Загадки похода Игоря Святославича на половцев весной 1185 г. Часть 1

Втр, 02/17/2015 - 12:24

Б. Ольшанский. Слово о полку Игореве

Б. Ольшанский. Славянская Быль


Древнерусский город Новгород-Северский — центр небольшого удельного княжества, входившего территориально в состав Черниговских земель, возможно так и остался бы ничем непримечательным удельным городком, если бы не произошли события, ставшие знаковыми для Руси конца XII в. До сих пор они вызывают живой интерес у исследователей, и их нельзя считать полностью разгаданными. Пожалуй, ни одно историческое событие древнерусской истории не собрало такую огромную библиотеку научных и научно-популярных публикаций, как исследования в области изучения обстоятельств похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185г. на половцев и его поэтического описания «Слова о полку Игореве», где упоминалась река Каяла. туры в Грецию

Более 200 лет исследователями предпринимались попытки найти Каялу, но стоит признать, что они так и остались в области предположений, версий и гипотез. Таинственной и загадочной предстает перед нами Каяла. Большинство исследователей видело в Каяле именно реку, и применяя этимологические, историко-географические знания, скрупулезно изучая старинные карты XVI-XVIII в.в., пытались выйти на след Каялы. Кстати, если вы интересуетесь картами стран мира, то посетите сайт Евгения Федорова. В науке принято несколько этимологических решений названия этой неуловимой реки. Сторонники версий проникновения Игоря в глубь половецких территорий считали, что этимологическое решение названия Каялы стоит искать, исходя из тюркского слова — Каja «скала, утес» (К. Менгес), размещая ее в районах Приазовья, ведь русла многих рек в этом регионе проложены в архейских гранитах. Как скалистую определяет р. Макатиху и М.Ф. Гетманец, отождествляя ее с Каялой, считая, что ранее она имела скальные образования. Известный тюрколог Н.А. Баскаков, предложивший целый ряд этимологических решений относительно Сюурлия и Каялы, выводил название Каялы от тюркских слов — qyjYaq ~ qyjaq > qaja «всякая трава с режущими листьями: осока, волчьи бабки». Здесь мы уже видим диаметрально противоположный взгляд на район, где могла протекать Каяла, определяя ее как реку равнинную с обильными зарослями осоки, камыша, приближая ее к этимологии Сюурлия как реку «комариную» — полную мошкары, считая, что эти реки могли протекать недалеко друг от друга. Такое разнообразие этимологий Каялы не дает оснований для ее точной географической локализации. Часть исследователей предлагало видеть в Каяле не географический объект, не собственное имя реки, а нарицательное получившей свое название в связи с трагическим завершением Игорева похода, став для русских рекой скорби, горя, плача и смерти (Л.А. Дмитриев). Другие исследователи, замечая, что в древнерусской литературе XII-XIII в.в. игра слов была довольно распространенным явлением, полагают, что река с тюркским названием русскими была переосмыслена применительно к глаголу «Каяти», став рекой покаяния, раскаянья (А.И. Попов). Ряд исследователей полагал, что название реки как географического объекта могло перейти в нарицательное имя, став таким образом в один ряд с такими известнейшими названиями, как Ватерлоо и Рубикон. Но была ли река Каяла на самом деле? Пожалуй, на этот вопрос уже ответил известный украинский исследователь «СПИ» и похода Игоря на половцев Б.И. Яценко. В своем труде «Слово о полку Iгоревим та його доба» он берет за основу решение Л.О. Дмитриева в отношении Каялы как места скорби, плача, гибели, что подтверждается древнерусскими словами «жля, желя» (ритуал захоронения умерших или погибших, сопровождавшийся обрядом плача и причитания) и «жальник» (место захоронения, кладбище). Б.И. Яценко далее замечает, что: «…«желя» i «каяла» — синоніми i у лiтописнiй фразi «каяла» є уточненням, поясненням до слова «желя». Тому пропонуємо читати її так: «... наведе на ны плачь и во веселье место желю нареце каялы». Тобто «ріки» тут немає і не було: є дієслово «нарицяти», яке часто зустрічається у пам’ятках києво-руської літератури, як наприклад, в «Успенском сборнике» XII-XIII в.в. (М., 1971г.)» Не правда ли, довольно неожиданное и оригинальное решение проблемы летописной Каялы! Это решение поддерживаю и я.

