Война Судного Дня и Пятая эскадра СССР. Часть 3

Пнд, 06/01/2015 - 18:08

Другой важнейшей задачей, решаемой эскадрой, были поиск и слежение за подводными лодками вероятного противника, проведение противолодочных операций. Решение этой задачи возлагалось на многоцелевые подводные лодки, противолодочную авиацию и корабельные поисковые ударные группы. Для поиска подводных лодок и слежения за ними использовались различные тактические приемы. Так, наши подводные лодки могли быть развернуты в завесу, другим вариантом действий было их патрулирование в заданных районах. Поиск подводных лодок вероятного противника при помощи КПУГ осуществлялся как в ходе противолодочных поисковых операций, так и в повседневной боевой деятельности. Конечно, нельзя сказать, что мы постоянно контролировали все подводные лодки вероятного противника — но тем не менее количество обнаружений и сопровождений ПЛ противника было достаточно велико, и вполне можно сказать, что возможный удар по территории Советского Союза с ПЛАРБ в акватории Средиземного моря был бы серьезно ослаблен всеми средствами противолодочной обороны.

Над Средиземным морем активно работали разведывательная и противолодочная авиация. Некоторое время разведчики Ту-16Р (шесть самолетов, 90-я ОДРАЭОН) с египетскими опознавательными знаками выполняли полеты с аэродромов Каир-Западный и Мерса-Матрух. С течением времени их количество было доведено до полка. Также с 19 августа 1968 г. на аэродроме Мерса-Матрух базировались черноморские Бе-12 (три самолета из 318-го ОПЛАП ДД, прикомандированы к 90-й ОДРАЭОН). Планировалось, что Бе-12 будут выполнять по 3-4 самолето-вылета в неделю продолжительностью по 3-4 ч каждый. На деле действия Бе-12 велись совсем не в таких строгих рамках, а в основном по запросам командования 5-й эскадры. Но именно во взаимодействии с 5-й эскадрой были получены два первых обнаружения ПЛ с Бе-12, слежения велись в течение 1 ч 37 мин и 0 ч 48 мин. С осени 1970 г. в Средиземном море вели разведку Ил-38 с советскими экипажами и с опознавательными знаками ВВС Арабской Республики Египет. Также с февраля-марта 1970 г. в Египте были развернуты соединения наших войск ПВО и истребительной авиации. Одной из их задач было прикрытие наших кораблей: зенитное огневое — в базах и портах, истребительное — в море на радиус досягаемости истребителей. В середине 70-х гг., после заключения перемирия с Израилем, Египет рассорился с Советским Союзом, и наши летчики с зенитчиками вернулись на Родину. Но Ил-38 продолжили выполнять разведрейды с аэродромов Сирии и Ливии, в том числе для наблюдения за действиями американских линкоров во время Ливанской войны 1982 г.

На 5-й эскадре совершенствовались тактические приемы применения сил ВМФ, отрабатывались действия тактических групп, оперативных бригад, поисково-ударных групп, десантных отрядов и отрядов оперативного тыла. За двадцать пять лет (1967-1992 гг.) на эскадре не произошло ни одной катастрофы или серьезной аварии.
Боевая служба на 5-й ОпЭск ВМФ стала серьезной школой для всего личного состава матросов, старшин и офицеров кораблей, практической проверкой профессионализма руководящего состава оперативно-тактического объединения. Высококвалифицированные специалисты, составлявшие основу штаба эскадры, проявив талант незаурядных организаторов, впоследствии заняли ответственные посты в различных органах управления ВМФ. В течение долгого времени 5-я оперативная эскадра ВМФ служила надежным инструментом по защите интересов государства.

Заключение

В последнее время, особенно в девяностые, советские армию и военно-морской флот чаще вспоминали в негативном ключе — и ничего сделать не могли, и поглощали все ресурсы, и порядка нет, громадные, неповоротливые, дедовщина, коррупция, да и вообще — тяжелое наследие тоталитарного прошлого. Но стоит присмотреться к этому периоду немного поближе, внимательно посмотреть на мировую историю послесоветского периода — и понимаешь, что не все так просто. И что действительно наши армия и флот оберегали мир во всем мире, как бы затасканно не звучали эти слова.

Недаром говорил адмирал Селиванов: «Вы помните, наверное, то особое тревожное ощущение середины восьмидесятых, когда казалось, что война может начаться в любой момент. И сегодня я еще больше уверен, что если бы не было наших оперативных эскадр, если б вообще не было у СССР таких мощных Вооруженных Сил, то война бы эта действительно случилась. Зная уже историю последних лет, видя судьбу Ирака и Югославии, зная американцев уже с современной позиции, их заносчивость, ставку на силу и немедленную готовность эту силу применять без всякой оглядки на мораль и международное право, ясно, что если бы у нас не было такой силы, все планы Пентагона, все эти «Дропшоты» в отношении России обязательно были бы выполнены.

