Вторая харьковская гимназия

Ср, 07/31/2013 - 18:55

В начале 1840 года был куплен дом, в котором ранее располагался пансион Нагель на Благовещенской площади. Реконструкция дома была проведена по проекту Н.И. Ашиткова. К сожалению, здание было разрушено до основания в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и до наших дней не сохранилось. Благодаря стараниям директора 2-й гимназии Е.Е. Бениша, в 1851 году в гимназии была устроена домовая церковь, освященная Епископом Харьковским и Ахтырским — преосвященным Филаретом. Почетным попечителем и вкладчиком на устройство домовой церкви и иконостаса стал князь Ф.А. Голицын.

Двор гимназии образовывали само здание гимназии и директорский трехэтажный дом, выходивший фасадом на Лопанский переулок (этот дом сохранился до наших дней в хорошем состоянии). В начале прошлого века в доме при гимназии с семьями жили директор Ф.Е. Пактовский, инспектор В.П. Ильинский, священник православного вероисповедания И.П. Артинский, исполняющий обязанности эконома П.М. Передельский и фельдшер И.А. Лашин. Коллектив гимназии состоял приблизительно из 30 человек, включая технических работников и врача, статского советника П.И. Кравцова. В гимназии преподавали: ксендз римско-католический Ф.Ф. Ковалевский, пастор евангелистско-лютеранской церкви К.К. Крамер, русский язык преподавали статский советник В.А, Лезин и В.К. Гальфтер, немецкий — О.Ф. Миллер и Б.А. Краевский, древние языки — статские советники Л.Н. Горкевич и Е. А. Черноусов, математику — коллежский асессор Н. И. Вещуров и статский советник Г. А. Силяков.

На протяжении многих десятилетий не прекращались благотворительные действия попечителей и родителей учеников по отношению к нуждающимся детям. Это было нормой жизни. С 1867 года в гимназии выдавались ежегодно пособия нуждающимся ученикам из капитала, собранного по подписке. С 1876 года в гимназии организовано общество помощи нуждающимся ученикам. Цель общества — помощь в оплате за обучение, выдача книг и пособий, доставление одежды, квартир и т.п. За счет средств общества куплены две десятины земли в Новом Кочетке, где в 1904 были построены дачи для слабых здоровьем воспитанников, что позволило детям проводить лето на природе. На этом деятельность общества не закончилась. Им был организован фонд с капиталом для выдачи стипендий ученикам без различий сословий и вероисповеданий. Денежные средства в фонд пожертвовали Зернистов, Вернадский, Григорьев, Костевской, Демченко, Сологубова, Картухина, Иванова, Чичковский, Хрущева.

Вторая гимназия просуществовала до времени установления власти большевиков. Сегодня трудно отыскать свидетельства судеб многих преподавателей, для которых с революционными событиями в стране настали «окаянные дни», как назвал эту эпоху писатель Бунин.

Известно, что в гимназии преподавали многие выдающиеся учителя, вследствие чего ее стены покинули выдающиеся ученики. От качества преподавания в современной школе зависит очень многое. Также большое значение имеет техническое оснащение преподавателя и то, какими программными комплексами он пользуется.
Например, если преподаватель не знает чем открыть oxps, то ему нужно уделить внимание самообразованию на соответствующих сайтах.

Выдающиеся выпускники

Их было не так много, однако нужно сказать, что ни одно из учебных заведений не воспитало столько известных личностей и выдающихся деятелей науки и культуры, как Вторая Мужская Харьковская гимназия.

Из числа окончивших курс обучения можно выделить много известных нам лиц. Руководили кафедрами или преподавали в университете и других высших учебных заведениях — историк, профессор и академик В.П. Бузескул; классик государственного права, правовед, профессор А.Д. Градовский; биолог, лауреат Нобелевской премии, академик И.И.Мечников, окончивший гимназию с золотой медалью; филолог, философ, общественный деятель, профессор Н.Ф. Сумцов, окончивший гимназию с серебряной медалью; выдающийся филолог-славист, член-корреспондент Петербургской Академии наук А.А.Потебня; ректор Харьковского университета А.А.Питра окончил гимназию с золотой медалью; профессор и ректор Харьковского университета Н.О. Куплеваский; директор технического института Е.Л. Зубашев. Окончившие гимназию в разное время А.Г. Левандовский, В.П. Тихонов, Н.В. Стоянов впоследствии стали директорами харьковских гимназий.

Очень высоким в гимназии был уровень преподавания искусств, особенно изобразительного, и в этом, в первую очередь, заслуга учителя рисования Д.И. Бесперчего, учившегося у Карла Брюллова. Самым известным из его питомцев стали художник Г.И.Семирадский (член Санкт-Петербургской Академии художеств, член-корреспондент Парижской академии изящных искусств, Кавалер французского Ордена Почетного легиона) и скульптур В.А. Беклемишев (ректор Санкт-Петербургской Академии художеств). Среди наиболее известных работ Семирадского — «Светочи Нерона» (в Краковском музее), «Христос и грешница», «Фрина в Элевзисе», «Христос у Марфы и Марии» (в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге).