В мифологии и эпосе различных народов мира культ воды, реки, озера имел едва ли не решающее значение. По преданиям, многие народы мира ведут свое происхождение от водной стихии, не является исключением и славянская мифология, в которой культ воды, почитания рек и озер был чрезвычайно развит. Реки в русском былинном эпосе олицетворяются, становятся действующими персонажами, наделяются чертами характера присущего людям. Почитание водных объектов, характерное для русского фольклора, нашло свое продолжение и в произведениях русских писателей. В «Тихом Доне» М.А. Шолохова и «Угрюм-реке» В.Я. Шишкова образы реального Дона и вымышленной Угрюм-реки помогают создать авторам широкие эпические картины происходящих событий, эти реки становятся неотъемлемой частью действия.

Целый ряд современных литературных произведений впитал в себя древние элементы героического былинного эпоса, и, несомненно, «СПИ» можно считать связующим звеном между древнерусским народным эпосом и современным литературным наследием. Особое место автором «СПИ» отводится созданию образов рек, являющихся важнейшими составляющими природной среды, к которым автор относится с величайшим уважением. Особенно это заметно в плаче Ярославны, которая обращается к рекам как к живым существам, которые могут вернуть Игоря из половецкого плена. Сам Игорь, прибыв к Донцу и скрываясь от преследования, воспевает величие этой реки, которая не раз помогала ему в походах, не подвела она Игоря и во время побега, скрыв его от преследователей. Вместе с тем в «СПИ» появляются и реки-антиподы, ставшие реками скорби, печали и слез. Такими реками предстают Стугна и Каяла, ставшими губительными для русских войск. Здесь уже можно рассматривать Каялу как реку жертвоприношения.

Исследуя этот вопрос, стоит обратиться к свидетельству Ипатьевской летописи и близким к ней спискам, где упоминаются географические названия рек, связанных с походом Игоря. Стоит обратить внимание, что, перечисляя речные объекты, летописец не пользуется предлогом «на»: на такой-то реке или озере: «идущим же им к Донцю реки», но не на Донец, «приида ко Осколу», но не на Оскол, «поидоша к Салнице», но не на Сальницу, «шел вкруг при езере», но не на озере. В этом отношении летописная фраза «на реце Каялы» стоит как бы особняком. Если бы летопись сообщала, что место желю было у рецы Каялы, тогда бы было абсолютно ясно, что речь здесь идет именно о реке. Как замечаем, летописец довольно внимательно относился к понятиям, связанным с речными объектами и участкам суши к ним примыкающим «на оной стороне рекы Сюурлия». В данном случае вполне правомерно предположить, что речь в летописи идет не о реке, а о некоем «месте желю», т. е. участке суши в значении назвать, дать прозвище, обозначить, наименовать.
Можно заключить, что здесь мы видим не упоминание географического объекта, названия реки Каялы, а участка суши, где произошли столь трагические события весны 1185г. То, что Каялы — объект не географический, можно заключить исходя из данных «Истории Российской» В.Н. Татищева, создавшего свой труд на основе летописных источников относящихся к поре раннего летописания. В его рассказе о походе Игоря присутствуют все географические объекты, упоминаемые в летописных источниках включая и Ипатьевскую. Здесь есть Донец и Оскол, Сальница и Сюурлий (Суурли, Суугли). О реке Каяле в его труде не упоминается вовсе, о ней нет даже намека.

То, что понятие Каялы присутствует только в Ипатьевском списке летописи, изобилующей риторическими вставками-размышлениями летописца или редактора, позволяет нам упоминание о Каяле отнести именно к риторическим вставкам-размышлениям летописца. Вслед за Б.И. Яценко я предлагаю чтение летописной фразы «нареце каялы», но в отличие от него, придерживаюсь мнения относительно понятия Каялы не Л.О. Дмитриева, а А.И. Попова, считавшего, что «Каяла, точнее Каялы есть типично кыпчакское (куманское, половецкое) название», замечающего, что игра слов, подобная сближению каять и каялы, была достаточно распространенным явлением в литературных памятниках конца XII — начала XIII в.в. и нет ничего удивительного, что место поражения русского войска в половецкой земле названо русскими половецким же словом. В риторических вставках Ипатьевской и подобных ей летописях четко прослеживается мысль летописца о понятии греха, неотвратимости божьего наказания, нравственного очищения и в конечном счете прощения Богом Игоря. Поражение и пленение князя Игоря расценивается летописцем как Божье наказание за тяжкий грех, совершенный им при захвате Переяславского города Глебова, жестоко расправившегося с его жителями-христианами, — мстя Владимиру Переяславскому за разорение Северских земель. Это понимает и Игорь: «се ныне вижу отместье от Господа Бога моего...» Исходя из этого реконструированная летописная фраза : «и тако во день святого воскресения наведе на ня Господь гнев свои в радости место наведе на ны плачь и во веселье место желю нареце каялы» должна рассматриваться не как летописное сообщение о гибели русского войска на реке Каяле, а как часть риторической вставки, относящейся к покаянной речи Игоря. Именно после сообщения о поражении русских войск следует и покаянная речь Игоря, понявшего, что это Божье наказание за его прегрешения. В авторитетнейшем, по мнению М.Ф. Гетманца, «Опыте словаря тюркских наречий» В.В. Радлова, которого известный исследователь в области топонимики Э.М. Мурзаев считает отцом сибирско-тюркской и монголо-язычной топонимики, можно найти подтверждение нашему предположению. В этом подробнейшем словаре тюркских языков и их диалектических разновидностей присутствуют такие слова, как:

