В облысении пожилых людей виноваты стволовые клетки

Пнд, 02/08/2016 - 21:19

Учёные заявили, что мужчины и женщины средних лет начинают лысеть в средние и пожилые годы из-за постепенного превращения стволовых клеток, ʺпроизводящихʺ волосы на голове, в клетки кожи из-за повреждения их ДНК.

По мере старения нашего тела волосы начинают постепенно редеть. В этом не было сомнения, однако исследователи раньше не предполагали, что данный процесс происходит на молекулярном и клеточном уровне.
Генетики из университета штата Колорадо в Боулдере (США) смогли раскрыть причину возрастного облысения мужчин и обнаружили некий механизм, который объясняет поредение волос в пожилые годы, во время экспериментов с клетками волосяных луковиц на коже мышей.

У всех млекопитающих волосяные луковицы содержат в себе особые стволовые клетки, отвечающие за рост новых волос и способные переключаться между двумя режимами – периодом спокойствия и периодами роста волосяного покрова.

Специалисты пытались заставить клетки "переключаться" между этими двумя режимами при помощи удаления и включения различных генов. В процессе данных экспериментов исследователи выяснили, что таким переключателем является ген Foxc1, который активизируется при росте волос и полностью отключается во время фазы спокойствия благодаря появлению на его поверхности особых эпигенетических меток.

Учёные проверили, что случится при блокировке роботы этого гена во время его повреждения или нейтрализации различными способами. Такой приём дал необычные результаты – сначала исследователи ожидали, что стволовые клетки в волосяных луковицах погибнут при включении апоптоза, генетической программы самоубийства клетки, но этого не случилось.

Клетки же вместо смерти "перепрофилировались" и стали обычными клетками кожи, лишив волосяные луковицы способности производить новые волосы. Это произошло из-за того, что отключение Foxc1 повлекло за собой сбои в работе гена и белка COL17A1 осуществляющего прикрепление стволовых клеток к стенке луковицы из-за чего они сменили "сферу занятости" после того, как COL17A1 переставал их удерживать.

Генетики считают, что этот процесс случит причиной постепенной потери волос людьми в среднем и пожилом возрасте, когда регенеративные способности их стволовых клеток начинают снижаться. Поэтому, стимулирование работы COL17A1 может оказать помощь медикам в остановке облысения.