Верещагин. Часть 3.

Ср, 12/24/2014 - 20:29

ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ…

Путь на Филиппинские острова оказался не близким и не скорым. Предстояло преодолеть по вечно неспокойным водам южных морей тысячи морских миль от Одессы через Суэцкий канал, Порт-Саид, Манилу и далее… в Пекин. Если учесть, что Верещагин, как он сам не однажды писал, «не любил морской службы, в которой меня укачивало», то путешествие сулило пожилому живописцу наряду с душевными немало и физических страданий.

Еще в Петербурге Василий Васильевич договорился с издателем О.К. Нотовичем регулярно информировать читателей «Новостей и биржевой газеты» о своем путешествии. Сообщения эти регулярно появлялись в рубрике «Из записной книжки» и сейчас являются единственными документальными свидетельствами той поездки. Из них мы узнаем, что своевременному выходу парохода Добровольного флота «Саратов» из Одессы во Владивосток помешал сильный шторм, разыгравшийся на Черном море, и плавание началось лишь 2 января 1901 года. Командовал пароходом обрусевший араб Шейх-Ашири, с которым у художника сразу же сложились приятельские отношения.

Как известно, после переезда из Франции, где художник прожил почти пятнадцать лет, в Россию (осень 1891) Верещагин вел затворнический образ жизни. Почти не выезжал из своей усадьбы-крепости Нижние Котлы в российские столицы и неохотно принимал посетителей. А вот во время многочисленных путешествий, будучи человеком многоопытным и разносторонне осведомленным, обладая талантом рассказчика, а когда надо — внимательного и заинтересованного слушателя, Василий Васильевич легко сходился с приглянувшимися ему людьми. Длительное плавание как нельзя лучше располагало к общению, и эту возможность Верещагин активно использовал. Сначала познакомился с курьером от кабинета министров капитаном Соколовым. От него узнал, что тот направляется в Порт-Артур с почетной миссией: доставить подарки (украшенные алмазами саблю и шашку) от императора Николая II русским военачальникам — адмиралу Е.И. Алексееву и генералу Н.И. Гродекову, отличившимся при подавлении «боксерского» народного восстания в Китае. Более интересным с точки зрения информативности оказался другой попутчик: капитан 2 ранга Владимир Николаевич Китаев, направлявшийся в Порт-Артур в качестве представителя Невского судостроительного завода. В доверительных беседах он поведал живописцу, что международная обстановка на Дальнем Востоке быстро ухудшается и война становится реальной. Японский военно-морской флот растет и количественно и качественно, открыто заявляя претензии на господство в Тихом океане. Англичане ведут двойную игру, но если, не дай бог, вспыхнет война, можно не сомневаться — окажутся на стороне японцев. Отправлять в Порт-Артур построенные в Петербурге миноносцы своим ходом через Суэцкий канал, Индийский океан и Южно-Китайское море теперь рискованно и накладно. В правительстве принято решение: используя суда Добровольного флота, а с открытием КВЖД — поезда, доставлять в Порт-Артур отдельные части строящихся боевых кораблей и там, на специально построенных стапелях, силами специалистов Невского завода собирать и спускать их на воду. Это позволит существенно снизить затраты на перегоны и сведет к нулю риски потерь новых боевых кораблей.

9 января 1901 года «Саратов» бросил якорь в Порт-Саиде. Короткую стоянку Верещагин использовал для знакомства с портом, в котором впервые побывал двадцать пять лет назад, возвращаясь в апреле 1876 года с Елизаветой Кондратьевной из Индии. Здесь он замечает перемены и, прежде всего, в «лингвистических познаниях местных жителей». Торговцы, обслуга, прохожие на улицах с удовольствием щеголяют перед иностранцем своими познаниями русского языка. Из этого факта путешественник делает вывод: российские моряки частые гости в порту, следовательно, грузооборот российских торговых компаний со странами Аравийского полуострова и Индостана на подъеме.
Пока шли Суэцким каналом, Василий Васильевич из бесед с членами экипажа выяснил, что «боксерское» восстание в Китае оказало существенное влияние и на морскую коммерцию. Массированная переброска войск на Дальний Восток вздула цены на фрахт и вынудила Германию и Россию срочно закупать суда у Англии, чтобы самостоятельно осуществлять доставку войск. Но как только это произошло, фрахтовщики резко снизили цены на услуги, а портовики взвинтили оплату за бункеровку и стоянку, сделав перевозки на собственных судах экономически невыгодными. В итоге, замечает Верещагин, выиграли все, кроме воюющих сторон.

