Война Судного Дня и Пятая эскадра СССР. Часть 3

Пнд, 06/01/2015 - 18:08

Боевая служба 5-й эскадры в непосредственном соприкосновении с противником, а зачастую и в визуальной видимости, отличалась высокой наглядностью. Если в базе противник гипотетический, то в Средиземном море — вот он, конкретный 6-й американский флот с тремя новейшими ударными авианосцами, у каждого на борту порядка 80 самолетов с ядерным оружием, с десятком ПЛАРБ, у каждой из которых по 16 баллистических ракет. И все это нацелено на родную страну. В базе — задача поддержания кораблей в высокой степени боеготовности на случай военных действий вообще. На боевой службе — конкретная задача любыми средствами не допустить массового подъема авиации с авианосцев противника и запуска баллистических ракет с ПЛАРБ, нахождение в немедленной готовности к их уничтожению с началом боевых действий.

Главная тяжесть по несению боевой службы в Средиземном море легла на плечи Черноморского флота. Флот формировал основные ударные, противолодочные, десантные и тральные группировки кораблей. На нем полностью лежала задача материально-технического обеспечения эскадры. Северный флот постоянно нес боевую службу атомными подводными лодками и бригадой дизельных подводных лодок, периодически направляя и надводные корабли. Балтийский флот эпизодически участвовал в несении боевой службы надводными кораблями.
Флоты присылали на боевую службу корабли первой линии, то есть выполнившие все курсовые задачи, боевые упражнения, полностью укомплектованные личным составом, полным боекомплектом и другими видами снабжения до полных норм, технически исправные, с запасом моторесурса на весь период боевой службы. Дополнительно они должны были иметь из состава своего экипажа подготовленное десантное подразделение с соответствующим вооружением и имуществом. Таким образом, корабль, отправляемый в Средиземное море в состав эскадры, был полностью боеготовым. Пришедшие корабли распоряжением командира эскадры расписывались по оперативным соединениям в соответствии со своим предназначением: ударные ракетно-артиллерийские — в 52-е оперативное соединение, противолодочные — в 53-е.

По договоренности с руководством АРЕ в порту Александрия было организовано маневренное базирование кораблей и судов эскадры. Для этой цели выделили 100 метров причальной линии, где постоянно находились суда обеспечения: плавмастерские, плавказарма, плавсклад и военный транспорт. Периодически сюда заходили подводные лодки для проведения межпоходового ремонта и отдыха личного состава. Отсюда осуществлялось снабжение кораблей эскадры свежими продуктами и питьевой водой. По плану эскадры заходили и надводные корабли для предоставления отдыха экипажам. Ремонт подводных лодок проводился личным составом с привлечением оборудования и специалистов плавмастерских. Наиболее сложные работы выполнялись на судостроительном заводе, построенном советскими специалистами в порядке оказания помощи египетскому народу. Также имелся пункт материально-технического обеспечения в Тартусе, Сирия. Там обычно стояли плавучая мастерская, катер с водолазами, плавучий склад с необходимым имуществом и продовольствием, буксир.
Надводные корабли базировались в точках якорных стоянок вне территориальных вод Греции, Турции, Мальты, Египта, Сирии, Туниса и Алжира. В случае штормовой погоды ложились в дрейф за островами Кипр и Крит, прикрываясь от ветров. Подводные лодки, как правило, находились в подводном положении на позициях в назначенных районах. Севернее Александрии в местах, свободных от судоходства, были определены полигоны боевой подготовки, где корабли выполняли ракетные, артиллерийские и торпедные стрельбы, решали задачи противолодочной подготовки с выполнением бомбометания.

В Средиземном море наши подводные лодки начали нести боевую службу вначале одиночными кораблями, а затем бригадами по 8-10 ПЛ. Продолжительность — по шесть месяцев, при этом лодки скрытно переходили с Северного флота к месту несения службы. Поочередно их экипажи в течение месяца проводили межпоходовый ремонт в Александрии. На время ремонта экипаж переселялся на плавказарму. Главком в то время посчитал нерациональным шестимесячное пребывание на боевой службе: месяц — на переход к месту службы, месяц на обратный переход в пункт базирования да месяц на межпоходовый ремонт. Итого три месяца чисто боевой службы при огромном расходе моторесурса. Поэтому позже С.Г. Горшков распорядился перейти на годичный цикл с организацией смены экипажей.

Как правило, в 5-й эскадре постоянно находились на боевой службе четыре атомные подводные лодки, десять дизельных, две КУГ — корабельные ударные группы, одна КТГ — тральная группа, и силы обеспечения — четыре танкера, две плавмастерские, рефрижераторы и прочее. Обычно состав эскадры — 70-80 вымпелов, из которых четырнадцать — это подводные лодки, 25-30 — боевые корабли, и остальное — это суда обеспечения.

Другие материалы рубрики


  • Сорокалетие вооруженного конфликта на советско-китайской границе, отмечавшееся в 2009 году, к сожалению, не вызвало в постсоветском обществе всплеск интереса к этой трагической, славной и незаслуженно забытой странице отечественной истории. В какой-то мере осветить это «белое пятно» призвана эта статья.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В два часа пополудни 6 октября 1973 года, когда израильтяне отмечали Йом-Кипур, праздник Судного дня, воздух над Суэцким каналом разорвали залпы двух тысяч орудий и минометов. На евреев обрушился смерч стали и взрывчатки — совсем в духе русских артиллерийских бурь на Курской дуге. Оборона израильтян была буквально сметена с пути Египта, смешана с песком. Началось наступление египтян на оккупированный евреями Синайский полуостров — операция «Высокие минареты».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • В то время 5-ой эскадрой ВМФ СССР с октября 1972 г. командовал вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев, начальником штаба был контр-адмирал Александр Ушаков. В ее составе было более 50 судов, надводные корабли в основном из состава Черноморского флота, а подводные в основном из Северного флота. В соответствии с Директивой Главнокомандующего ВМФ от 18 октября 1972 г. Черноморскому флоту было предписано нести боевую службу в Средиземном море в составе Средиземноморской эскадры. На 30 сентября в Средиземном море на боевой службе находились: РКР пр.58 «Грозный», 3 БПК пр.61 «Проворный», «Красный Кавказ», «Скорый», 2 ЭМ пр.56 «Пламенный», «Напористый», 4 СКР, 2 ТЩ «Рулевой» (пр.266М) и МТ-219 (пр.266), 2 СДК пр.773 с ротой морской пехоты на борту.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6