Выдающиеся женщины-математики

Пнд, 06/01/2015 - 17:01


Гипатия (Ипатия) Александрийская

ГИПАТИЯ (ИПАТИЯ) АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ (370 — 415 гг. н. э.)

История нашей следующей героини такая же мрачная, как и эпоха, в которой она произошла. Скажем сразу, не очень много достоверных сведений сохранила история о Гипатии Александрийской. Это женщина, чьих конкретных математических достижений я не смогу вам назвать, — до наших времен ее труды не сохранились.
Ее судьба в некотором смысле сложилась до рождения. И дело тут, конечно, не в том, что звезды так стали или добрая фея (в случае Гипатии уместнее сказать — злая фея) наколдовала. Причинами стали место и семья, в которой появилась Гипатия, а именно — она родилась в Александрии Египетской, в семье Теона. Александр Македонский, завоевав Египет, решил здесь построить своеобразный памятник своего величия, и в качестве памятника он решил основать город. Город он скромно назвал Александрия, а так как такие памятники он регулярно «ставил» и в других завоеванных землях, то, чтобы не путаться, стали добавлять, где именно находится та или иная Александрия. Александрия Египетская была не простым городом. Во-первых, строилась она строго по плану, улицы там были ровные и шли параллельно друг другу, было там много чего (например, одно из семи чудес света — Фаросский маяк), но самым славным местом была Александрийская библиотека. В ней были собраны все книги древности. Но за долгие годы она несколько раз страдала от пожаров и несколько раз восстанавливалась. В итоге она переехала в прекрасное место, храм Серапсиса — Серапиум. Возле библиотеки находился Мусейон, гордость Египта, — самая крупная научная школа. В этой школе жил и трудился математик и механик Теон, в семье которого в 370 г.н.э. (дата на самом деле неточная) родилась Гипатия. С детства она пристрастилась к занятию наукой. Изучала геометрию, любила с отцом наблюдать за звездами, сама мастерила приборы для наблюдений. Она была еще молодой, а у нее уже появились свои ученики.

Но времена были, к сожалению, неспокойными. За более чем полвека до этого император Феодосий объявил христианство официальной религией Римской империи. Теперь во всех землях происходил процесс жесточайшей и кровавейшей христианизации населения, которое неохотно бросало старую веру. Наряду с местной властью все сильнее проявляла себя власть религиозная. Религиозные фанатики кричали со всех углов о необходимости разрушить старые храмы и памятники, многие из которых являлись настоящими произведениями искусства. Но самыми страшными были покушения на науку. Так получилось, что новая эра сменяла старую не просто своим развитием и повсеместным распространением, но посредством тотального уничтожения своей предшественницы, из которой она, собственно, и произрастала.

Александрийский епископ Феофил вел последовательную и методичную политику по ликвидации языческих храмов. Серапиум тоже не давал покоя епископу, он настойчиво добивался у властей его уничтожения. И вот черный день настал. Толпа религиозных фанатиков ворвалась в Серапиум, круша все на своем пути. Мигом была разграблена сокровищница храма. Ученые взяли в руки оружие и стали оборонять вход в книгохранилище, но силы были неравными. Многие пали. Гипатия наблюдала все это из окна своей комнаты. Отец приказал двум рабам не выпускать ее, благодаря чему ей посчастливилось выжить. Александрийская библиотека вновь (как минимум в третий раз) была сожжена. Многие ученые тогда покинули Александрию и подались кто куда. Но Теон решил остаться. Жизнь продолжалась. Теон и Гипатия поселились в другом доме, продолжали преподавать математику, механику, философию, астрономию. Слава о Гипатии разошлась по всему свету. Многие добивались того, чтобы стать ее учениками. Считалось, что она лучше всех излагает философию. Многие видные деятели того времени в свое время были ее учениками. Осталось несколько ссылок на ее математические труды, современники очень похвально отзывались о них. Очевидно, за свою жизнь Гипатия написала немало книг, но до нашего времени ничего не сохранилось. Почему так произошло, мы укажем далее.
А тем временем Феофил старел. Епископство в те времена было должностью выборной (притом всенародно), однако еще при жизни Феофил объявил, что сделает все, чтобы его пост не попал в руки чужаку. Так и получилось — после его смерти путем вооруженного мятежа место епископа занял его племянник Кирилл.

