Война Судного Дня и Пятая эскадра СССР. Часть 2

Ср, 05/27/2015 - 15:48

Ракетный катер пр.205, ВМФ Египта, возвращается с боевого похода. Порт Александрия АРЕ, октябрь 1973г.

Групповой снимок матросов 5-й эскадры ВМФ СССР с солдатами отряда коммандос ВС АРЕ. Александрия, октябрь 1973г.

Истребитель F-4 «Фантом» пролетает над плавучей мастерской ПМ-138. Октябрь 1973 г.

Старшина второй статьи В. Бут несет вахту у трапа. На период службы в Средиземном море всем морякам ЧФ, начиная от рядового и заканчивая высшим командным составом флота, выдали тропическую форму одежды голубого цвета. Александрия, АРЕ, октябрь 1973 г.

Москва также начала посылать технику и вооружение в Сирию и Египет морем. Уже 7 октября из черноморских портов Ильичевск, Октябрьский вышли первые советские транспортные корабли с оружием для арабов, с нагрузкой до 90-92 единиц бронетехники на борту каждого транспорта. Среднее время перехода из советских черноморских портов в Сирию или Египет составляло 3-4 дня. Величина сил эскорта диктовалась в соответствии с сообщениями о недавних нападениях на сирийские порты израильскими реактивными самолетами и кораблями. Они заходили в территориальные воды Сирии, стояли на внешнем рейде порта Тартус во время боевых действий. Отряд прикрытия приступил к работе, встречая транспорты по выходе из пролива Дарданеллы и сопровождая до входа в порт назначения. Для связи и управления на транспорт высаживался корабельный сигнальщик с радиостанцией. Израильские самолеты и катера все же совершали налеты и набеги на порты Латакия (ракетами поразили японский и греческий транспорты) и Тартус (11 октября был потоплен советский сухогруз «Илья Мечников»), а к конвоям приближаться не рискнули. Москва отказалась принимать израильское извинение. Советский посол в Вашингтоне, Анатолий Добрынин, заявил от имени Кремля протест по поводу нападения, а также выразил неудовольствие фактами недавнего развертывания американских судов в восточном Средиземноморье.

