Вторая харьковская гимназия

Ср, 07/31/2013 - 18:55

Фото 1. Вторая Гимназия из книги Л.Ю. Лейбфрейда

Фото 2. Аэрофотосъемка Харькова. Вблизи реки, на фотографии виден квадрат двора гимназии и Лопанский переулок. Фотография времен 1941-1943 годов из немецкого архива аэрофотосьемок города

Фото 3. Портрет Н.Ф. Одарченко

Фото 4. Портрет Ф.Е. Пактовского

Подписи в адрес Федора Егоровича Пактовского


ПРЕДЫСТОРИЯ

В XVII в. в Харькове начали возникать первые народные школы при церквах, а во 2-й четверти XVIII в. был основан Коллегиум, представлявший из себя среднюю школу, но с такой широкой программой, что назывался подчас Академией. По словам харьковского историка Д.И. Багалея, особенно важное значение здесь имело то обстоятельство, что Коллегиум был, можно сказать, всесословным учебным учреждением и, следовательно, удовлетворял запросы на образование всего общества. В 1765 году по ходатайству сенаторов Шаховского, Олсуфьева и Панина, ввиду умножавшихся в Харьковском Коллегиуме числа учеников из дворянских детей, императрица Екатерина II дала инструкцию губернатору Слободско-Украинской губернии: «К преподаваемым ныне в Харьковском Коллегиуме наукам прибавить еще классы французского и немецкого языков, геометрии и рисования, а особливо инженерства, артиллерии и геодезии, на что и сумма до 3000 рублей из неокладных доходов определяется и у кого тот Коллегиум в ведомстве состоит, с тем губернской канцелярии о лучшем восстановлении и распространении наук, учиня сношение, употребить старание». И уже в 1767 году Сенат утвердил проект прибавочных классов, а 2 февраля 1768 г. было открыто новое училище при Коллегиуме, которое находилось в ведении Губернского правления. В этом училище курс христианского добронравия (катехизис) преподавал известный философ Г.С. Сковорода, но преподавал эту дисциплину столь своеобразно, что привел в смущение богословов и был вынужден оставить курс.

1 марта 1789 года в Харькове учредили Главное народное училище на базе училища при Коллегиуме и Малого народного училища. На то было высочайшее указание Императрицы Екатерины II, о чем свидетельствует рескрипт на имя Харьковского наместника И. Д. Пашкова от 3-го ноября 1788 года: «Приказы общественного призрения не имеют достаточные капиталы, чтобы из процентов содержать училища. При усердных стараниях начальства и общества могут увеличиться … мы уверены, что вы изыщите необходимые средства на содержание училищ».

Ко времени организации университета, в 1805 году, Главное Слободско-Украинское Казенное училище было преобразовано в гимназию благодаря усилиям возникшего при университете училищного комитета. И до 1836 года гимназия находилась в ведении Харьковского университета, а в 1836 году была переименована в губернскую гимназию и переподчинена администрации города. В дальнейшем эта первая гимназия стала прародительницей других гимназий города. Почетный попечитель 1-й гимназии граф Ал. Гендриков счел необходимым открыть в Харькове еще одну гимназию, о чем в 1837 г. было сделано представление министру народного просвещения С. С. Уварову, ответ которого гласил, что надо беспокоиться о помещении для существующей, а о новой «до дальнейшего усмотрения в том надобности». В 1841 г. губернская гимназия выделила параллельные классы для образования 2-й гимназии, став именоваться 1-й Харьковской гимназией.

Раньше стандарты образования были весьма высоки, и далеко не каждый мог себе позволить такую роскошь быть образованным человеком или "быть джентельменом", как это говорили в Англии. Однако сейчас ситуация поменялась кардинально и в этом нам помог интернет. Обратите внимание на образовательный портал edustud.ru. Там вы найдете все об образовании, и там вам помогут сориентироваться в вопросах обучения и получения необходимых знаний.

НОВАЯ гимназия

Выделение и образование 2-й гимназии прошло во время директорства в 1-й гимназии (1838-1846 гг.) польского писателя О.В. Корженевского, выпускника Львовского университета, о котором его современники отзывались весьма противоречиво. Директор был равнодушен к своему делу, на пьянство и разгул пансионной молодежи смотрел сквозь пальцы, сами учителя не пользовались ни уважением, ни почетом, процветало взяточничество. Телесные наказания в гимназии, да и в самом городе были обычным делом: учеников пороли не только в гимназии, но и в полиции за порванный мундир или оторванную пуговицу.
Устройство 2-й гимназии было возложено на почетного попечителя обеих гимназий. Учителей предполагалось выбрать из самых достойных кандидатов, чтобы с самого начала поставить новое учебное заведение на должную высоту. Первым директором стал бывший инспектор 1-й гимназии П.И. Осинский, а инспектором — бывший учитель Н.Н. Войтенков, законоучителем назначен священник Акимов, учителем математики — Стоянов, латыни — Ильинский, русского языка и географии — Геевский, немецкого языка – Поганко, рисования — Дьяков.