Воспитанником Д.И.Бесперчего был и художник С.И. Васильковский, известный пейзажист, мастер украинской национальной живописной школы. Широко известны такие его произведения, как «Степь весной в Малороссии», «Запорожец на разведках», «Казаки в степи» и другие.
Вторую гимназию закончил композитор Н.В. Лысенко, основоположник украинской классической музыки, автор всемирно известных опер «Наталка-Полтавка» и «Тарас Бульба».

Талантливые педагоги

Конечно, такая плеяда выдающихся выпускников 2-й гимназии неслучайна. В формировании талантливых личностей сыграли большую роль и преподавали, и руководители гимназии. Это, прежде всего, Н.Ф. Одарченко и Ф.Е. Пактовский, оставшиеся в памяти своих потомков как люди, очень похожие друг на друга в работоспособности, обладавшие богатыми умственными способностями, необыкновенной памятью, начитанностью и главное — они были выдающимися педагогами и великолепными администраторами, а уровень их профессионализма был намного выше уровня их современников.

Другие материалы рубрики


  • Древнерусский город Новгород-Северский — центр небольшого удельного княжества, входившего территориально в состав Черниговских земель, возможно так и остался бы ничем не примечательным удельным городком, если бы не произошли события, ставшие знаковыми для Руси конца XII в. До сих пор они вызывают живой интерес у исследователей, и их нельзя считать полностью разгаданными. Пожалуй, ни одно историческое событие древнерусской истории не собрало такую огромную библиотеку научных и научно-популярных публикаций, как исследования в области изучения обстоятельств похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185г. на половцев и его поэтического описания «Слова о полку Игореве», где упоминалась река Каяла.
    Более 200 лет исследователями предпринимались попытки найти Каялу, но стоит признать, что они так и остались в области предположений, версий и гипотез. Таинственной и загадочной предстает перед нами Каяла. Большинство исследователей видело в Каяле именно реку, и применяя этимологические, историко-географические знания, скрупулезно изучая старинные карты XVI-XVIII в.в., пытались выйти на след Каялы. В науке принято несколько этимологических решений названия этой неуловимой реки. Сторонники версий проникновения Игоря в глубь половецких территорий считали, что этимологическое решение названия Каялы стоит искать, исходя из тюркского слова — Каja «скала, утес» (К. Менгес), размещая ее в районах Приазовья, ведь русла многих рек в этом регионе проложены в архейских гранитах.



  • ...Дашкевич был строителем города Чигирина. Неоднократно совершал нападения на русские приграничные города. В 1521 году крымский хан Махмет-Гирей предложил Дашкевичу с его людьми принять участие в набеге на Московское государство. От Воронежа до самой Москвы были сожжены все деревни и города. После отпора под стенами Москвы крымчаки внезапно схватили Дашкевича с его людьми и обратили в пленников, но ему удалось бежать. В отместку Дашкевич в 1523 году напал на Очаков, а затем опустошил множество аулов в Крыму. В 1528 году вместе с Предславом Лянцкоронским и большим отрядом казаков, трижды разгромив татарские отряды, опять разорил Очаков, забрав 500 коней и 30 тысяч голов скота.