1) КЫJAL ( КЫЙАЛ ) — «наказание, гнев, преступление»;
2) КЫJALLA ( КЫЙАЛЛА ) — «грешить, совершать преступление»;
3) КЫJALLAН ( КЫЙАЛЛАН ) — «провиниться»;
4) КЫJALLAT ( КЫЙАЛЛАТ ) — «соблазниться на грех, уличить в преступлении»;
5) КЫJALДA ( КЫЙАЛДА ) — «наказать, быть сердитым, сердиться, разгневаться»;
6) КАIНАЛ ( КАЙНАЛ ) — «терпеть какое-нибудь несчастье из-за греха»;

А чего стоят примеры, приведенные в этом же словаре В.В. Радловым:
КЫJАЛ ЕТТИ — «он согрешил»;
КУДАЙ КЫJАLДАДЫ — (КУДАЙ КЫЙАЛДАДЫ) — «Бог разгневался».

В предисловии к словарю В.В. Радлова находим пояснения автора относительно произношения некоторых букв и слов. Оказывается тюркское — «Ы» в фонетическом отношении не соответствует в полной мере русской — «Ы», а стоит в ряду гласных и по произношению ближе к русским — «О» и — «А»! Так что в Ипатьевской летописи мы можем видеть не что иное, как тюркский эквивалент русского понятия «БОГ РАЗГНЕВАЛСЯ», но уже с особенностями произношения тюркского слова русскими — «КАЯЛЫ» в том же значении! Вполне возможно, что автором «СПИ» летописное КАЯЛЫ было переосмыслено и найдено необычайно емкое по своей сути решение, создавшего литературный образ вымышленной реки Каялы — реки скорби и плача, реки смерти. Уже в самом понятии реки Каялы мы замечаем игру слов — ре КА ка ЯЛЫ или РЕ ка кая ЛЫ — как анаграмма.

Интересно отметить, что в турецком языке слово HAUAL обозначает представление, воображение, вымысел, фантазия! В татарском — ХЫЯЛ обозначает то же самое! В кара-калпацком — КЫЯЛЫЙ обозначает фантастику, вымысел! В казахском языке, наиболее близком к половцам, слова фантастика, вымысел, воображение произносятся как КЫЯЛИ! И у В.В. Радлова в словаре находим, что тюркское ХАJAЛ обозначало не что иное как воображение, дума, мысль! Ведь «СПИ» можно рассматривать как думу, размышления Автора о судьбе Руси конца XII в., раздираемую княжескими которами. Исходя из этого, можно заключить, что река КАЯЛА представляется нам как река вымышленная, фантастическая, плод воображения древнерусского автора! Возможно, исследователи на протяжении более 200 лет искали на самом деле несуществующую реку, приняв летописное обозначение «нареце каялы», т.е. «названное, наименованное каялы» — «Бог разгневался» за географическое обозначение реки, реки вымышленной неизвестным выдающимся древнерусским автором «СПИ»? Вполне возможно, что река Каяла в «СПИ» как поэтический образ представляет собой реку времени, безвозвратно унесшей победу. В мифологии древних народов мифы, связанные с образом реки, встречаются довольно часто. Известна по многим мифам Мировая река, но необычная в географическом пространстве Земли, а мифическая — водная преграда, отделяющая живых от мертвых. Такой представляется мифическая река Стикс, через которую слепой старик Харон перевозил умерших в царство мертвых Аид, которое считалось страшным, злополучным местом, полным безысходной скорби, печали и отчаяния. Такой же представляется и река Калари в баснословии финнов — вместилище всех бедствий и зол. Характерны для мифологического мышления древних народов и представления, связанные со временем как реки, не имеющей ни начала, ни конца, текущей из прошлого в будущее.

