Верещагин. Часть 3.

Ср, 12/24/2014 - 20:29

ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ…

Путь на Филиппинские острова оказался не близким и не скорым. Предстояло преодолеть по вечно неспокойным водам южных морей тысячи морских миль от Одессы через Суэцкий канал, Порт-Саид, Манилу и далее… в Пекин. Если учесть, что Верещагин, как он сам не однажды писал, «не любил морской службы, в которой меня укачивало», то путешествие сулило пожилому живописцу наряду с душевными немало и физических страданий.

Еще в Петербурге Василий Васильевич договорился с издателем О.К. Нотовичем регулярно информировать читателей «Новостей и биржевой газеты» о своем путешествии. Сообщения эти регулярно появлялись в рубрике «Из записной книжки» и сейчас являются единственными документальными свидетельствами той поездки. Из них мы узнаем, что своевременному выходу парохода Добровольного флота «Саратов» из Одессы во Владивосток помешал сильный шторм, разыгравшийся на Черном море, и плавание началось лишь 2 января 1901 года. Командовал пароходом обрусевший араб Шейх-Ашири, с которым у художника сразу же сложились приятельские отношения.

Как известно, после переезда из Франции, где художник прожил почти пятнадцать лет, в Россию (осень 1891) Верещагин вел затворнический образ жизни. Почти не выезжал из своей усадьбы-крепости Нижние Котлы в российские столицы и неохотно принимал посетителей. А вот во время многочисленных путешествий, будучи человеком многоопытным и разносторонне осведомленным, обладая талантом рассказчика, а когда надо — внимательного и заинтересованного слушателя, Василий Васильевич легко сходился с приглянувшимися ему людьми. Длительное плавание как нельзя лучше располагало к общению, и эту возможность Верещагин активно использовал. Сначала познакомился с курьером от кабинета министров капитаном Соколовым. От него узнал, что тот направляется в Порт-Артур с почетной миссией: доставить подарки (украшенные алмазами саблю и шашку) от императора Николая II русским военачальникам — адмиралу Е.И. Алексееву и генералу Н.И. Гродекову, отличившимся при подавлении «боксерского» народного восстания в Китае. Более интересным с точки зрения информативности оказался другой попутчик: капитан 2 ранга Владимир Николаевич Китаев, направлявшийся в Порт-Артур в качестве представителя Невского судостроительного завода. В доверительных беседах он поведал живописцу, что международная обстановка на Дальнем Востоке быстро ухудшается и война становится реальной. Японский военно-морской флот растет и количественно и качественно, открыто заявляя претензии на господство в Тихом океане. Англичане ведут двойную игру, но если, не дай бог, вспыхнет война, можно не сомневаться — окажутся на стороне японцев. Отправлять в Порт-Артур построенные в Петербурге миноносцы своим ходом через Суэцкий канал, Индийский океан и Южно-Китайское море теперь рискованно и накладно. В правительстве принято решение: используя суда Добровольного флота, а с открытием КВЖД — поезда, доставлять в Порт-Артур отдельные части строящихся боевых кораблей и там, на специально построенных стапелях, силами специалистов Невского завода собирать и спускать их на воду. Это позволит существенно снизить затраты на перегоны и сведет к нулю риски потерь новых боевых кораблей.

9 января 1901 года «Саратов» бросил якорь в Порт-Саиде. Короткую стоянку Верещагин использовал для знакомства с портом, в котором впервые побывал двадцать пять лет назад, возвращаясь в апреле 1876 года с Елизаветой Кондратьевной из Индии. Здесь он замечает перемены и, прежде всего, в «лингвистических познаниях местных жителей». Торговцы, обслуга, прохожие на улицах с удовольствием щеголяют перед иностранцем своими познаниями русского языка. Из этого факта путешественник делает вывод: российские моряки частые гости в порту, следовательно, грузооборот российских торговых компаний со странами Аравийского полуострова и Индостана на подъеме.
Пока шли Суэцким каналом, Василий Васильевич из бесед с членами экипажа выяснил, что «боксерское» восстание в Китае оказало существенное влияние и на морскую коммерцию. Массированная переброска войск на Дальний Восток вздула цены на фрахт и вынудила Германию и Россию срочно закупать суда у Англии, чтобы самостоятельно осуществлять доставку войск. Но как только это произошло, фрахтовщики резко снизили цены на услуги, а портовики взвинтили оплату за бункеровку и стоянку, сделав перевозки на собственных судах экономически невыгодными. В итоге, замечает Верещагин, выиграли все, кроме воюющих сторон.

