Вторая харьковская гимназия

Ср, 07/31/2013 - 18:55

Н.Ф. ОДАРЧЕНКО
Николай, 1835 года рождения, был старшим среди трех братьев в семье земского врача из Лебедина Харьковской губернии. Он и его средний брат учились во 2-й мужской гимназии г. Харькова. Средний брат, окончив Императорский Харьковский университет, медицинский факультет, организовывал конкурсы для педагогов Радуния, а по семейной традиции служил в Харьковской губернии земским врачом. Младший брат, Михаил, окончил 1-ю Харьковскую гимназию в 1855 году, получил высшее образование на медицинском факультете Императорского Харьковского университета и служил военным врачом в Апшеронском полку.

Судьба Николая Одарченко складывалась неоднозначно. Основательно подготовленный, в августе 1847 года он потерпел неудачу при поступлении в гимназию: забыл или не знал в числе исключений латинское название одного аптекарского растения.

В следующий, 1848 год, он поступает во второй класс той же гимназии. Классы тогда были многолюдными, состояли из 80-90 учеников. В такой обстановке учиться было нелегко. Под руководством талантливого преподавателя В.И. Дементьева мальчик научился с легкостью решать головоломные математические задачи. В 6-м классе здоровье изменило ему, возможно, сказалось переутомление. Он оставил гимназию. Во время учебы Николай продемонстрировал склонность к глубокому анализу, но доброе и чуткое сердце влекло его к другим сферам. Товарищи полагали, что ему предстоит профессорская деятельность, но ошиблись — он выбрал скромную стезю учителя и угадал свое призвание.

В 1854 году, 19 лет от роду, Н.Ф. Одарченко поступает в университет на историко-филологический факультет, хотя в то время в университет поступали в 17 и даже в 16 лет. Как студент с выдающимися умственными способностями и с богатым запасом знаний, Николай обратил на себя внимание солидных представителей университетской науки: Н.А. Лавровского — профессора педагогики, П.А. Лавровского — профессора славянских наречий, А.П. Рославского–Петровского — профессора всеобщей истории, А.П. Зернина — профессора русской истории. Однако отношение самого студента к лекциям определялось большею или меньшею образовательною пользою читаемых преподавателями курсов.
В 1861 году Одарченко получил место преподавателя истории во 2-й гимназии, с 1877 года преподавал греческий язык в Белгородской гимназии. Преподаватель 2-й гимназии М. Халанский так отзывался о талантливом преподавателе: «Самые восторженные воспоминания об Одарченко, почти культ Николая Филипповича я застал в Белгороде, после перехода его во 2-ю гимназию; столь же благодарную память оставил он по себе и во 2-й гимназии».

Способность находить общее в частных явлениях или возводить частности к общему роднило Одарченко с профессором Харьковского университет А.А. Потебней, и часто в своей деятельности и взглядах на грамматику талантливый педагог становился на точку зрения известного ученого.

На протяжении педагогической деятельности Одарченко, кроме руководства 2-й гимназией, состоял председателем педагогического совета женской гимназии Д. Оболенской, директором Белгородской гимназии. Как директор он в совершенстве отвечал задачам своей службы. В последние два года жизни Н.Ф. Одарченко усиленно заботился о приведении в лучший вид фундаментальной библиотеки при 2-й гимназии и в значительной степени достиг этого.

Ф.Е. ПАКТОВСКИЙ (прадед автора)
Сведения польского гербовника К. Нисецкого говорят, что фамилия Патковских была известна в Венгрии и Подольской губернии с 1648 года. Надо сказать, что с конца XVII и до середины XVIII столетия были характерны перемещения населения из западных губерний в восточные, вплоть до Волги. Вследствие таких миграций происходили видоизменения труднопроизносимых последовательностей букв, и так, возможно, возник новый вариант старинной фамилии — Пактовский.

В семейных архивах сохранилось несколько документов, связанных с жизнью и деятельностью Ф.Е. Пактовского. Памятный адрес 25-летия педагогической службы за 1909 год сам по себе редкий и уникальный документ по причине подлинности подписи преподавателей, родителей учеников и именитых людей города, с искренним уважением и благодарностью относившихся к Ф.Е. Пактовскому и его деятельности на посту директора 2-й мужской гимназии. Среди лиц, подписавших адрес — Дунаевский, Ольминский, Гиршман, Синельников, Кузин, Сушков, Оболенский, Буткевич, Логвиненко, Кравцов, Карпенко, Татаринов, Краснов, Халанский, Игнатов, Ландсберг, Берман и многие другие харьковчане, в том числе и оставившие след в истории родного города.