Древнегреческий диалектик Гераклит, наблюдая за течением реки, пришел к выводу, что в мире все течет, все изменяется и в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Образы рек времени характерны для художественно–поэтического творчества многих литераторов. Поэтому и Каяла может рассматриваться как река времени, река вечности, не имеющей ни начала, ни конца, текущей из прошлого в будущее, течение которой нельзя ни изменить, ни повернуть вспять. В древнеиндийском языке санскрите существует понятие qa, которое обозначало многих богов, солнце, душу, тело и время. В том же санскрите вода обозначалась словом Jala, из чего можно заключить, что Каяла «СПИ» могла как поэтический образ являться рекой времени, текущей из прошлого в будущее. В этом отношении фраза «с тоя же Каялы», где упоминаются события 1078 г., может рассматриваться как та же Каяла — река времени, река времен междоусобиц. «СПИ» стоит рассматривать как произведение глубоко философское, как поэму-размышление автора над прошлым и будущем Руси. Река времени КАЯЛА незримо связывает два драматических события 1078 и 1185 г.г., и, по мнению автора, гибель войск Игоря в половецкой степи явилась следствием разобщенности Руси. Лишь в объединении Автор видит будущее Руси. Это произведение направлено в будущее.

Другие материалы рубрики


  • ...В учебно-воспитательном процессе квалифицированные преподаватели стремились чтобы кадет был грамотным, культурным, смелым и сильным. Будущих офицеров учили математике, химии, словесности, иностранным языкам, этикету, верховой езде, хореографии и другим дисциплинам. В кадетском корпусе устраивались подвижные игры, спортивные соревнования, спектакли, а также балы, на которые приглашали гимназисток. Автор настоящей статьи в далеком 1970-м году, во время посещения племянника, у входа КПП Сумского артиллерийского Училища услышал разговор двух старушек, которые глядя на курсантов, приглашавших девушек на танцы, в пол-голоса вспоминали — какие были в кадетском корпусе балы до революции. Кадеты выходили приглашать гимназисток в парадной форме — с эполетами и шпорами. И, по оценке старушек, выглядели они представительнее современных курсантов...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • С появлением на вооружении союзной армии штуцеров (почти вся английская армия и до трети французской были вооружены новыми нарезными ружьями), превосходившими гладкоствольные ружья русских скорострельностью, кучностью и дальностью стрельбы, начинает широко применяться снайперская тактика боя. Поэтому сражение при Альме было одним из первых, где был массированно применен рассыпной строй пехоты. С появлением стрелков, вооруженных штуцерами, в тактике легкой пехоты происходят изменения, вызванные дальнобойностью их ружей. Уже с 40-х годов повсеместно появляется новая легкая пехота, и прежний рассыпной строй постепенно приобретает новые формы, знаменующие собой зарождение новой тактики для всей пехоты — стрелковой цепи в ее полном понимании.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...В 1722 г. вышел указ, разрешающий принимать на заводы беглых крепостных, не возвращая их владельцам. Таким образом, правительство явно предпочитало интересы заводчиков, интересам традиционных землевладельцев. Правда в 1724 г. правительство, идя на уступки этим последним, вынуждено было запретить прием беглых и беспаспортных, но уступка не была полной. Квалифицированного рабочего заводчик имел право оставить у себя, уплатив бывшему владельцу установленную правительством стандартную компенсацию — 50 руб. Одновременно вышел указ, приравнивающий трудовую повинность на заводе к воинской повинности: «С приписных слобод и заводов рекрут не брать, а сколько когда по генеральным расположениям надлежит быть с тех слобод рекрут во взятье, то оных определять в заводские работы и обучать всякому мастерству».



  • ...Императрица Анна правила десять лет. Это правление не оставило по себе добрую память. Анну не любили, зло называли «немкой». Между прочим, несправедливо. В действительности, она последняя из российских монархов не имела в своих жилах ни капли немецкой крови. Ее отцом был сын Алексея Михайловича Романова и урожденной княжны Милославской Иоанн V, матерью — царица Прасковья, урожденная Салтыкова. Мрачную тень на царствование наложили репрессии против действительных и мнимых заговорщиков, учреждение Канцелярии тайных розыскных дел. Вместе с тем, правление дочери Ивана V было не лишено определенных позитивных наработок. В их числе можно назвать довольно успешную внешнюю политику на западе (возведение на польский престол ставленника России Августа III), расширение жизненного пространства русского народа дальше на юг.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Дашкевич был строителем города Чигирина. Неоднократно совершал нападения на русские приграничные города. В 1521 году крымский хан Махмет-Гирей предложил Дашкевичу с его людьми принять участие в набеге на Московское государство. От Воронежа до самой Москвы были сожжены все деревни и города. После отпора под стенами Москвы крымчаки внезапно схватили Дашкевича с его людьми и обратили в пленников, но ему удалось бежать. В отместку Дашкевич в 1523 году напал на Очаков, а затем опустошил множество аулов в Крыму. В 1528 году вместе с Предславом Лянцкоронским и большим отрядом казаков, трижды разгромив татарские отряды, опять разорил Очаков, забрав 500 коней и 30 тысяч голов скота.