Другие материалы рубрики


  • Выдающиеся русские ученые —Жуковский, Менделеев, Чаплыгин — создали теорию, а Можайский изобрел аэроплан с паровым двигателем. Можайский построил и испытал самолет задолго до братьев Райт. Но история авиации берет свой стремительный отсчет именно с их первого полета, 110-летие которого отмечается в этом году.
    Украина вошла в число немногих стран, которые обладают технологиями создания летательных аппаратов и авиационных двигателей. Мы горды тем, что есть в Украине коллективы, благодаря которым жива одна из самых наукоемких и престижных отраслей экономики — авиационная.
    110-летие авиации связано с еще одной значительной датой — 110-летием со дня рождения основателя ГП «Ивченко-Прогресс», генерального конструктора, академика Александра Георгиевича Ивченко.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Едва ли в русской истории можно найти другого государственного деятеля, получившего столь противоречивые оценки. В значительной степени XVI в. можно назвать эпохой Ивана Грозного.
    Русский публицист XIX в. Н.К. Михайловский справедливо писал, что «при чтении литературы, посвященной Грозному, выходит такая длинная галерея его портретов, что прогулка по ней в конце концов утомляет. Одни и те же внешние черты, одни и те же рамки и при всем том совершенно-таки разные лица: то падший ангел, то просто злодей, то возвышенный и проницательный ум, то ограниченный человек, то самостоятельный деятель, сознательно и систематически преследующий великие цели, то какая-то утлая ладья «без руля и ветрил», то личность, недосягаемо высоко стоящая над всей Русью, то, напротив, низменная натура, чуждая лучшим стремлениям своего времени».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В 1962 г. Ландау была присуждена Нобелевская премия «за пионерские исследования в теории конденсированного состояния, в особенности жидкого гелия», об этом ему сообщил лично посол Швеции Ульман. Поехать на торжественную церемонию вручения Ландау, естественно, не смог. После аварии Ландау все время находился в угнетенном состоянии, ходил с трудом и жаловался на боли. При попытке заговорить с ним на научные темы он неизменно отвечал: «Я сейчас плохо себя чувствую. Завтра это пройдет и мы поговорим». В марте 1968 г. у Ландау, по-видимому, как отдаленное следствие повреждений при аварии, развился паралич кишечника. Операция не помогла, работа кишечника не восстановилась. Первого апреля 1968 г. Ландау умер от послеоперационного тромба...