Я говорил о корректности во взаимоотношениях моряков на море. Но пусть это не покажется вам некой мирной идиллией. Идиллии в море не было. Обстановка все время была взрывоопасной. Мы постоянно следили за лодками друг друга, лодки пытались оторваться от преследования, надводные силы мешали каждой стороне следить за другой. И все эти годы мы постоянно держали друг друга на прицеле. На их авианосцы всегда были нацелены наши ракеты. Постоянно, каждые шестьдесят минут на все ударные корабли и лодки эскадры выдавались целеуказания по авианосцам НАТО, местонахождения, курс, скорость. И именно поэтому я твердо был уверен, что американцы не осмелятся нас атаковать. Они отлично тогда знали, что потом им мало не покажется. Вот именно поэтому с американцами, как я уже сказал, были подчеркнуто уважительные отношения»
К слову, следует отметить, что действия Пятой эскадры в ходе конфликта 1973 года, да и в дальнейшем, порождали в союзниках СССР в данном регионе уверенность в том, что их не оставят на произвол судьбы. Иногда, надо сказать, вышеупомянутые союзники даже спекулировали на этом. Они требовали вмешательства и помощи СССР в ситуациях, сложившихся по их вине.

Еще одним результатом было повышение морального состояния и командиров, и рядовых моряков, формирование готовности на равных противостоять хваленому американскому флоту. Даже сейчас люди, служившие срочную «на Средиземном», с гордостью вспоминают эти события. А высшее руководство Советского Союза в полной мере осознало полезность ВМФ как инструмента политики. Ушло восприятие флота как дорогой и малополезной «игрушки адмиралов». По сути, техзадания на корабли следующего поколения: крейсеры пр.1144 «Орлан», пр.1164 «Атлант», эсминцы пр.956 «Сарыч», БПК пр.1155 «Фрегат», подводные лодки пр.949 «Антей» — формировались на основании в том числе и опыта средиземноморского противостояния. Так, например, решение о необходимости вооружения надводных кораблей ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» было принято во многом по результатам обеспечения «воздушного моста» в 1973 году. Тогда остро ощущался недостаток дальности основного корабельного ЗРК М-1 «Волна», что потребовало бы для создания сплошной «зоны безопасности» привлечения недопустимо большого числа кораблей. Пришлось обходиться «островками безопасности», но, естественно, это решение было вынужденным и неоптимальным.

Советский военно-морской флот в целом и Средиземноморская эскадра как его неотъемлемая часть были надежным инструментом в руках высшего военного и политического руководства нашей страны, что в очередной раз показала война Судного дня. Именно благодаря решительным действиям Советского Союза, подкрепленным ракетами, наведенными на корабли ВМС США, и дивизиями ВДВ, способными оказаться в районе конфликта буквально за несколько часов, удалось предотвратить разрастание конфликта и в конце концов остановить его. А руководство современной Российской Федерации, к сожалению, таким возможностям, да и решительности, может только позавидовать…

Другие материалы рубрики


  • В то время 5-ой эскадрой ВМФ СССР с октября 1972 г. командовал вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев, начальником штаба был контр-адмирал Александр Ушаков. В ее составе было более 50 судов, надводные корабли в основном из состава Черноморского флота, а подводные в основном из Северного флота. В соответствии с Директивой Главнокомандующего ВМФ от 18 октября 1972 г. Черноморскому флоту было предписано нести боевую службу в Средиземном море в составе Средиземноморской эскадры. На 30 сентября в Средиземном море на боевой службе находились: РКР пр.58 «Грозный», 3 БПК пр.61 «Проворный», «Красный Кавказ», «Скорый», 2 ЭМ пр.56 «Пламенный», «Напористый», 4 СКР, 2 ТЩ «Рулевой» (пр.266М) и МТ-219 (пр.266), 2 СДК пр.773 с ротой морской пехоты на борту.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Сорокалетие вооруженного конфликта на советско-китайской границе, отмечавшееся в 2009 году, к сожалению, не вызвало в постсоветском обществе всплеск интереса к этой трагической, славной и незаслуженно забытой странице отечественной истории. В какой-то мере осветить это «белое пятно» призвана эта статья.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В два часа пополудни 6 октября 1973 года, когда израильтяне отмечали Йом-Кипур, праздник Судного дня, воздух над Суэцким каналом разорвали залпы двух тысяч орудий и минометов. На евреев обрушился смерч стали и взрывчатки — совсем в духе русских артиллерийских бурь на Курской дуге. Оборона израильтян была буквально сметена с пути Египта, смешана с песком. Началось наступление египтян на оккупированный евреями Синайский полуостров — операция «Высокие минареты».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5