В газете «Южный край» был опубликован и сохранен в семейном архиве портрет Федора Егоровича в честь его 25-летия педагогической деятельности. Сохранилась копия удостоверения, выданная Отделом народного просвещения г. Феодосии за №787 от 2 декабря 1920 г., о том, что Пактовский служил в должности председателя педагогического Совета Учительского института.

Бережно сохраняли потомки Ф.Е. Пактовского его литературный очерк «Русские на войне» по произведениям М. Гаршина и Л.Н. Толстого (Издание типо-литографии В.И. Холуянова. Моршанск, 1905г.), сбор средств от продажи которого был пожертвован на нужды войны; а также обложки детских книг, изданных Ф.Е. Пактовским, его фотографии. Архивы, к которым обращался автор, и печатные издания «Харьковских календарей», говорят, что к должности директора гимназии в Харькове он приступил в 1906 году в звании действительного статского советника, кавалера трех орденов св. Станислава, двух орденов св. Анны и двух орденов св. кн. Владимира.

Другие материалы рубрики


  • ...Началась жестокая партизанская война с поляками. «С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко». Поляки, при помощи литовского гетмана Радзивила, разбили казаков и взяли Любеч, Чернигов и Киев. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый Белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Хмельницкого в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселения в пределы Московского государства приняли характер массового движения. Хмельницкий старался задержать его, но безуспешно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...В учебно-воспитательном процессе квалифицированные преподаватели стремились чтобы кадет был грамотным, культурным, смелым и сильным. Будущих офицеров учили математике, химии, словесности, иностранным языкам, этикету, верховой езде, хореографии и другим дисциплинам. В кадетском корпусе устраивались подвижные игры, спортивные соревнования, спектакли, а также балы, на которые приглашали гимназисток. Автор настоящей статьи в далеком 1970-м году, во время посещения племянника, у входа КПП Сумского артиллерийского Училища услышал разговор двух старушек, которые глядя на курсантов, приглашавших девушек на танцы, в пол-голоса вспоминали — какие были в кадетском корпусе балы до революции. Кадеты выходили приглашать гимназисток в парадной форме — с эполетами и шпорами. И, по оценке старушек, выглядели они представительнее современных курсантов...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • С появлением на вооружении союзной армии штуцеров (почти вся английская армия и до трети французской были вооружены новыми нарезными ружьями), превосходившими гладкоствольные ружья русских скорострельностью, кучностью и дальностью стрельбы, начинает широко применяться снайперская тактика боя. Поэтому сражение при Альме было одним из первых, где был массированно применен рассыпной строй пехоты. С появлением стрелков, вооруженных штуцерами, в тактике легкой пехоты происходят изменения, вызванные дальнобойностью их ружей. Уже с 40-х годов повсеместно появляется новая легкая пехота, и прежний рассыпной строй постепенно приобретает новые формы, знаменующие собой зарождение новой тактики для всей пехоты — стрелковой цепи в ее полном понимании.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Императрица Анна правила десять лет. Это правление не оставило по себе добрую память. Анну не любили, зло называли «немкой». Между прочим, несправедливо. В действительности, она последняя из российских монархов не имела в своих жилах ни капли немецкой крови. Ее отцом был сын Алексея Михайловича Романова и урожденной княжны Милославской Иоанн V, матерью — царица Прасковья, урожденная Салтыкова. Мрачную тень на царствование наложили репрессии против действительных и мнимых заговорщиков, учреждение Канцелярии тайных розыскных дел. Вместе с тем, правление дочери Ивана V было не лишено определенных позитивных наработок. В их числе можно назвать довольно успешную внешнюю политику на западе (возведение на польский престол ставленника России Августа III), расширение жизненного пространства русского народа дальше на юг.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Несмотря ни на что, в годы, предшествовавшие Крымской войне, Россия, Франция и Англия продолжают конкурировать за влияние не только на Балканах, но и на Ближнем Востоке, и все с той же Турцией.
    Катализатором в Крымской войне, можно с уверенностью сказать, были религиозные различия. Так, поводом для ее начала послужила распря между католическим и греко-православным ортодоксальным (от греч. «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие» — твердость в вере или следовании какому-либо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консерватизм, тип религиозного сознания) духовенством, вспыхнувшая из-за обладания религиозными святынями христиан (ключами от Вифлеемского и Иерусалимского храмов) в Палестине. В течение многих лет и та, и другая стороны громко заявляли о своих правах на храм Рождества Христова в Вифлееме (православные) или на храм Гроба Господня в Иерусалиме (католики). За православными стояла Россия во главе с императором Николаем І, интересы католиков защищала Франция во главе с императором Наполеоном III. Султан Османской империи, на территории которой находились эти храмы, передал ключи католикам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...А если прочитать фрагмент «Див кличет верху древа, велит послушати земли незнаеме Волзе, и Поморию и Посулию, и Сурожу и тебе Тмутораканьский болван» в обратном направлении, то получаем «навел биы кесана ко роту мете бе ти юну сроки ужо Русию (Русилию?) усопи юиром опие зелевеме …» Какое уж тут благосклонное отношение к Ольговичам! Как вариант, «и юну сорок и ужо» — и успел уже Русь погубить! В этом случае этот фрагмент можно рассматривать как датирующий фактор, поэма могла быть написана в 1190 г., когда Игорю было 40 лет! Фрагмент «СПИ» о Всеславе в обратном чтении «и волком до Немиги с Дудуток» звучит «уду де се игимен (игумен!) одимо Килови»! По Ипатьевской летописи, в 1190 г. в связи со смертью Белгородского епископа Максима, Рюрик назначил епископом своего духовного отца «игумена святого Михаила, Андреяна Выдобичского», который переселился в Белгород...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • К середине XІX ст. в силу субъективных и объективных причин Османская империя оказалась в стадии глубокого политического и экономического кризиса. И только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану Махмуду II, падишаху Высочайшего Османского государства, халифу, а после его смерти султану Абдул-Меджид I, дважды — в 1831 и в 1839 годах — избежать завоевания Константинополя непокорным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, Порте [в переводе — врата. Иными словами, турецкое правительство — канцелярия великого визиря (самого главного министра) и дивана (высшего органа исполнительной, законодательной или законосовещательной власти)] необходимо было решать проблемы, связанные с борьбой православных народов Балкан и других регионов за независимость, освобождение от османского влияния. Вооруженные восстания в Валахии и Молдове в 1821 г., в Черногории в 1852–1853 гг. создавали напряженную политическую обстановку в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...В 1722 г. вышел указ, разрешающий принимать на заводы беглых крепостных, не возвращая их владельцам. Таким образом, правительство явно предпочитало интересы заводчиков, интересам традиционных землевладельцев. Правда в 1724 г. правительство, идя на уступки этим последним, вынуждено было запретить прием беглых и беспаспортных, но уступка не была полной. Квалифицированного рабочего заводчик имел право оставить у себя, уплатив бывшему владельцу установленную правительством стандартную компенсацию — 50 руб. Одновременно вышел указ, приравнивающий трудовую повинность на заводе к воинской повинности: «С приписных слобод и заводов рекрут не брать, а сколько когда по генеральным расположениям надлежит быть с тех слобод рекрут во взятье, то оных определять в заводские работы и обучать всякому мастерству».