11 октября Москва переместила к Сирии три боевых корабля, а 13 октября разместила еще несколько кораблей вдоль сирийского побережья, чтобы охранять транспорты, везущие грузы. Рано утром 13 октября МТЩ пр.266М «Рулевой» (капитан-лейтенант П.Н.Козицин) и МТЩ-219 (капитан 3 ранга Е.А.Буслейко) вошли в сирийский порт Латакия. Командир дивизиона капитан 3 ранга К.А.Шовгенов был назначен старшим по охране порта и разгрузке советских транспортов с оружием и техникой, а также получил добро на применение оружия. Работа была напряженной, о ходе разгрузки и обстановке командир дивизиона каждый час докладывал Главнокомандующему ВМФ. 14 октября командиры военных кораблей в Средиземноморье получили приказ открывать огонь по мере необходимости по израильским и другим самолетам воюющих сторон, если они угрожают советским конвоям и транспортам. Все это было сделано потому, что советские поставки шли в Сирию потоком и их надо было обезопасить. 14 октября в Латакию прибыл ТР «Химик Зелинский», доставивший 90 ракет (514 тонн), 15 октября туда прибыл ТР «Салават» — 65 ракет, 16 октября в 7.30 прибыл ТР «Советск» — 65 ракет. Наши транспорты сопровождали БПК «Красный Кавказ» и ЭМ «Сознательный». За период с 9 октября по 6 ноября 1973 г. отрядом прикрытия было проведено 53 транспорта с вооружением и боеприпасами для Сирии и Египта. Из них 43 транспорта советских и 10 транспортов Народной Республики Болгария и Германской Демократической Республики, причем 13 советских транспортов совершили повторные рейсы. Также была обеспечена безопасность перелетов 913 рейсов самолетов советской транспортной авиации с грузами для арабов. Все проводки транспортов и перелеты самолетов проведены без потерь и замечаний. В этой операции особо отличились БПК «Красный Кавказ» и его командир капитан 3 ранга Юрий Кручинин. По просьбе сирийской стороны для обороны мест выгрузки техники и вооружения главком приказал морскому тральщику «Рулевой» и СДК-37 находиться в порту Латакия. Оба корабля совместно с кораблями сирийских ВМС и береговыми зенитными средствами участвовали в отражении налетов израильской авиации с применением зенитного оружия.
Имелось несколько зарегистрированных случаев, в которых советские надводные суда участвовали в ограниченных боевых действиях против израильских сил. 16 октября израильские самолеты совершили налет и обстрел порта, корабли ОВР МТЩ пр.266М «Рулевой» (капитан-лейтенант П.Н.Козицин) и МТЩ-219 (капитан 3 ранга Е.А.Буслейко) открыли огонь. На третьем заходе метким огнем комендоров «Рулевого» был сбит истребитель типа «Phantom». За проявленное мужество и отвагу по итогам боевой службы были награждены орденом Красного Знамени капитан 3 ранга П.Н.Козицин, орденом Красной Звезды капитан 3 ранга К.А.Шовгенов и лейтенант М.К.Лях, медалью «За боевые заслуги» капитан-лейтенант Л.Н.Сергеев. Другой случай произошел в тот же день в акватории Порт-Саида, где в те дни находилось восемь десантных кораблей и эсминец. В один из авианалетов комендор СДК-137 (командир капитан-лейтенант Л.Лисицын) старшина 1 статьи П.Гринев своевременно обнаружил израильский «Phantom», заходивший на боевой курс для удара по кораблю, открыл огонь на поражение и сбил его. Подвиг моряка-черноморца отмечен орденом Красной Звезды. Эти израильские реактивные самолеты были обстреляны в порядке самообороны, а советские командиры, несомненно, знали о риске быть вовлеченными в конфликт.

Другие материалы рубрики


  • Сорокалетие вооруженного конфликта на советско-китайской границе, отмечавшееся в 2009 году, к сожалению, не вызвало в постсоветском обществе всплеск интереса к этой трагической, славной и незаслуженно забытой странице отечественной истории. В какой-то мере осветить это «белое пятно» призвана эта статья.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В два часа пополудни 6 октября 1973 года, когда израильтяне отмечали Йом-Кипур, праздник Судного дня, воздух над Суэцким каналом разорвали залпы двух тысяч орудий и минометов. На евреев обрушился смерч стали и взрывчатки — совсем в духе русских артиллерийских бурь на Курской дуге. Оборона израильтян была буквально сметена с пути Египта, смешана с песком. Началось наступление египтян на оккупированный евреями Синайский полуостров — операция «Высокие минареты».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • оздание 5-й эскадры началось с формирования командования. 27 июня 1967 г. по вызову с флотов в Москву прибыла группа офицеров и адмиралов (5 человек). Первыми офицерами управления, штаба и политотдела стали: командир эскадры контр-адмирал Борис Федорович Петров(с должности начальника кафедры тактики ВМФ Военно-морской академии), заместитель командира эскадры контр-адмирал Николай Федорович Рензаев (с должности командира дивизии атомных ПЛ СФ), заместитель командира эскадры по политчасти капитан 1 ранга Николай Никитович Журавков, начальник штаба контр-адмирал Виталий Васильевич Платонов и флагманский штурман эскадры — капитан 2 ранга Р.Зубков. 29 и 30-го июня все пятеро приняли участие в совещании по обмену опытом выполнения задач боевой службы, после чего убыли в Севастополь. Там началась разработка документов, регламентирующих деятельность соединения. В тесном контакте с офицерами штаба ЧФ (здесь следует отметить капитана 1 ранга Н.Музыченко и капитана 3 ранга Г.Синенкова) в течение двух суток был разработан план БС эскадры, а также диспозиция парада кораблей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5