"Жирные" гармоны

Втр, 10/07/2014 - 18:42

Рис.1

Рис.2

Рис.3

В современном обществе особо популярной становится тема избыточного веса и возможных путей устранения этой проблемы. Известны сотни самых разнообразных диет, различные физические упражнения и даже хирургические вмешательства, призванные избавить человечество от этой напасти. Общей особенностью всех перечисленных «панацей» является их малая эффективность (если она вообще есть) и недолговечность позитивного результата. Чем же это вызвано? Прежде всего, тем, что жир — это не просто балластная часть организма, созданная для обезображивания нашего внешнего вида, а сложнейшая многофункциональная система, вырабатывающая огромное количество жизненно важных гормонов и влияющая почти на все физиологические процессы, протекающие в других органах (см. рис. 1). От «жирных» гормонов зависят и внешние формы организма, и артериальное давление, и пигментация тела, и настроение человека и многое-многое другое, так необходимое для полноценной жизни. Так что избавление от избыточного веса — проблема комплексная и многоотраслевая, которую нельзя свести к банальному постулату: «кушай — не кушай». Да и что такое лишний вес? Вопрос также не из легких. Постараемся внести ясность в эту животрепещущую проблему, так будоражащую умы всего прогрессивного человечества.

Начнем по порядку. Что такое жир и зачем он нужен? В первую очередь разберемся в самом термине «жир», поскольку этим словом частенько называют довольно разные вещи. То, что в просторечье называют жиром и что так некрасиво выделяется по бокам чрезмерно тучных людей, на самом деле является жировой тканью (адипозным органом), состоящей помимо жировых клеток (адипоцитов) из самых разнообразных компонентов. Так, в ее структуру входят кровеносные сосуды, нервные клетки, коллагеновые, ретикулярные и эластичные волокна и прочие анатомические компоненты, выполняющие самые разные функции по защите, построению и регулированию этого органа в составе целостного организма (см. рис. 2). Насколько понятно уважаемому читателю, сами молекулы вреда не несут и внешность нашу не портят, а вот ткань, так активно их в себя впитывающая, может вызвать определенные неудобства и проблемы. Но, борясь с адипозным органом, можно ненароком повлиять и на другие процессы и системы организма, что значительно усложняет работу по сбрасыванию лишних килограммов без вреда для здоровья.

Прежде всего, это связано с эндокринной ролью жировой ткани в организме, обусловленной целым рядом биологически активных веществ, которые активно вырабатываются в адипоцитах. Эти вещества называются адипокины (адипоцитокины) — гормоны жировой ткани. Секретироваться они могут тремя разными способами: аутокринно (секреция клеткой гормонов для самой себя), паракринно (гормоны достигают мишени путем диффузии в межклеточном веществе), эндокринно (попадают в жидкие среды организма; чаще всего в кровь). Известно огромное количество адипокинов (неизвестно, скорее всего, еще больше): лептин, адипонектин, интерлейкин-6 и интерлейкин-8, фактор некроза опухолей-α, ангиотензиноген и ангиотензин-II, ингибитор активатора плазминогена-1 (ИАП-1), трансформирующий фактор роста-β, оментин, висфатин, адипофилин, адипсин, резистин, апелин и т.д. Кроме них, есть еще гормоны, которые хоть и не вырабатываются непосредственно в жировой ткани, но активно на нее влияют, и тем самым, вовлечены в построение внешнего вида обжоры.

Значение перечисленных гормонов для полноценного функционирования организма на всех этапах его развития подтверждает и тот факт, что многие из них, помимо других веществ, обнаружены в составе материнского молока, которое помогает малышу быстрее адаптироваться к агрессивным факторам внешней среды. Так, в него входят лептин, грелин, адипонектин, резистин, обестатин и т.п.

В первую очередь внимания заслуживает гормон жировой ткани лептин, который из-за огромного количества молекулярных «посредников» активно влияет на самые разные жизненно важные процессы организма. Так что предлагаю начать наше обозрение непосредственно с него.