Кирилл был достойным преемником своего дяди. Он активно продолжил начинания Феофила в борьбе с язычниками и также всячески старался упрочить религиозную власть. К этому времени уже вышли указы императоров Феодосия Второго и Гонория, в соответствии с которыми математики должны были явиться к епископу, отречься от своих мыслей и публично спалить список своих заблуждений. Гипатию и ее школу эти указы каким-то чудом не коснулись.

Кирилл постепенно забирал власть у префекта Александрии, которого звали Орест. Умело используя радикально настроенных фанатиков, он разнообразными интригами окончательно запугал Ореста. Все это происходило в течение многих лет, на протяжении которых Гипатия выполняла клятву, которую она дала отцу: «не вмешиваться в дела церковные и государственные». Возможно, ее отец был прав, полагая, что в темные времена основная задача ученого — передать науку следующим поколениям. Но однажды Гипатия не выдержала и подвергла критике слова Кирилла, в которых он по-своему трактовал философов. По нашим меркам это чепуха, но в условиях все более усиливавшейся тирании этого терпеть не станут. Не стал терпеть и Кирилл. Гипатия со своей школой уже давно стала чуждым элементом в государстве, которое строили христианские лидеры того времени, но ее не трогали по трем причинам. Во-первых, это авторитет Гипатии — многие государственные мужи были ее учениками. Во-вторых, она никогда не вмешивалась в дела государства. В-третьих, у нее, возможно, была лучшая школа того времени — лучше, чем в Риме, — а это тешило самолюбие даже Кирилла, тоже, кстати, в прошлом ученика Гипатии. Но Гипатия неосторожно ступила на зыбкую почву политических дрязг и религиозных разборок.

Вот как А.Штекли описывает ее убийство: «Гипатия возвращалась домой в носилках. На одной из улиц, поблизости от церкви Кесарион, стоявшей у моря, дорогу ей вдруг преградили монахи. В мгновение ока по чьему-то сигналу на улицу высыпала толпа нитрийских пустынников и парабалан. Ими распоряжался чтец Петр. Гипатию подстерегли. Засада. Бесполезно кричать и звать на помощь. Она окружена стеной неумолимых врагов. В руках у них камни, палки, куски черепицы, острые раковины, подобранные на берегу. Ее стащили с носилок, швырнули на землю, поволокли к церкви. Там — в священнейшем для каждого христианина месте! — монахи, сорвав с нее одежды, принялись ее бить. Гипатию били нещадно, били с исступлением, били остервенелые фанатики, били, когда она давно уже была мертвой. Останки ее выволокли из церкви и потащили на площадь, где заранее был разожжен огромный костер».

Так в 415 г. не стало великого ученого, математика и философа, великой женщины. После этого было уничтожено все, что могло бы напоминать о Гипатии. Поэтому мы не имеем ее, возможно замечательных, трудов.

Другие материалы рубрики


  • Греческие мифы были подробно записаны еще тогда, когда они были живым элементом духовной жизни Древней Эллады, и в таком виде сохранились до наших дней. С германской мифологией мы знакомы благодаря Снорри Стурлусону, исландскому поэту, создавшему Младшую Эдду (книгу скандинавских преданий) в XIII в., лет через двести после официального принятия Исландией крещения, можно сказать, по свежим следам. К сожалению, в распоряжении историков и культурологов нет ясного, связного и достоверного изложения религиозных представлений славян дохристианской эпохи. Мы имеем лишь отрывочные сведения. Упоминания о древних славянских богах можно найти в христианских средневековых летописях, записках арабских путешественников, воспоминаниях образованных византийцев, которым часто доводилось общаться со славянами. Но все эти упоминания довольно смутны. Авторы не желают вдаваться в подробности. Важную информацию дают археологические находки культовых изображений дохристианской эпохи, однако в этом случае приходится строить догадки, кого именно изображает найденный в земле кумир, что означают те или иные детали его внешности. Довольно много можно почерпнуть, изучая фольклорные сюжеты, обряды и поверья, которые и поныне живы в крестьянской среде. Но информация в них как бы зашифрована. Те, кто пересказывает дошедшие из невероятной древности сказки и заговоры, часто сами не понимают, что именно они означают.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.
    С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Другой пример расправы монополистов с профсоюзом можно найти в анналах Управления, в которых рассказывалось о подавлении стачки на заводах «Рэмингтон Рэнд» в г. Илионе. Введение чрезвычайного положения, наводнение города вооруженной охраной, патрулировавшей улицы, полная изоляция рабочих от внешнего мира и неограниченный произвол фабрикантов из «Рэмигтон Рэнд» — такова была картина, продемонстрировавшая бессилие НУТО. Длинный список подобных примеров можно было бы продолжить...