Другие материалы рубрики


  • Есть люди, читая биографию которых не перестаешь удивляться, сколько всяких невероятных и удивительных событий было в их жизни. Одним из таких людей был сын словацкого дворянина и венгерской графини, борец за свободу и самозваный король, авантюрист и искатель приключений Мориц Август Беньовский (Móric August Beňovský). Он прожил короткую, но такую яркую и насыщенную жизнь, что она своими удивительными приключениями и поворотами судьбы напоминает жизнь литературных героев романов Александра Дюма и Фенимора Купера. Всего за сорок лет, отмерянных для него судьбой, ему довелось столько всего сделать, увидеть и пережить, что этого с лихвой хватило бы на двадцать других жизней. Хорошее представление об этом человеке дает характеристика генерал-прокурора Сената князя Вяземского, которую тот дал Беньовскому после его отправки на Камчатку: «Беньовского во время заарестования в Петербурге сам я видел человеком, которому жить или умереть все едино».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Выдающиеся русские ученые —Жуковский, Менделеев, Чаплыгин — создали теорию, а Можайский изобрел аэроплан с паровым двигателем. Можайский построил и испытал самолет задолго до братьев Райт. Но история авиации берет свой стремительный отсчет именно с их первого полета, 110-летие которого отмечается в этом году.
    Украина вошла в число немногих стран, которые обладают технологиями создания летательных аппаратов и авиационных двигателей. Мы горды тем, что есть в Украине коллективы, благодаря которым жива одна из самых наукоемких и престижных отраслей экономики — авиационная.
    110-летие авиации связано с еще одной значительной датой — 110-летием со дня рождения основателя ГП «Ивченко-Прогресс», генерального конструктора, академика Александра Георгиевича Ивченко.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Путешествие начинает в Бремене с визита к известному немецкому критику Юджину Цабелю — автору обширной монографии (на русский язык не переводилась) о нем. В дружеской беседе художник рассказывает: весной 1898 года сорокалетний помощник министра военно-морских сил США Теодор Рузвельт из «золотой молодежи» и отчаянных сынов диких прерий сформировал добровольческий кавалерийский батальон «Буйные всадники». С этими парнями отправился покорять Кубу. Взятием Сен-Жуанских высот будущий президент личной отвагой добыл себе чин полковника, всеобщее признание героя войны и безграничную любовь женщин, единодушно признавших его одним из храбрейших мужчин Америки. Вот об этих подвигах теперь уже действующего двадцать шестого президента США он и намеревается написать большое полотно.
    Впечатлениями от недавнего путешествия в Восточную Азию художник делиться не стал, обмолвившись, что нашел там много немецкого: кораблей, банков, складов. Выглядел Верещагин, по мнению Цабеля, неважно. Сильно постарел, «выражение лица — утомленное, борода почти седая».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ... Вернемся, однако, к главному герою нашей статьи. Говоря о деятельности Тотлебена в период между двумя войнами: 1854-1856 и 1877-1878 гг., необходимо, наверное, вспомнить о том, что этот период — время проведения весьма радикальной военной реформы, полностью изменившей принцип формирования российских вооруженных сил. Но, несмотря на занимаемый высокий пост, роль Эдуарда Ивановича в структурных, а не технических преобразованиях армии — весьма скромная. Он не слишком сочувствовал реформам, по мнению некоторых современников даже стремился их тормозить. Надо сказать, что многие талантливые русские военачальники были по своим убеждениям реакционерами...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Когда Мэри Тюдор выходила замуж за своего возлюбленного, думала ли она о том, что королевская кровь, которая течет в ее жилах, принесет несчастье едва ли не всем ее потомкам? Вряд ли. Она любила, она была любима. Ей было не до раздумий — Мэри, наконец, получила от судьбы драгоценный подарок — возможность стать супругой того, к кому столько лет стремилось ее сердце. А даже если бы и задумалась, что с того? Ведь ее супруг был близким другом короля, а сама она — любимой его сестрой. Разве это не залог счастливого будущего детей, которые у них появятся? Но судьба распорядилась иначе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • 7 июля «Св. Петр и Павел» подошел к побережью Японии. Япония в те годы, после недавнего восстания христиан и гражданской войны, была наглухо закрыта для посещений любых иностранцев, кроме подданных Голландии, через которых и проходила вся торговля и сношения с остальным миром. По утверждению американского исследователя Дональда Кина, изучившего японские документы тех лет, судно бунтовщиков подошло к юго-восточной части Японии, к провинции Ава на острове Сикоку.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Иван Грозный был женат 7 раз. Для православного монарха это беспрецедентный рекорд. Также, как указывают источники, он, кроме «официальных» жен, имел множество наложниц, устраивал пьяные оргии.