ЛЕПТИН. Гормон жировой ткани (также он вырабатывается желудочным эпителием и плацентой). Термин в переводе с греческого означает «тонкий» или «худой». Своим физиологическим действием он в полной мере оправдывает это название. Лептин — один из важнейших регуляторов массы жировой ткани и веса тела человека и животных, поскольку уменьшает потребление пищи и стимулирует энергетические затраты. Кроме влияния на наш внешний вид, этот гормон регулирует множество других жизненно важных процессов: 1) функционирование мужских и женских половых органов; 2) развитие молочных желез; 3) формирование костной ткани; 4) иммунную систему, кровяное давление, рост сосудов и кроветворение; 5) работу кишечника, почек и легких; 6) уменьшает быстрый и стимулирует глубокий сон; 7) уменьшает секрецию инсулина в панкреатических клетках поджелудочной железы.

• Те, кто по тем или иным причинам интересуется своим здоровьем и возможностью его улучшения, знают, что забота о здоровье стала дорогим удовольствием. Если раньше достаточно было бросить пить, курить, заняться утренними пробежками и чаще есть фрукты и овощи, то теперь приходится еще и покупать всевозможные товары, без которых, как утверждает реклама, здоровья не получишь. В частности, неотъемлемыми спутниками здорового образа жизни считаются биологически активные добавки к пище (БАДы), спрос на которые усиленно поддерживают статьи в популярных журналах, где подробно и со ссылками на научные данные расписываются достоинства того или иного препарата.
    Все БАДы можно разделить на несколько функциональных групп. Это, прежде всего, вещества, которые либо вообще не синтезируются в организме (являются незаменимыми), либо их синтез часто нарушается по тем или иным причинам. Из этой группы пищевых добавок наиболее известны витамины. Само слово «витамины» было придумано для обозначения веществ, которые должны поступать в организм в небольших количествах и нехватка которых приводит к различным проблемам со здоровьем — авитаминозам.

• Знаете ли вы, что наши клетки обладают памятью? Они помнят не только то, что вы обычно едите на завтрак, но и чем питалась во время беременности ваша мама и бабушка. Ваши клетки хорошо помнят, занимаетесь ли вы спортом и как часто употребляете алкоголь. Память клеток хранит в себе ваши встречи с вирусами и то, насколько сильно вас любили в детстве. Клеточная память решает, будете ли вы склонны к ожирению и депрессиям. И во многом благодаря клеточной памяти мы отличаемся от шимпанзе, хотя имеем с ними примерно одинаковый набор генов. И эту удивительную особенность наших клеток помогла понять наука эпигенетика.
    пигенетика — довольно молодое направление современной науки. И пока она не так широко известна, как ее «родная» сестра, генетика. Многие, возможно, вообще впервые слышат это слово. В переводе с греческого предлог «эпи-» означает «над», «выше», «поверх».

• ...За годы, прошедшие с момента, когда на микро-РНК всерьез обратили внимание, были обнаружены сотни подобных молекул — у одного человека их оказалось более 150. Живые организмы используют их как надежный инструмент для контроля экспрессии генов; примерно половина микроРНК, присутствующих у человека, обнаружена у иглобрюха, хотя оба вида дивергировали 400 млн. лет назад...

• Человечество впервые за всю известную историю приблизилось к моменту, когда в авангарде мирового прогресса появился инструмент, способный объединить большинство естественных и технических наук, и через призму философского мировоззрения породить единую систему управления живой и неживой природой. Имя этого новшества: бионанотехнологии, а стоят они на перекрестках биологии, нанонауки, химии, физики, информатики, робототехники и т.п.
    Направление зародилось в 2004 году, когда голландский профессор технического университета г. Делфтса Сиз Деккер объединил углеродную нанотрубку с молекулой ДНК.
    Бионанотехнологии — революционное направление нанонауки, изучающее взаимодействие нанообъектов с живыми системами, получение наночастиц с использованием биореакторов и применение бионаноструктур для решения актуальных вопросов медицины, экологии, сельского хозяйства и других отраслей практической или теоретической деятельности.

