Загадки Хараппской цивилизации

Вс, 02/01/2015 - 17:04
Найденные при раскопках украшения, среди них — деревянное ожерелье, жемчуг
Быки, запряженные в арбу (детская игрушка, найденная в раскопках хараппской цивилизации)


Горожане

Археолог Л.Готтрель, работавший в Хараппе в 1956 году, считал, что в подобных городах-казармах можно встретить не людей, а дисциплинированных муравьев. «В этой культуре, — писал археолог, — было мало радости, но много работы, и материальное играло превалирующую роль». Однако ученый ошибся. Силу хараппского общества составляло именно городское население. По заключениям нынешних археологов, город, несмотря на архитектурную безликость, был заселен людьми, не страдавшими от меланхолии, а, напротив, отличавшимися завидной жизненной энергией и трудолюбием.

Чем же занимались жители Хараппы? Лицо города определяли купцы и ремесленники. Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду — по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из нее инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика. Изделия тогдашних мастеров имели уже неповторимый облик, своего рода древнеиндийский дизайн, сохранившийся до наших дней. Например, сегодня в крестьянских домах, расположенных в районах раскопок Хараппы и Мохенджо-Даро, в домашнем обиходе встречаются вещи, которые поразили археологов своим «протоиндийским» обликом. Это обстоятельство только подчеркивает слова основателя Индийского государства Дж.Неру: «На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию».

Что лежит в основе такого постоянства? Антрополог Г.Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу, что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность. Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.

Между 2600 и 1900 годами до н. э. общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше.

Протоиндийская цивилизация не случайно возникла на берегах Инда. Как в Египте и в Месопотамии, река была основой жизни: она приносила с верховьев плодородный ил и, оставляя его на обширных берегах поймы, поддерживала высокое плодородие земли. Земледелием люди стали заниматься в девятом-седьмом тысячелетиях. Теперь они уже не должны были с утра до ночи охотиться или собирать съедобную зелень, у человека появилось время для размышлений, для изготовления более совершенных орудий труда. Стабильные урожаи дали человеку возможность развиваться. Возникло разделение труда: один — пахал землю, другой — делал каменные орудия, третий — менял изделия ремесленника в соседних общинах на то, что его соплеменники не производили.

Эта неолитическая революция произошла на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Инда. Археологи в Индии раскопали уже позднюю ее фазу — когда Хараппа и другие города достигли известного совершенства. Люди, занятые сельским трудом, к этому времени уже научились возделывать многие культуры: пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут (здесь же родина хлопчатника и риса). Разводили кур, коз, овец, свиней, коров и даже зебу, занимались рыболовством и собирали съедобные плоды, выращенные самой природой.

В основе благополучия Хараппской цивилизации лежало высокопродуктивное земледелие (снимали два урожая в год) и скотоводство. Открытый в Лотхале искусственный канал длиной 2,5 километра позволяет сделать вывод о том, что в сельском хозяйстве использовалась ирригационная система.
Один из исследователей Древней Индии российский ученый А.Я.Щетенко так определяет этот период: благодаря «великолепным аллювиальным почвам, влажному тропическому климату и близости к передовым очагам земледелия западной Азии уже в IV-III тысячелетиях до н. э. население долины Инда значительно опережает в прогрессивном развитии южных соседей».

Другие материалы рубрики


  • Загадочные объекты и явления в околоземном пространстве наблюдались всегда. Не зная их природы и причин возникновения, человек объяснял их, исходя из своего опыта, своих знаний. В доисторические времена, в эпоху древнего мира и в средние века небесные объекты и явления, как правило, связывались с божественной природой.
    Развитие наук и технологий в имеющиеся истолкования привнесло новые. Так, в XIX в. некоторые небесные объекты ассоциировались с появившимися воздушными шарами, чуть позже — с дирижаблями, затем — с аэропланами.
    Распространению сведений о загадочных небесных объектах и явлениях способствовало изобретение и развитие средств телекоммуникаций, развитие средств массовой информации (СМИ).
    К середине ХХ в. о небесных объектах и явлениях заговорила значительная часть населения Земли, проживающая в развитых странах. С одной стороны, это обусловлено быстрым и успешным развитием авиационной и ракетно-космической техники, а также освоением сначала стратосферы, а затем и околоземного космоса (геокосмоса). С другой стороны, сказалась высокая информированность больших групп населения в результате совершенствования телекоммуникаций и СМИ.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Несколько лет назад, теплым июльским вечером, автор этих строк ехал в поезде, идущем на Кубань. Вместе с Анатолием Клименко — моим давним другом и одним из первых и наиболее активных советских уфологов — мы намеревались разгадать одну из тайн давно отгремевшей, но незабытой Великой Отечественной войны.
    Летом 1942 года Анатолию случилось увидеть в кубанском небе странный летающий объект, обладавший невероятно высокими полетными характеристиками. Позже он начал подозревать, что эти характеристики были не просто «невероятно высокими», но в буквальном смысле слова невозможными для любого летательного аппарата, построенного на нашей планете. Заинтересовавшись проблемой НЛО, Анатолий с начала 1970-х гг. стал постоянным корреспондентом Феликса Юрьевича Зигеля, известного популяризатора астрономии и «отца советской уфологии». Он собрал большой объем информации о наблюдениях неопознанных летающих объектов на территории Донецкой области Украины — в годы, когда само слово «НЛО» было в печати под категорическим цензурным запретом.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4