Другие материалы рубрики


  • ...Императрица Анна правила десять лет. Это правление не оставило по себе добрую память. Анну не любили, зло называли «немкой». Между прочим, несправедливо. В действительности, она последняя из российских монархов не имела в своих жилах ни капли немецкой крови. Ее отцом был сын Алексея Михайловича Романова и урожденной княжны Милославской Иоанн V, матерью — царица Прасковья, урожденная Салтыкова. Мрачную тень на царствование наложили репрессии против действительных и мнимых заговорщиков, учреждение Канцелярии тайных розыскных дел. Вместе с тем, правление дочери Ивана V было не лишено определенных позитивных наработок. В их числе можно назвать довольно успешную внешнюю политику на западе (возведение на польский престол ставленника России Августа III), расширение жизненного пространства русского народа дальше на юг.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ... Переговоры закончились секретным договором между Россией и Китаем, в котором Россия обязалась защищать китайские владения от всяких агрессивных действий со стороны Японии. Китайская же сторона предоставила возможность провести магистраль по прямой от Читы до Владивостока через свою территорию. Было условлено, что русские будут иметь под эту дорогу полосу отчуждения, находящуюся под юрисдикцией России, с собственной полицией и охраной. Для организации строительства было создано Общество Китайско-Восточной железной дороги, официально — частное, но реально находившееся в распоряжении правительства. Предполагалось, что магистраль будет принадлежать России в течение восьмидесяти лет...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Предок Н.В. Гоголя. Гетман Правобережной Украины. Сподвижник Богдана Хмельницкого, полковник брацлавский, подольский или поднестрянский. После восстановления власти Польши над правобережной Малороссией, Гоголь сохранил свое полковничество, но несколько раз еще восставал против поляков, стремясь присоединить к России и правый берег Днепра. Позднее он присоединился к Дорошенко и оставался на его стороне даже тогда, когда на Переяславской раде 1674 г. все другие правобережные полковники признали Самойловича гетманом обеих сторон Днепра. После низложения Дорошенко Гоголь оставался под покровительством Турции; но когда в 1675 г. король Ян Собеский занял Брацлавщину, Гоголь сдал ему находившиеся в его власти города и сам перешел на сторону поляков. В 1676 г. он получил от польского правительства титул гетмана, с которым не соединялось, однако, действительной власти, так как поляки не могли удержаться в Брацлавщине перед новым походом турок. Гоголь, с признававшими еще его власть казаками, был переведен в польское Полесье. Большинство казаков вскоре перебежало на левый берег Днепра, к Самойловичу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Полк казацкий, малороссийский, составлял целую область или провинцию, назывался по главному своему городу или местечку и, кроме местечек, состоял из множества сел и деревень. В полковом городе находились: полковник, старшины и канцелярия полка. Каждый полк разделялся на сотни, их число было неравным. Полковники определялись сначала гетманами за деньги, потом, по представлению гетманов, с утверждения государей. В полковую старшину и в сотники производил гетман...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Дашкевич был строителем города Чигирина. Неоднократно совершал нападения на русские приграничные города. В 1521 году крымский хан Махмет-Гирей предложил Дашкевичу с его людьми принять участие в набеге на Московское государство. От Воронежа до самой Москвы были сожжены все деревни и города. После отпора под стенами Москвы крымчаки внезапно схватили Дашкевича с его людьми и обратили в пленников, но ему удалось бежать. В отместку Дашкевич в 1523 году напал на Очаков, а затем опустошил множество аулов в Крыму. В 1528 году вместе с Предславом Лянцкоронским и большим отрядом казаков, трижды разгромив татарские отряды, опять разорил Очаков, забрав 500 коней и 30 тысяч голов скота.