  • Чем нас влечет будущее? Нашим разумом владеет неуемное желание узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество и определит облик следующей эпохи. Эта жажда познания подталкивает ученых исследовать будущее, создавая его теоретические модели. В общей массе футурологических прогнозов встречаются такие, в которых ведется речь о системном масштабном кризисе и ставится вопрос о завершении планетарного цикла истории. В других же, наоборот, говорится о вариантности будущего — веере различных сценариев грядущего. Что же ожидает нас в дальнейшем: финал или новый виток развития? И какие моменты необходимо учитывать при создании объективной картины будущего?

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Бывают два цветка. Две рыбы. Два камешка. И бывают (по крайней мере, 50 лет тому назад еще бывали) люди, настолько первобытные, что они в своем языке обозначали два цветка одним словом, а для трех цветков существовало совсем другое слово и т.д. Они не улавливали, что между двумя цветками и двумя рыбами есть нечто общее — их число, не умели считать, не мыслили числовыми категориями. Естественно, что математики у них тем более не было.
    Чем занимается математика? Она освобождает от конкретной ткани вещей и явлений такие их характеристики, как количество, формы, отношения между ними, и получает их абстрактные схемы — по сути дела упрощенные модели, — лишенные подробностей конкретного содержания. С одной стороны, поступая так, она сильно обедняет реальный мир, а с другой — ее модели приобретают неслыханную универсальность, позволяющую применять их далеко за рамками того материала, на котором они строились. Но самое главное, пожалуй, в том, что они позволяют накладывать их на реальный мир и определять степень их соответствия ему — то есть быть рабочими гипотезами, проверяемыми экспериментально.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная и не проверенная информация. Если она достоверна, то ее и определяют словом «информация». Если она недостоверна, то… говорят что это вранье, а если не столь грубо, то, что это слухи или сплетни. С течением времени слухи могут подтверждаться теми или иными фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в достоверную информацию. Причем слух — понятие относительное: то, что было слухом в одну эпоху, может стать достоверным сообщением в другую.
    Что же касается причины их столь стремительного распространения, то вот эта тайна занимает умы очень многих людей до сих пор…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Мы все знаем, что слово может созидать — и слово может разрушать! Но, пожалуй, нет и не будет лучшего примера, как словами была разрушена великая держава, чем пример с советской печатью в СССР…
    А начиналось все со свободы печати!
    Еще в своей работе «Что делать?» В.И. Ленин назвал газету не только коллективным агитатором, но и организатором — мол, людей информированных проще поднять на соответствующие политике партии свершения. Поэтому-то почти сразу после Великого Октября все оппозиционные газеты и журналы в стране и были закрыты, чтобы некому было сеять сомнения в умах людей. Теперь «правду» о жизни в стране и за рубежом советским гражданам сообщали только лишь советские издания, и, надо сказать, на первых порах они действительно ее сообщали!



  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Надо быть крайне осторожным и взвешенным в оценках, когда сталкиваешься с такой огромной и неоднозначной страной, как Америка (хотя это и очень непросто). Чтобы представить себе жизнь в новоанглийской деревне, нужно раз и навсегда отрешиться от предрассудков. В сороковые годы прошлого века историк Льюис Мэмфорд высмеял излишне идеализированное представление об американцах как об отважных «пионерах», будто бы сбросивших ветхие одежды Европы и создающих новые формы социально-экономической жизни. В действительности, писал он, в поселениях Нового Света «вспыхнули в последний раз потухающие отблески средневекового строя». Впрочем, в Новой Англии условия были все же иными, чем в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2