    Судьба его жен поистине трагична. Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Васильчикова умерли от «таинственных» болезней. Еще двух жен, заподозренных в измене, пытали с целью вырвать признательные показания, а затем жестоко казнили. Мария Долгорукая прилюдно была утоплена в ледяной проруби, а Василису Мелентьеву, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую, похоронили. Официально она считалась сосланной в монастырь. «Повезло» лишь Анне Колтовской, которую царь заключил в монастырь, где она прожила более 50 лет.
    Последней женой Ивана Грозного была Мария Нагая. Она и «впрямь была царицей. Высока, стройна, бела и умом и всем взяла». Настоящая русская красавица: большие, выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Тем не менее и она скоро стала ненавистна царю, несмотря на то, что родила ему сына, впоследствии печально известного царевича Дмитрия.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Военные заслуги Цезаря в 50-е годы до н.э. позитивно повлияли на его репутацию в Риме. Его политический противник Цицерон в одной из официальных речей признает: «Могу ли я быть врагом тому, чьи письма, молва о нем и курьеры всякий день радуют слух мой не слыханными доселе названиями племен, народностей и местностей?» («О консульских провинциях», 22). «Некогда ... природа укрепила Италию Альпами; ведь если бы доступ в нее был открыт полчищам диких галлов, этому городу [Риму] никогда не довелось бы стать оплотом и местопребыванием верховной власти. Теперь же Альпы могут опуститься! Ведь по ту сторону высоких гор, вплоть до Океана, уже нет ничего такого, чего Италии следовало бы бояться» (там же, 34). С галльскими походами Цезаря были связаны еще некоторые мини-открытия. По словам его биографа Светония (56, 6), Цезарь, составляя отчеты сенату, первым стал придавать им вид книги со страницами, тогда как ранее консулы и военачальники писали их на листах сверху донизу. Римский архитектор Витрувий в своем известном трактате «Об архитектуре» (П, 9,14-16) сообщает, что во время боевых действий в Альпах Цезарь открыл для римлян лиственницу, из которой галлы строили свои крепости. Во время второго похода в Германию (54 г.) Цезарем были открыты такие диковинные для римлян виды животных, как большерогий олень («бык с видом оленя»), лоси и зубры.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Началось с венского Кюнстлерхауза, где Василий Васильевич в конце октября 1885 года представил австрийской публике около полутора сотен произведений, в том числе и только что законченные «Евангельский цикл» из шести картин и две картины из задуманной «Трилогии казней». Посетивший экспозицию кардинал Гангльбауер нашел «Святое семейство» и «Воскресение Христово» богохульными и потребовал либо немедленно убрать их из экспозиции, либо закрыть выставку. Верещагин наотрез отказался. Тогда разгневанный князь-архиепископ опубликовал в газетах письмо, обвиняя художника в профанации, подрыве веры «в искупление человечества Воплотившимся Сыном Божьим» и призвал паству не принимать участия в этом кощунстве. Скандал только подогрел любопытство обывателей. Народ повалил на выставку толпами.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В 1962 г. Ландау была присуждена Нобелевская премия «за пионерские исследования в теории конденсированного состояния, в особенности жидкого гелия», об этом ему сообщил лично посол Швеции Ульман. Поехать на торжественную церемонию вручения Ландау, естественно, не смог. После аварии Ландау все время находился в угнетенном состоянии, ходил с трудом и жаловался на боли. При попытке заговорить с ним на научные темы он неизменно отвечал: «Я сейчас плохо себя чувствую. Завтра это пройдет и мы поговорим». В марте 1968 г. у Ландау, по-видимому, как отдаленное следствие повреждений при аварии, развился паралич кишечника. Операция не помогла, работа кишечника не восстановилась. Первого апреля 1968 г. Ландау умер от послеоперационного тромба...