  • ...В январе 1816 года, в журнале «Украинский Вестник» вышла статья Г. Ф. Квитки об организации Общества Благотворения. Как писал Григорий Федорович, в конце 1811 года было основано дворянское Общество Благотворения для оказания поддержки дворянам, по разным причинам впадших в бедность.
    Председателем общества был Андрей Федорович Квитка. В Совет вошли: Афанасий Иванович Стойкевич, Петр Иванович Ковалевский, Андрей Иванович Безруков, Григорий Федорович Квитка.
    Общество собрало более 200 вкладчиков дворянского сословия. Капиталы общества были положены на ниву благородной цели  — благотворительности. Один из примеров его деятельности  — создание и финансирование затрат Института Благородных девиц...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Предок Н.В. Гоголя. Гетман Правобережной Украины. Сподвижник Богдана Хмельницкого, полковник брацлавский, подольский или поднестрянский. После восстановления власти Польши над правобережной Малороссией, Гоголь сохранил свое полковничество, но несколько раз еще восставал против поляков, стремясь присоединить к России и правый берег Днепра. Позднее он присоединился к Дорошенко и оставался на его стороне даже тогда, когда на Переяславской раде 1674 г. все другие правобережные полковники признали Самойловича гетманом обеих сторон Днепра. После низложения Дорошенко Гоголь оставался под покровительством Турции; но когда в 1675 г. король Ян Собеский занял Брацлавщину, Гоголь сдал ему находившиеся в его власти города и сам перешел на сторону поляков. В 1676 г. он получил от польского правительства титул гетмана, с которым не соединялось, однако, действительной власти, так как поляки не могли удержаться в Брацлавщине перед новым походом турок. Гоголь, с признававшими еще его власть казаками, был переведен в польское Полесье. Большинство казаков вскоре перебежало на левый берег Днепра, к Самойловичу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Официальным документом о возведении укрепленной линии служит указ Военной Коллегии на имя генерал-майора от фортификации Дебриньи от 25 мая 1730 г., которым предписывается ему осмотреть места между реками Орелью и Северным Донцом, с целью построения там крепости или линии для охраны южных пределов от набегов крымских татар. Очень может быть, это поручение было следствием представления проекта графа Вейсбаха. 15 января 1731 года инструкция Правительствующего Сената на имя сенатора генерал-майора Тараканова и генерал-майора Дебриньи говорила о формировании в Украине 20 полков, для образования из них поселений. «…А для лучшего охранения той Украины между речками Северским Донцом по Берестовой, Орели речками и по Северскому Донцу сделать линию и, усмотря, где опасные места к проходу неприятельскому, сделать крепости и поселить из тех же украинских полков, где сколько будет возможно, при тех местах в близости…» Местность на всем протяжении, где должна проходить линия, представляла обширную равнину, пересеченную множеством речек и ручьев, протекавших в оврагах.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Началась жестокая партизанская война с поляками. «С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко». Поляки, при помощи литовского гетмана Радзивила, разбили казаков и взяли Любеч, Чернигов и Киев. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый Белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Хмельницкого в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселения в пределы Московского государства приняли характер массового движения. Хмельницкий старался задержать его, но безуспешно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • К середине XІX ст. в силу субъективных и объективных причин Османская империя оказалась в стадии глубокого политического и экономического кризиса. И только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану Махмуду II, падишаху Высочайшего Османского государства, халифу, а после его смерти султану Абдул-Меджид I, дважды — в 1831 и в 1839 годах — избежать завоевания Константинополя непокорным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, Порте [в переводе — врата. Иными словами, турецкое правительство — канцелярия великого визиря (самого главного министра) и дивана (высшего органа исполнительной, законодательной или законосовещательной власти)] необходимо было решать проблемы, связанные с борьбой православных народов Балкан и других регионов за независимость, освобождение от османского влияния. Вооруженные восстания в Валахии и Молдове в 1821 г., в Черногории в 1852–1853 гг. создавали напряженную политическую обстановку в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5