  • ...Мир с остготами удалось достигнуть, но он оставался непрочным. Было очевидно, что германцам тесно на отведенной им территории и они не станут ею довольствоваться. Единственный способ обезопасить пределы Византии от их набегов — это указать Теодориху направление экспансии, выгодное империи. Зенон принимает решение отдать остготам не принадлежащую ему Италию. Он рассчитывал, что возведенный им в сан римского патриция и в принципе согласный на положение федерата Теодорих будет там более удобным правителем, чем совершенно независимый Одоакр...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Иван Грозный был женат 7 раз. Для православного монарха это беспрецедентный рекорд. Также, как указывают источники, он, кроме «официальных» жен, имел множество наложниц, устраивал пьяные оргии.
    Судьба его жен поистине трагична. Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Васильчикова умерли от «таинственных» болезней. Еще двух жен, заподозренных в измене, пытали с целью вырвать признательные показания, а затем жестоко казнили. Мария Долгорукая прилюдно была утоплена в ледяной проруби, а Василису Мелентьеву, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую, похоронили. Официально она считалась сосланной в монастырь. «Повезло» лишь Анне Колтовской, которую царь заключил в монастырь, где она прожила более 50 лет.
    Последней женой Ивана Грозного была Мария Нагая. Она и «впрямь была царицей. Высока, стройна, бела и умом и всем взяла». Настоящая русская красавица: большие, выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Тем не менее и она скоро стала ненавистна царю, несмотря на то, что родила ему сына, впоследствии печально известного царевича Дмитрия.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Про принадлежность М. Грушевского к масонским «ветеранам» свидетельствует и тот факт, что именно он, вместе с Ф. Штейнгелем, представлял киевские ложи на всероссийском масонском конвенте летом 1912 г. в Москве. Наличие в России 14...15 масонских лож давало основание для создания собственной организации, наряду с другими Великими Собраниями. Участник этого тайного собрания А. Гальперн позже свидетельствовал, что между российскими и украинскими ложами разгорелась острая дискуссия по поводу названия организации. Преимущественное большинство Конвента отстаивало название «Великое Собрание России», Грушевский же требовал, чтобы слово "Россия" ни в каком случае в названии не фигурировало. В конце концов было одобрено компромиссное название «Великое Собрание народов России». Следует отметить, что Ф. Штейнгель в этой дискуссии поддерживал российскую сторону. Поэтому не случайно он был избран в верховный совет российской масонской организации.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Есть люди, читая биографию которых не перестаешь удивляться, сколько всяких невероятных и удивительных событий было в их жизни. Одним из таких людей был сын словацкого дворянина и венгерской графини, борец за свободу и самозваный король, авантюрист и искатель приключений Мориц Август Беньовский (Móric August Beňovský). Он прожил короткую, но такую яркую и насыщенную жизнь, что она своими удивительными приключениями и поворотами судьбы напоминает жизнь литературных героев романов Александра Дюма и Фенимора Купера. Всего за сорок лет, отмерянных для него судьбой, ему довелось столько всего сделать, увидеть и пережить, что этого с лихвой хватило бы на двадцать других жизней. Хорошее представление об этом человеке дает характеристика генерал-прокурора Сената князя Вяземского, которую тот дал Беньовскому после его отправки на Камчатку: «Беньовского во время заарестования в Петербурге сам я видел человеком, которому жить или умереть все едино».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Цезарь был не только волевым и амбициозным деятелем, мастером военного дела и политических интриг, но также и великим оратором, имеющим большой дар убеждения. Многие речи и распоряжения Цезаря сохранились в его мемуарных «Записках» и трудах античных авторов, а также в эпиграфических надписях, обнаруженных археологическим путем. Ниже приведены некоторые исторические документы, благодаря которым современный читатель может судить о Цезаре по его собственным словам.



  • ... Совершенно неожиданно для всех книжный мальчик Юлиан оказался блестящим полководцем и администратором. Обладая колоссальной работоспособностью, он легко обучался, внимательно прислушивался к мнению опытных военачальников, но в то же время был тверд в принятии решений. На поле боя он проявлял чудеса храбрости, но при выборе тактики отличался осторожностью и предусмотрительностью. Он возвратил империи Колонию Агриппу (Кельн) и разбил варваров в битве при Аргеноторуме (Страсбурге). В кратчайшие сроки Галлия была очищена от германцев, укрепления на Рейне отстроены. Между тем одерживать блестящие победы в царствование Констанция было занятие нездоровое. Над победителем висел Дамоклов меч. Люди, осведомленные в политике, шептались, что цезарь Юлиан потому так отчаянно храбр, что предпочитает смерть в сражении смерти на плахе...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Последние годы жизни Василия Васильевича Верещагина отмечены отчаянной и безуспешной попыткой добиться у официальных властей гарантий на продолжение «наполеоновской» серии картин; поездкой в экзотическую Японию, открывшую для миллионов почитателей новую, неожиданную грань его художественного таланта; очередным разочарованием в способности высших военных российских чинов грамотно и достойно вести войну. И, наконец, трагической гибелью на ходовом мостике броненосца
    «Петропавловск»...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4