, к высадке которых врачи или инспекторы найдут препятствия. Их отправляют в Эллис-Айсленд, где они содержатся в здании переселенческого контроля до тех пор, пока не найдутся родственники или поручители или пока особая комиссия не решит — можно им высадиться или необходимо отправиться обратно. Решение этой комиссии переселенец имеет право обжаловать, но это случается редко, так как необходим ловкий адвокат и изрядное количество денег для восьмидневного прения в Эллис-Айсленд. Поэтому большая часть не получивших разрешение на высадку возвращается обратно на пароход, на котором прибыли, и бесплатно отправляется обратно на родину.

Свидание переселенцев в Эллис-Айсленде с оказавшимися в Америке родными происходит в обстановке, напоминающей тюремную. Их вводят в большое, разделенное железной решеткой помещение, и только через эту решетку, напоминающую клетку, они имеют возможность видеть посетителей, протянуть им руку, поговорить с ними, а затем проститься, возможно, навсегда.

Причем здесь условия для переселенцев сравнительно благоприятны. В других же портовых городах случается, что переселенцам даже не предоставляется соответствующее пристанище. По сообщениям генерального комиссара переселенческой комиссии Сан-Франциско, не получившие разрешения высадиться и оставленные на испытание переселенцы содержатся в настоящих тюрьмах до тех пор, пока не отправятся обратно или пока не будет окончательно разрешена их высадка.
Впрочем, и получившие разрешение на высадку переселенцы, не желающие оставаться в Нью-Йорке, но отправляющиеся внутрь страны, не отпускаются на волю сразу после их освидетельствования. Переселенческий контроль сдаст их железнодорожным обществам, по путям которых они намерены совершать дальнейшее путешествие. Железнодорожные общества посылают за ними свои пароходы и перевозят их непосредственно на свои станции, где им предлагают запастись проездными билетами и сесть на поезд. Только с той минуты, когда последний вагон тронется с места, переселенцы, наконец, получают полную волю и свободу действий.

Так что даже в начале ХХ в. попасть в «страну обетованную» было не так-то и легко!

Другие материалы рубрики


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Греческие мифы были подробно записаны еще тогда, когда они были живым элементом духовной жизни Древней Эллады, и в таком виде сохранились до наших дней. С германской мифологией мы знакомы благодаря Снорри Стурлусону, исландскому поэту, создавшему Младшую Эдду (книгу скандинавских преданий) в XIII в., лет через двести после официального принятия Исландией крещения, можно сказать, по свежим следам. К сожалению, в распоряжении историков и культурологов нет ясного, связного и достоверного изложения религиозных представлений славян дохристианской эпохи. Мы имеем лишь отрывочные сведения. Упоминания о древних славянских богах можно найти в христианских средневековых летописях, записках арабских путешественников, воспоминаниях образованных византийцев, которым часто доводилось общаться со славянами. Но все эти упоминания довольно смутны. Авторы не желают вдаваться в подробности. Важную информацию дают археологические находки культовых изображений дохристианской эпохи, однако в этом случае приходится строить догадки, кого именно изображает найденный в земле кумир, что означают те или иные детали его внешности. Довольно много можно почерпнуть, изучая фольклорные сюжеты, обряды и поверья, которые и поныне живы в крестьянской среде. Но информация в них как бы зашифрована. Те, кто пересказывает дошедшие из невероятной древности сказки и заговоры, часто сами не понимают, что именно они означают.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Нежелание людей добровольно надевать ремни безопасности может быть вызвано осознанием предельно маленькой вероятности попадания в аварию с летальным исходом во время единственной поездки. Поскольку такие аварии случаются только один раз на несколько миллионов личных поездок, а приводящее к нетрудоспособности повреждение только один раз на сотню личных поездок, отказ надеть ремень безопасности может казаться вполне обоснованным. Однако такое решение выглядит менее здравым, если принять во внимание перспективу множественных поездок и рассмотреть существенную вероятность аварии в какой-либо из поездок. Так, в экспериментальном исследовании респондентам сообщалось, что за 50 лет вождения (около 40000 поездок) вероятность смерти увеличивается до 0,01, а вероятность получить, по крайне мере, одно приводящее к нетрудоспособности повреждение до 0,33. Участники эксперимента, рассмотрев эту перспективу длиною в жизнь, относились к ремням безопасности (и воздушным подушкам) более благосклонно, чем это делали люди, которых просили рассмотреть перспективу единичных поездок...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Бывают два цветка. Две рыбы. Два камешка. И бывают (по крайней мере, 50 лет тому назад еще бывали) люди, настолько первобытные, что они в своем языке обозначали два цветка одним словом, а для трех цветков существовало совсем другое слово и т.д. Они не улавливали, что между двумя цветками и двумя рыбами есть нечто общее — их число, не умели считать, не мыслили числовыми категориями. Естественно, что математики у них тем более не было.
    Чем занимается математика? Она освобождает от конкретной ткани вещей и явлений такие их характеристики, как количество, формы, отношения между ними, и получает их абстрактные схемы — по сути дела упрощенные модели, — лишенные подробностей конкретного содержания. С одной стороны, поступая так, она сильно обедняет реальный мир, а с другой — ее модели приобретают неслыханную универсальность, позволяющую применять их далеко за рамками того материала, на котором они строились. Но самое главное, пожалуй, в том, что они позволяют накладывать их на реальный мир и определять степень их соответствия ему — то есть быть рабочими гипотезами, проверяемыми экспериментально.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Любой из нас с детства часто слышит, что высшее образование важно. Из-за чего складывается такое мнение? Все дело в том, что получение качественного образования дает высокий статус социальный, нормальную зарплату при трудоустройстве и интерес будущих работодателей. Помимо этого, обучение гарантирует развитие не просто профессиональных, но и личностных качеств.

    Каждый выпускник школы желает поступить в престижный ВУЗ, надеясь на будущие всевозможные привилегии. Это оправданно, так как образованные граждане мыслят гораздо глубже, чем те, кто решил ограничиться начальным или средним образованием.



  • От чего зависит наше душевное спокойствие? В юности мы беззаботны и радостны, полны сил и энергии. Прожитые годы, перенесенные личные неудачи меняют наш характер: кто-то становится беспокойнее, кто-то уходит в себя, а кто-то бросается в «публичную жизнь». Но одновременно всех нас накрывает волна — перелом в общественной жизни, в случае с Россией — это смена общественной формации. Что же происходит с нашей психикой во время катаклизмов? Психическим здоровьем занимается психиатрия — отрасль медицины, которая тесно связана с философией, психологией, этикой, социологией, лингвистикой, биологией, генетикой и другими отраслями знаний.



  • Слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная и не проверенная информация. Если она достоверна, то ее и определяют словом «информация». Если она недостоверна, то… говорят что это вранье, а если не столь грубо, то, что это слухи или сплетни. С течением времени слухи могут подтверждаться теми или иными фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в достоверную информацию. Причем слух — понятие относительное: то, что было слухом в одну эпоху, может стать достоверным сообщением в другую.
    Что же касается причины их столь стремительного распространения, то вот эта тайна занимает умы очень многих людей до сих пор…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...ОКОЛОНАУКА (паранаука) — это наукообразные концепции, использующие обширный набор фактов, однако невоспроизводимых и часто экспериментально непроверяемых. Авторы таких концепций дают непомерно большую волю воображению и дают надуманную интерпретацию фактов, отражающую особенности их мировоззрения. Поэтому паранаука приобретает еще и идеологическую, а то и политическую окраску. В качестве примера можно привести «голографические» гипотезы индивидуального развития и многие гипотезы о происхождении жизни на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2