Венерина мухоловка может считать количество касаний насекомыми своей поверхности

Пт, 01/22/2016 - 19:55

Учёные из Германии выяснили, что хищное растение Венерина мухоловка может вести счёт количества касаний её ловушки. Это помогает растению избегать срабатывания своей ловушки при случайном нажатии и беречь силы, используемые для удержания жертвы.

Полученное число касаний даёт мухоловке информацию о размере жертвы и количестве содержащихся в ней нутриентов, что способствует сохранению мухоловкой баланса между энергетическим расходом и потребляемыми питательными веществами.

Во время наблюдения за этими хищными растениями в процессе ловли ими кузнечиков в лабораторной оранжерее, биологи также обнаружили, что некоторые числа имеют для мухоловок собственный смысл.

До начала эксперимента специалисты прикрепили к поверхности мухоловки некоторое количество электродов и только после этого поместили кузнечика в её сосуд. Несколько раз биологи проверяли венерину мухоловку на бдительность, с помощью повторяющихся касаний её ловушки, пытаясь заставить растение захлопнуть её.
Благодаря проведённому опыту учёные выяснили, что растение может ассоциировать некоторые из этапов своего цикла счётов ("охотаʺ и переваривание пищи) с увеличением подсчитанных касаний.

Специалисты поделились информацией, гласящей, что мухоловка может использовать счёт от одного до двух для защиты своей ловушки от случайных срабатываний. Было выяснено, что это хищное растение не станет захлопывать ловушку, если её поверхности в течение 20-ти секунд не коснулись два раза.

Кроме того, при попадании насекомого "объятия" мухоловки, она не станет сразу его переваривать до тех пор, пока жертва не будет закреплена в ловушке достаточно прочно. Венерина мухоловка будет ожидать ещё пяти касаний своих стенок насекомым, и только после этого начнёт вырабатывать пищеварительный сок.

До тех пор, пока жертва не умрёт, каждое касание стенок растения будет способствовать усилению сжимающей силы и большему сдавливанию насекомого. Данный подход способствует сохранению сил мухоловки и определению растением количества пищеварительных соков, которое понадобиться, чтобы переварить жертву.
В настоящее время биологи проводят изучение структуры генома венериной мухоловки, чтобы найти гены, которые отвечают за активацию счёта касаний.