  • Русскую самодержавную монархию принято считать глубоко традиционным институтом, освященным веками и пустившим цепкие корни в национальном характере. Правда, широко известен остроумный афоризм госпожи де Сталь, как-то заметившей, что русская форма правления есть «самовластье, ограниченное удавкою», или, в другом переводе, «самодержавие, ограниченное цареубийством». Но обычно этой сентенции не придают того значения, которого она заслуживает. Берусь утверждать, что классическая абсолютная монархия на русской почве — цветок довольно экзотический, невесть как сюда занесенный, а строем, действительно отвечающим национальным традициям, является аристократическая республика, правда, принимающая очень своеобразные формы. Глава государства, хоть и с большими полномочиями, чаще всего, по сути, был выборным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Официальным документом о возведении укрепленной линии служит указ Военной Коллегии на имя генерал-майора от фортификации Дебриньи от 25 мая 1730 г., которым предписывается ему осмотреть места между реками Орелью и Северным Донцом, с целью построения там крепости или линии для охраны южных пределов от набегов крымских татар. Очень может быть, это поручение было следствием представления проекта графа Вейсбаха. 15 января 1731 года инструкция Правительствующего Сената на имя сенатора генерал-майора Тараканова и генерал-майора Дебриньи говорила о формировании в Украине 20 полков, для образования из них поселений. «…А для лучшего охранения той Украины между речками Северским Донцом по Берестовой, Орели речками и по Северскому Донцу сделать линию и, усмотря, где опасные места к проходу неприятельскому, сделать крепости и поселить из тех же украинских полков, где сколько будет возможно, при тех местах в близости…» Местность на всем протяжении, где должна проходить линия, представляла обширную равнину, пересеченную множеством речек и ручьев, протекавших в оврагах.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3