• Не торопитесь отвечать на этот простой, как кажется, вопрос, потому что за вас на него ответил шведский невролог Йонас Фрисен: каждому взрослому человеку в среднем пятнадцать с половиной лет. Если по паспорту вам, например, шестьдесят, то хрусталики ваших глаз в среднем на 22 недели старше, мозг примерно ваш ровесник, а вот вашей коже всего две недели от роду.
    Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: наше тело почти полностью обновляется за семь лет. Старые клетки постепенно отмирают, их места занимают новые.
    Клетки действительно обновляются, но откуда взялась мифическая цифра «семь», никто толком не знает. Для некоторых клеток срок обновления установлен более или менее точно, а именно: 150 дней для клеток крови, за постепенным замещением которых можно проследить после переливания крови, и две недели для клеток кожи, которые появляются в ее глубинных слоях, постепенно мигрируют на поверхность, отмирают и отшелушиваются.

• Иммунитет — это не только выработка антител и активация фагоцитов. Растения и многие животные справляются с инфекциями с помощью пептидов, способных уничтожать патогенные микроорганизмы. Антимикробные пептиды растений, простейших, насекомых и высших животных, включая человека, близки по структуре. Это наводит на мысль, что они представляют собой древнейшую систему защиты организма от инфекции, которая сохранилась даже у животных с развитой иммунной системой практически в первозданном виде. Несмотря на свой «преклонный возраст», антимикробные пептиды эффективно борются с бактериями, что создает перспективы для их практического применения.

• Семена культурной сои, иногда называемые «соевыми бобами» (от англ. soya bean, soybean) — широко распространенный продукт питания, известный еще в третьем тысячелетии до н. э. Сою часто называют «чудо-растением» — отчасти благодаря сравнительно высокой урожайности и высокому содержанию растительного белка во многом аналогичном животному, в среднем составляющего около 40% от массы семени, а у отдельных сортов достигающего 48—50%. В связи с этим соя часто используется как недорогой и эффективный заменитель мяса, причем не только людьми с небольшим достатком, но и просто следующими диете с ограниченным употреблением мяса (например — вегетарианцами). Так же входит в состав некоторых кормов для животных.

• Вообще говоря, проблема зарождения жизни некорректна с точки зрения нормальной науки. Действительно, речь здесь может идти лишь о создании более или менее правдоподобной и аргументированной гипотезы либо теории. Проверить же эту гипотезу экспериментально, как того требует серьезная наука, по понятным причинам никто и никогда не сможет... Тем не менее, такие гипотезы и теории существуют, о них спорят и пишут. В последние годы — даже российские химики, которым еще недавно было совсем не до того. В частности, об этой проблеме задумались химики из новосибирского Академгородка.

• Пытаясь проследить пути расселения человеческих субпопуляций и изменение их численности за многие тысячелетия, ученые прибегают к данным о географической распространенности мутаций особого типа, которые часто бывают связаны с наследственными заболеваниями человека.
    Двое мужчин средних лет, проживающих за тысячи миль друг от друга и никогда не встречавшихся, могут обладать одним редким признаком: способностью усваивать железо настолько хорошо, что это преимущество оборачивается для них бедой — серьезным системным заболеванием, нередко с летальным исходом.

• Некоторые ученые всю жизнь занимаются одним-единственным объектом и одной-единственной проблемой. Меня же все время носило из стороны в сторону. Одним из таких «заносов» было увлечение кошками. Не могу сказать, что я их страстный любитель... Но я посвятил этим домашним хищникам изрядную часть своего свободного времени, потому что их генетика оказалась безумно интересной. Да и знакомиться с наукой о наследственности намного увлекательнее на таком обаятельном объекте, чем на классической мушке-дрозофиле.