  • ...А если прочитать фрагмент «Див кличет верху древа, велит послушати земли незнаеме Волзе, и Поморию и Посулию, и Сурожу и тебе Тмутораканьский болван» в обратном направлении, то получаем «навел биы кесана ко роту мете бе ти юну сроки ужо Русию (Русилию?) усопи юиром опие зелевеме …» Какое уж тут благосклонное отношение к Ольговичам! Как вариант, «и юну сорок и ужо» — и успел уже Русь погубить! В этом случае этот фрагмент можно рассматривать как датирующий фактор, поэма могла быть написана в 1190 г., когда Игорю было 40 лет! Фрагмент «СПИ» о Всеславе в обратном чтении «и волком до Немиги с Дудуток» звучит «уду де се игимен (игумен!) одимо Килови»! По Ипатьевской летописи, в 1190 г. в связи со смертью Белгородского епископа Максима, Рюрик назначил епископом своего духовного отца «игумена святого Михаила, Андреяна Выдобичского», который переселился в Белгород...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • К середине XІX ст. в силу субъективных и объективных причин Османская империя оказалась в стадии глубокого политического и экономического кризиса. И только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану Махмуду II, падишаху Высочайшего Османского государства, халифу, а после его смерти султану Абдул-Меджид I, дважды — в 1831 и в 1839 годах — избежать завоевания Константинополя непокорным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, Порте [в переводе — врата. Иными словами, турецкое правительство — канцелярия великого визиря (самого главного министра) и дивана (высшего органа исполнительной, законодательной или законосовещательной власти)] необходимо было решать проблемы, связанные с борьбой православных народов Балкан и других регионов за независимость, освобождение от османского влияния. Вооруженные восстания в Валахии и Молдове в 1821 г., в Черногории в 1852–1853 гг. создавали напряженную политическую обстановку в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Весной 1630 г. Федорович возглавил антипольское восстание. В марте 10-тысячное нереестровое казаческое войско выступило с Запорожской Сечи. В апреле-мае 1630 г. войска Федоровича заняли Киевщину и Полтавщину. На протяжении трех недель в районе Переяслава шли бои с армией коронного гетмана С. Конецпольского. Поляки терпели поражение и предложили подписать мирный договор. 29 мая 1630 г. казаческая старшина подписала с Конецпольским Переяславское соглашение. Федорович с частью казаков, которые не приняли данное соглашение, отошел на Запорожье. Попытка поднять новое восстание закончилась безрезультатно. Вскоре гетманом нереестрового казачества был избран Т. Орендаренко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ... Переговоры закончились секретным договором между Россией и Китаем, в котором Россия обязалась защищать китайские владения от всяких агрессивных действий со стороны Японии. Китайская же сторона предоставила возможность провести магистраль по прямой от Читы до Владивостока через свою территорию. Было условлено, что русские будут иметь под эту дорогу полосу отчуждения, находящуюся под юрисдикцией России, с собственной полицией и охраной. Для организации строительства было создано Общество Китайско-Восточной железной дороги, официально — частное, но реально находившееся в распоряжении правительства. Предполагалось, что магистраль будет принадлежать России в течение восьмидесяти лет...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Русскую самодержавную монархию принято считать глубоко традиционным институтом, освященным веками и пустившим цепкие корни в национальном характере. Правда, широко известен остроумный афоризм госпожи де Сталь, как-то заметившей, что русская форма правления есть «самовластье, ограниченное удавкою», или, в другом переводе, «самодержавие, ограниченное цареубийством». Но обычно этой сентенции не придают того значения, которого она заслуживает. Берусь утверждать, что классическая абсолютная монархия на русской почве — цветок довольно экзотический, невесть как сюда занесенный, а строем, действительно отвечающим национальным традициям, является аристократическая республика, правда, принимающая очень своеобразные формы. Глава государства, хоть и с большими полномочиями, чаще всего, по сути, был выборным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Предок Н.В. Гоголя. Гетман Правобережной Украины. Сподвижник Богдана Хмельницкого, полковник брацлавский, подольский или поднестрянский. После восстановления власти Польши над правобережной Малороссией, Гоголь сохранил свое полковничество, но несколько раз еще восставал против поляков, стремясь присоединить к России и правый берег Днепра. Позднее он присоединился к Дорошенко и оставался на его стороне даже тогда, когда на Переяславской раде 1674 г. все другие правобережные полковники признали Самойловича гетманом обеих сторон Днепра. После низложения Дорошенко Гоголь оставался под покровительством Турции; но когда в 1675 г. король Ян Собеский занял Брацлавщину, Гоголь сдал ему находившиеся в его власти города и сам перешел на сторону поляков. В 1676 г. он получил от польского правительства титул гетмана, с которым не соединялось, однако, действительной власти, так как поляки не могли удержаться в Брацлавщине перед новым походом турок. Гоголь, с признававшими еще его власть казаками, был переведен в польское Полесье. Большинство казаков вскоре перебежало на левый берег Днепра, к Самойловичу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В 1722 г. вышел указ, разрешающий принимать на заводы беглых крепостных, не возвращая их владельцам. Таким образом, правительство явно предпочитало интересы заводчиков, интересам традиционных землевладельцев. Правда в 1724 г. правительство, идя на уступки этим последним, вынуждено было запретить прием беглых и беспаспортных, но уступка не была полной. Квалифицированного рабочего заводчик имел право оставить у себя, уплатив бывшему владельцу установленную правительством стандартную компенсацию — 50 руб. Одновременно вышел указ, приравнивающий трудовую повинность на заводе к воинской повинности: «С приписных слобод и заводов рекрут не брать, а сколько когда по генеральным расположениям надлежит быть с тех слобод рекрут во взятье, то оных определять в заводские работы и обучать всякому мастерству».



  • ...В учебно-воспитательном процессе квалифицированные преподаватели стремились чтобы кадет был грамотным, культурным, смелым и сильным. Будущих офицеров учили математике, химии, словесности, иностранным языкам, этикету, верховой езде, хореографии и другим дисциплинам. В кадетском корпусе устраивались подвижные игры, спортивные соревнования, спектакли, а также балы, на которые приглашали гимназисток. Автор настоящей статьи в далеком 1970-м году, во время посещения племянника, у входа КПП Сумского артиллерийского Училища услышал разговор двух старушек, которые глядя на курсантов, приглашавших девушек на танцы, в пол-голоса вспоминали — какие были в кадетском корпусе балы до революции. Кадеты выходили приглашать гимназисток в парадной форме — с эполетами и шпорами. И, по оценке старушек, выглядели они представительнее современных курсантов...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5