  • Древнерусский город Новгород-Северский — центр небольшого удельного княжества, входившего территориально в состав Черниговских земель, возможно так и остался бы ничем не примечательным удельным городком, если бы не произошли события, ставшие знаковыми для Руси конца XII в. До сих пор они вызывают живой интерес у исследователей, и их нельзя считать полностью разгаданными. Пожалуй, ни одно историческое событие древнерусской истории не собрало такую огромную библиотеку научных и научно-популярных публикаций, как исследования в области изучения обстоятельств похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185г. на половцев и его поэтического описания «Слова о полку Игореве», где упоминалась река Каяла.
    Более 200 лет исследователями предпринимались попытки найти Каялу, но стоит признать, что они так и остались в области предположений, версий и гипотез. Таинственной и загадочной предстает перед нами Каяла. Большинство исследователей видело в Каяле именно реку, и применяя этимологические, историко-географические знания, скрупулезно изучая старинные карты XVI-XVIII в.в., пытались выйти на след Каялы. В науке принято несколько этимологических решений названия этой неуловимой реки. Сторонники версий проникновения Игоря в глубь половецких территорий считали, что этимологическое решение названия Каялы стоит искать, исходя из тюркского слова — Каja «скала, утес» (К. Менгес), размещая ее в районах Приазовья, ведь русла многих рек в этом регионе проложены в архейских гранитах.



  • ... «Мазепа, достигши гетманства, преследовал А. как приверженца Самойловича и лишил его звания, но не надолго: в 1693 году он снова является миргородским полковником. Посланный вместе с другими полковниками преследовать Петрика - войскового канцеляриста, бежавшего в Крым и объявившего себя гетманом, - Апостол боролся с ним успешно в продолжение трех лет и не раз разбивал его». Во время первого Азовского похода Петра I овладел турецкими крепостями близ устья Днепра. В 1696 году Апостол и гадячский полковник Борухович разбили на р. Ворскла крымского хана, снова ворвавшегося в Украину вместе с Петриком, который в этом сражении был убит. В 1701 году, будучи наказным гетманом, А. под начальством Шереметева участвовал в походе на Лифляндию и в победе при Эрестфере. В 1704 году А. отправлен в Польшу с 3 тыс. казаков на помощь королю Августу; действовал там успешно, но вскоре самовольно вернулся на Украину, так как не выносил строгостей графа Паткуля...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Несмотря ни на что, в годы, предшествовавшие Крымской войне, Россия, Франция и Англия продолжают конкурировать за влияние не только на Балканах, но и на Ближнем Востоке, и все с той же Турцией.
    Катализатором в Крымской войне, можно с уверенностью сказать, были религиозные различия. Так, поводом для ее начала послужила распря между католическим и греко-православным ортодоксальным (от греч. «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие» — твердость в вере или следовании какому-либо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консерватизм, тип религиозного сознания) духовенством, вспыхнувшая из-за обладания религиозными святынями христиан (ключами от Вифлеемского и Иерусалимского храмов) в Палестине. В течение многих лет и та, и другая стороны громко заявляли о своих правах на храм Рождества Христова в Вифлееме (православные) или на храм Гроба Господня в Иерусалиме (католики). За православными стояла Россия во главе с императором Николаем І, интересы католиков защищала Франция во главе с императором Наполеоном III. Султан Османской империи, на территории которой находились эти храмы, передал ключи католикам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Русскую самодержавную монархию принято считать глубоко традиционным институтом, освященным веками и пустившим цепкие корни в национальном характере. Правда, широко известен остроумный афоризм госпожи де Сталь, как-то заметившей, что русская форма правления есть «самовластье, ограниченное удавкою», или, в другом переводе, «самодержавие, ограниченное цареубийством». Но обычно этой сентенции не придают того значения, которого она заслуживает. Берусь утверждать, что классическая абсолютная монархия на русской почве — цветок довольно экзотический, невесть как сюда занесенный, а строем, действительно отвечающим национальным традициям, является аристократическая республика, правда, принимающая очень своеобразные формы. Глава государства, хоть и с большими полномочиями, чаще всего, по сути, был выборным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В учебно-воспитательном процессе квалифицированные преподаватели стремились чтобы кадет был грамотным, культурным, смелым и сильным. Будущих офицеров учили математике, химии, словесности, иностранным языкам, этикету, верховой езде, хореографии и другим дисциплинам. В кадетском корпусе устраивались подвижные игры, спортивные соревнования, спектакли, а также балы, на которые приглашали гимназисток. Автор настоящей статьи в далеком 1970-м году, во время посещения племянника, у входа КПП Сумского артиллерийского Училища услышал разговор двух старушек, которые глядя на курсантов, приглашавших девушек на танцы, в пол-голоса вспоминали — какие были в кадетском корпусе балы до революции. Кадеты выходили приглашать гимназисток в парадной форме — с эполетами и шпорами. И, по оценке старушек, выглядели они представительнее современных курсантов...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5